Внебюджетное жилищное финансирование на основе муниципальных займов будет продолжать развиваться


Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2003 г. №56 “О мерах по выполнению заданий на 2003 год по строительству жилых домов”

В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 год (утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2002 г. №580) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2003 г. №56 установлены конкретные задания по областям, г. Минску, республиканским органам государственного управления и другим организациям по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов.
Всего в 2003 году планируется ввести в действие 3 млн м %22 общей площади жилья, в т.ч. в сельской местности 30% от этого объема (в прошлом году было сдано в эксплуатацию 2825 тыс. м 2, или 113% к минимальному заданию; в сельской местности — соответственно 893,9 тыс. м 2, или 119%).
В текущем году существенно увеличены поквартальные параметры ввода в эксплуатацию жилья: в 1 квартале — не менее 22%, в первом полугодии — не менее 45% и за 9 месяцев 2003 года — 75% годового объема ( в 2002 году эти показатели составляли соответственно 17, 40 и 70% годового объема).
Как и прежде, пристальное внимание уделяется жилищному строительству в сельской местности.
Облисполкомам, Министерству сельского хозяйства и продовольствия поручено обеспечить строительство жилых домов, приобретение и ремонт пустующих жилых домов (квартир) на селе из расчета 5 домов (квартир) в каждой сельскохозяйственной организации. Все хозяйства до 18 февраля 2003 г. должны утвердить перечни пустующих жилых домов, подлежащих приобретению, реконструкции и ремонту.
В сентябре прошлого года после проведения местными исполнительными и распорядительными органами комиссионного обследования незаселенных жилых помещений и уточнения количества пустующего жилья Минжилкомхоз и Минсельхозпрод с участием заинтересованных организаций утвердили мероприятия по максимальному вовлечению в оборот пока еще неиспользуемых жилых помещений. По данным облисполкомов, на 1 января 2002 г. в республике насчитывалось более 120 тысяч пустующих индивидуальных домов и квартир.
Определенная часть таких жилищ (в зонах радиоактивного загрязнения, ветхие и др.) вряд ли может быть использована по целевому назначению, в то же время другие после их ремонта и реконструкции могут быть заселены семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Правительством рекомендовано облисполкомам и ОАО “Белагропромбанк” направлять на приобретение колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями принадлежащих физическим лицам не завершенных строительством и пустующих жилых домов (квартир) в сельских населенных пунктах не менее 15% годового объема льготных кредитных ресурсов, предусмотренных для финансирования жилищного строительства на селе.

Выполнение программы жилищного строительства должно обеспечиваться ритмичным и своевременным финансированием строек. Поэтому постановлением Правительства установлены расчетные показатели по финансированию жилищного строительства в 2003 году по регионам и источникам финансирования.
Всего для выполнения годового задания по вводу в эксплуатацию жилья требуется 1215,6 млрд рублей. Намечено, что эти потребности на 48,5% будут покрыты средствами населения (590 млрд рублей), на 12,1% — бюджетными льготными кредитными ресурсами (146,6 млрд рублей), на 10,4% — средствами предприятий и организаций включая займы и инновационные фонды (127 млрд рублей), на 15,3% — средствами местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов (185,8 млрд рублей), на 5,4% — за счет бюджетных средств, направляемых на строительство жилых помещений социального пользования и для льготных категорий граждан, определенных законодательством, а также за счет средств на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС (66,3 млрд рублей).
Специальным приложением к постановлению Правительства установлены расчетные показатели по областям и г. Минску по финансированию строительства жилья за счет субсидий включая безвозмездную финансовую помощь военнослужащим, уволенным в запас (отставку) в сумме 21,2 млрд рублей и объемы льготных кредитных ресурсов на кредитование военнослужащих и работников органов внутренних дел в размере 10,95 млрд рублей.
Как известно, традиционно средства местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов направляются на строительство жилья в сельской местности (в размере не менее 30%), на предоставление займов (кредитов) и ссуд гражданам, а также юридическим лицам (осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства) для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.

В текущем году в соответствии с п.п.5.3 статьи 11 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2003 год” до 20% средств указанных фондов областные и Минский городской совет депутатов должны направлять на строительство жилья для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях ветхих и непригодных для проживания жилых домов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Установлено также, что республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы могут использовать на финансирование строительства жилья и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры часть средств инновационных фондов, а также другие средства, находящиеся в их распоряжении. Причем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, эти средства должны предоставляться в виде займов в порядке и на условиях, определенных Примерным положением, утвержденным постановлением Совета Министров от 30.03.2000 г. №428.
Согласно Закону “О бюджете Республики Беларусь на 2003 год” (п.2 ст.23), источником финансирования жилищного строительства будет являться и часть средств местных бюджетов, направляемая в соответствии со ст. 21 Закона о приватизации жилищного фонда на индексацию именных приватизационных чеков “Жилье”, начисленных непосредственно гражданам, членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также полученных по наследству и подаренных супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуками.

Особо важной задачей при реализации государственной жилищной политики является совершенствование механизма финансирования строительства (реконструкции) и ремонта жилых помещений.
Прежде всего речь идет о более широком использовании внебюджетных источников финансирования, введении в практику новых финансово-кредитных механизмов.
В этих целях в первом полугодии 2003 г. Минфином, Минэкономики, Минстройархитектуры совместно с Национальным банком и Минюстом будут проработаны вопросы практического применения систем строительных сбережений и ипотечного кредитования, а также образования сети страховых компаний по страхованию долгосрочных ссуд, инвестиционных рисков с введением страховых взносов по жилищному строительству.
В текущем году предусматривается осуществить отработку новой схемы финансирования жилищного строительства в условиях намечаемого на будущие годы прекращения выделения Национальным банком эмиссионных средств на льготное кредитование граждан.
ОАО “Сберегательный банк “Беларусбанк” предложено предоставить за счет собственных ресурсов льготные кредиты гражданам (на условиях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 г. №185) для строительства и реконструкции жилых помещений на сумму не менее 100 млрд рублей.
Это, в свою очередь, позволит привлечь на финансирование строительства жилья и дополнительные собственные средства граждан, состоящих на квартирном учете.

В целях дальнейшего стимулирования привлечения средств населения на жилищное строительство в 2003 году сохраняется действовавшее в прошлом году положение об освобождении граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющих строительство жилья с финансовой поддержкой государства (субсидии, займы и льготные кредиты) или за счет собственных средств, от платы за создание жилищной инфраструктуры в пределах нормируемого размера общей площади строящегося жилого помещения.
Для граждан, не состоящих на квартирном учете, размер платы за создание указанной инфраструктуры будет установлен облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики.
Будет продолжена работа по развитию и совершенствованию внебюджетного финансирования жилищного строительства на основе муниципальных жилищных займов.
Весьма важным в этом деле является то, что благодаря хорошо продуманной системе организации работ на всех этапах инвестиционно-строительного процесса, исключению при этом непроизводительных затрат, совершенствованию проектных решений, реализации мероприятий по энерго- и ресурсосбережению достигается существенное сокращение нормативных сроков строительства (в среднем на 6,7%) и на этой основе значительное сокращение фактической стоимости строительства (в расчете на 1 м 2 общей площади жилья в г. Минске стоимость строительства в 1,2-1,4 раза ниже по сравнению со средней рыночной ценой).
Все это делает доступным и привлекательным жилье, возводимое в рамках облигационных жилищных займов, для многих семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доступности жилья во многом способствует и то, что в соответствии с указами Президента Республики Беларусь работы по строительству жилья не облагаются налогами и неналоговыми платежами (кроме обязательных взносов на государственное социальное страхование и в Государственный фонд содействия занятости), относимыми согласно налоговому законодательству на их себестоимость.
Прибыль, полученная юридическими лицами по операциям с ценными бумагами жилищных займов, кроме прибыли от реализации данных бумаг по ценам, превышающим их номинальную стоимость, увеличенную на сумму процентной ставки, установленной при выпуске этих бумаг, не учитывается при исчислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Часть доходов, полученных от реализации квартир, построенных за счет средств займов, используется для создания фонда жилья социального пользования, предоставляемого малообеспеченным нетрудоспособным гражданам и гражданам, имеющим в соответствии с законодательством льготы на внеочередное получение жилья (больные активной формой туберкулеза, дети-сироты и др.).
В г. Минске на 1 ноября 2002 г. было передано для этих целей 73 квартиры.
В целом поддержка и распространение в других регионах республики практики проведения жилищных займов, строительства и реализации жилья по указанной схеме будут способствовать развитию внебюджетного финансирования жилищного строительства и, в конечном счете, ускорению решения жилищной проблемы.

В текущем году в рамках программы жилищного строительства будет осуществляться выполнение и ряда других важных решений Правительства, связанных с повышением эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения, а также защитой прав потребителей коммунальных услуг на основе внедрения энергоэффективных технологий и новых форм организации обслуживания.
Так, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено обеспечить строительство в 2003 году не менее чем по 200 квартир в жилых домах типовых потребительских качеств в каждой области и г. Минске, предназначенных для отселения граждан из крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий, на время проведения их тепловой модернизации, и в дальнейшем осуществлять строительство таких домов по мере необходимости.
В 2003-2005 годах должно быть обеспечено также выполнение заданий по отселению граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, с привлечением средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, льготных кредитных ресурсов и средств населения.
Районным, городским, городским районным исполнительным и распорядительным органам предписано запретить в 2003 году ввод в эксплуатацию и регистрацию вновь построенных жилых домов долевого строительства, а также реконструируемых и капитально ремонтируемых без создания товариществ собственников. Работа в этом направлении ведется, но недостаточно активно. Подтверждением тому является мизерное количество созданных товариществ собственников жилья после принятия Закона “О совместном домовладении” (8 января 1998 г.) — только 106 товариществ. В то время как в жилищном фонде республики только в государственной собственности находится более 97 тыс. жилых домов (в т.ч. в ведении местных исполнительных комитетов — около 50 тыс. домов). Причем большая часть квартир в этих домах приватизирована и отнесена к частному жилищному фонду.
В целях активизации этой работы Минэкономики и Комзему поручено до 1 марта 2003 г. принять согласованное решение об освобождении создаваемых товариществ собственников и организаций по эксплуатации и реконструкции жилищного фонда от затрат, связанных с регистрацией их в качестве юридического лица, и упрощении процедуры выдачи товариществам собственников актов на право пользования земельными участками.
В регионах республики уже развернута конкретная практическая работа по выполнению указанных директивных и нормативных документов. Ход выполнения установленных заданий по жилищному строительству находится на постоянном контроле в Совете Министров, а персональная ответственность за обеспечение их выполнения возложена на Министра архитектуры и строительства, председателей облисполкомов и Минского горисполкома.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного советапо проведению жилищной реформыи развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2003 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость