Дороги терпят убытки


Большие убытки, которые в результате действий вандалов несут дорожные предприятия, в конечном счете оплачивает налогоплательщик. Арифметика здесь такова: стоимость простейшего дорожного знака начинается с десятков тысяч рублей, намного дороже обходится ремонт автопавильонов и автобусных остановок. Общая сумма, в которую ориентировочно обошлась “работа” вандалов за прошлый год только на республиканских дорогах, составила более 160 млн рублей. Было повреждено и разграблено несколько тысяч сигнальных столбиков, дорожных знаков, сотни павильонов, других элементов обустройства дорог. Беспокоит и тот факт, что минувший год не является исключением из правил. Наоборот, такие колоссальные потери наносятся дорожному хозяйству, а значит, и всем пользователям автодорог, ежегодно.

В прошлом году “Могилевавтодору” действиями вандалов был причинен ущерб в сумме порядка 5 млн рублей, возмещено — 54 тысячи; “Гродноавтодору” — около 30 млн и 0 рублей соответственно; “Минскавтодору” — чуть менее 8 млн и 35 тысяч соответственно. К сожалению, поимка вандалов и возмещение ими ущерба по-прежнему остается из ряда вон выходящим случаем.

Такие факты можно запросто перечислить по пальцам: хищение дорожного знака и железобетонной плитки на дороге Р-75 Климовичи — Костюковичи — граница РФ (ДЭУ-78, “Могилевавтодор”); кража тротуарного борта на дороге Р-102 Высокое — Каменец — Кобрин (ДЭУ-21, “Бреставтодор”); воровство сигнальных столбиков на дороге Р-85 Слоним — Высокое (ДЭУ-25, “Бреставтодор”); похищение снегозадерживающих щитов на одной из дорог “Минскавтодора”; случаи кражи укрепительной плитки и дорожных знаков (13-е и 15-е ДЭУ “Магистральавтодора”).
Нарушители остаются практически полностью безнаказанными, несмотря на то, что дорожники ежедневно патрулируют дороги, по каждому факту вандализма обращаются с официальным заявлением в районные отделения милиции, проводят профилактическую работу.
Но найти виновного достаточно трудно, и количество случаев вандализма год от года почти не убывает.
До сих пор отдельные граждане проявляют поистине хамское отношение к дорогам и элементам их обустройства, берут на вооружение принцип “Все вокруг народное, а значит, мое”.

Куролесят подростки, разрисовывая автопавильоны и ломая скамейки, тренируются в стрельбе по дорожным знакам нерадивые охотники. “Рачительные” хозяева частных подворий и приусадебных участков воруют шифер с автобусных остановок, из знаков мастерят себе лопаты и даже ворота, а рыболовы умудряются из сигнальных столбиков сооружать плоты.
И никто из них не понимает, что берет из своего же кармана — кармана налогоплательщика. Что средства, потраченные на возмещение причиненного ущерба, могли пойти на ремонт дороги, а значит, на обеспечение комфортного и безопасного проезда по ней, чтобы и груз, и пассажир, и скорая, и пожарная, и милиция вовремя прибыли в пункт назначения.
Не стоит забывать и о том, что действия вандалов в немалой степени создают и потенциальную угрозу безопасности движения. Особенно это касается дорожных знаков и иных элементов маршрутного ориентирования, без которых водитель становится, образно говоря, слепым. Ведь даже погнутый дорожный знак теряет свою светоотражательную способность, что уж говорить о том, если его вырвали “с корнем”.
А кражи катафотов и других светоотражающих элементов на сигнальных столбиках и барьерных ограждениях? “Популярны” у вандалов и посадки снегозащитной ели, а также снегозадерживающие щиты: первые они попросту сжигают, последние — воруют. В итоге оголенные участки автодорог зимой может занести снегом, и за то время, пока к ним доедет снегоочистительная техника, вполне может произойти ДТП с любым исходом.

Что уж говорить о факте похищения перильного ограждения на одном из мостов на дороге Р-30 Гомель — Ветка — Чечерск “Гомельавтодора”?
Что интересно: чем лучше оборудована дорога, тем больший ущерб ей наносится вандалами.
Так, в прошлом году наша главная автомагистраль М-1/Е-30 пострадала на сумму свыше 80 миллионов рублей! При этом в перечень похищенного и поврежденного на “Олимпийке” входят не только ставшие уже “традиционными” воровство и поломка дорожных знаков и сигнальных столбиков, но и разборка павильонов на кирпичи, кража кабеля, ливневых решеток и даже проблесковых маячков!
А обновленная Минская кольцевая дорога, где вандалы нещадно выламывают новинку белорусских дорог — противоослепляющие экраны, перебегая столичное “кольцо” через проезжую часть?

Что же предпринять, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
Очевидно, что мгновенного результата и сведения вандализма к абсолютному нулю вряд ли можно достигнуть. Поэтому, по мнению специалистов, необходима целенаправленная профилактическая работа с самым широким кругом общественности.
И проводиться она должна не только силами дорожников и сотрудников органов внутренних дел, но и местными органами власти, обществом охотников и рыболовов, районными отделами образования и, наконец, средствами массовой информации.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость