Наука плюс практика


На состоявшемся Научно-техническом совете Министерства транспорта и коммуникаций рассматривался вопрос о внедрении научно-технической продукции. Генеральный директор РУП “БелдорНИИ” Алексей Бусел, представляя итоги своей работы, отметил, что в целом по основным показателям эффективность деятельности института повысилась. Если в 2001 году экономический эффект на 1 рубль затрат, вложенных в науку, составлял 3,6 рубля, то по итогам 2002 года этот показатель увеличился до 3,8 рубля. Составляющие этого успеха заключаются в более активной работе ученых с производственными подразделениями по конкретным вопросам.

Приводя примеры, хочется отметить следующее. Впервые в практике дорожного строительства республики при устройстве покрытия были применены щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси с добавлением целлюлозного волокна. В общей сложности на Минской кольцевой автодороге уложено 73,4тыс.т такого материала.
Экономический эффект от совместной работы отдела асфальтобетона и дорожных технологий РУП “БелдорНИИ” с РУП “Магистральавтодор” и трестами “ДСТ-5” и “СМТ-8” составил 820 млн руб.

13 июня Президент Беларуси лично вручал награды за большой личный вклад в обеспечение реконструкции кольцевой дороги вокруг города Минска и досрочную сдачу объекта. Руководитель отдела асфальтобетона и дорожных технологий РУП “БелдорНИИ” Валерий Кушинский награжден орденом Почета за эту целенаправленную работу. Таким образом, помимо материального, достигнут и моральный эффект.
Не менее эффективна примененная на МКАД технология и организация работ по возведению земляного полотна на переходах через болота в пойме реки Цна. Замена варианта насыпи со свайным полем и железобетонными плитами на плавающую насыпь, армированную сплошными прослойками геотекстильного полотна, позволила ускорить строительство и получить экономический эффект от внедрения этой технологии на сумму около 900 млн руб. Владислав Штабинский, автор этой работы, отмечен Почетной грамотой департамента “Белавтодор”. В его актив входит также разработка новых конструкций укрепления конусов насыпей. Только на одном путепроводе через железную дорогу Рославль-Кричев это решение позволило заменить балки центрального пролета длиной 33 м на балки длиной 24 м и получить эффект 46,5 тыс. руб. в ценах 1991 г.
Внедрение новых разработок отдела мостов РУП “БелдорНИИ”, возглавляемого Ольгой Вайтович, принесло свои положительные результаты. Только предложенное нашими разработчиками применение арматурных сталей, выпускаемых Белорусским металлургическим заводом, в мостовых конструкциях позволило получить экономический эффект на сумму более 600 млн рублей. При этом импорт зарубежного металла сократился более чем на 300 тонн, а это 5 железнодорожных вагонов.
Традиционно высокий эффект достигается за счет применения эмульсионных технологий.
В прошлом году с использованием битумных эмульсий устроено 1402 км поверхностных обработок покрытий автомобильных дорог. Экономический эффект от внедрения этого мероприятия составляет более 1,4 млрд руб.

Разработана технология производства холодных гравийно-эмульсионных смесей для строительства оснований и покрытий автомобильных дорог. Протяженность устроенных конструктивных слоев дорожной одежды с использованием этих материалов составила 13,2 км, получен экономический эффект в размере около 92 млн руб.
Кроме того, в прошлом году продолжалось устройство защитных слоев на покрытиях автомобильных дорог литыми холодными асфальтобетонными смесями по технологии “Сларри Сил” в объеме 146,3 км, для чего произведено и использовано более 25 тыс. т катионных битумных эмульсий.
Освоена технология реабилитации асфальтобетонных покрытий методом пропитки с использованием специальных эмульсий. Реабилитация покрытия произведена на 17,6 км автомобильных дорог. В расширении объемов использования битумных эмульсий основная заслуга принадлежит отделу органических вяжущих под руководством Радькова Николая Васильевича.
Несомненный успех в освоении новых материалов принадлежит Химико-технологическому центру РУП “БелдорНИИ” под руководством Виктора Шумчика. На его счету получение шлакового щебня путем переработки отходов Белорусского металлургического завода. В прошлом году из этого материала устроено 25 тыс. м3 оснований и укрепленных обочин.

Полимерно-битумные композиции стали основой для внедрения мембранной технологии ремонта жестких дорожных одежд.
С применением данной технологии отремонтировано 5,8 км дорог с цементобетонным покрытием. Экономический эффект составил 55,5 млн руб. Мембранная технология была опробована при устройстве защитной гидроизоляции ездового полотна на мостах.
Объем выполненных защитно-гидроизоляционных покрытий с применением этой технологии составил 2,6 тыс. м2. При этом достигнуто существенное снижение материалоемкости строительства и трудоемкости работ. Экономический эффект от внедрения превысил 60 млн руб.
При выполнении укрепительных работ широко применялись геотекстильные материалы, в том числе с семенами многолетних трав. Общий объем — около 90 тыс. м2, экономический эффект — 124 млн руб.
Список внедренных разработок можно продолжить. За каждым таким фактом стоит напряженный творческий труд ученых и производственников. Там, где есть живая совместная работа, там и результат.

Наиболее продуктивно РУП “БелдорНИИ” сотрудничает с УП “Минскоблдорстрой”, получившим в 2002 году эффект от внедрения мероприятий по новой технике и технологиям в размере более 2,1 млрд рублей. Хороших успехов в деле освоения новых технических решений добились УП “Витебскоблдорстрой” — эффект 587 млн руб., УКДПРСП “Могилевоблдорстрой” — 222 млн руб., ОАО “ДСТ №1, г.Витебск” — 200 млн руб., ОАО “ДСУ-1, г.Рогачев” — 183 млн руб., ОАО “ДСТ №2, г.Гомель” — 175 млн руб.
Экономия материальных, энергетических и трудовых ресурсов от использования научных разработок, изобретений и рационализаторских предложений в 2002 году составила: битума — более 2,1 тыс. т, щебня — 56 тыс. м3, топлива и горюче-смазочных материалов — 199 т у.т.
Это важный резерв для выполнения напряженных производственных программ. Поэтому вложение денег в науку выгодно как отдельным предприятиям, так и всей отрасли в целом.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость