Политика и идеология дорожника


На аппаратном совещании в департаменте “Белавтодор” особое внимание уделялось обсуждению итогов прошедшей рабочей недели. Значимым мероприятием для выработки коллегиальных решений в дорожной отрасли явилось проведение научно-технического совета по обсуждению проектов дорожных работ в рамках реализации программы на текущий год. На следующем заседании НТС будут вноситься предложения по поводу применения в дорожных работах единых технологий.

Директор департамента “Белавтодор” Александр Минин особо подчеркнул значимость дорожной политики и идеологии для каждого в частности и для государства в целом. Однако, если посмотреть на Программу “Дороги Беларуси”, то можно заметить, как изменялось внимание к дороге за прошедшие 10 лет. Так, если в 1992 году в республике было зарегистрировано 609.000 автомобилей, то в 2002 году — уже 2.640.000. Протяженность дорожной сети общего пользования в республике за это время возросла с 49 тыс. км до 80 тыс. км. Что касается финансирования дорожной отрасли, то оно снизилось с 625 млн долларов до 297. Здесь уже не говорится о реальном техническом состоянии наших дорог и мостов. Все приведенные данные еще раз подчеркивают, насколько в настоящее время усложнилась работа дорожной отрасли.
Вместе с мобилизацией всех сил и средств на поддержание в надлежащем состоянии сети дорог, необходимо всячески укреплять и исполнительскую дисциплину всех работников сверху донизу. Это касается и своевременной выплаты заработной платы трудовым коллективам. Сегодня уже готовятся соответствующие материалы на руководителя одного из предприятий об освобождении его с занимаемой должности за невыполнение условий коллективного договора.

Задачи и ориентиры в дорожной сфере сегодня предельно ясны и четко обозначены: дороги должны обеспечивать комфортабельный проезд, в то же время для экономического благополучия страны необходимо если не приумножить, то хотя бы сохранить, поддержать в соответствующем состоянии автомобильные дороги. Все это в целом позволит предотвратить невосполнимые потери на общегосударственном уровне, сократит в т.ч. транспортные издержки, а в целом облегчит бремя налогоплательщиков.
Причем эта нелегкая ноша ложится на плечи дорожников, которых в нашей стране около 37 тысяч. Для сравнения: автомобилистов в республике — 2,5 миллиона. В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь составляет 79.900 км. Общее количество мостов и путепроводов — более 5 тысяч единиц.
Сегодня характерно увеличение сроков службы дорожно-мостовых сооружений без капитального ремонта, старение материалов элементов конструкций. Средние сроки службы дорожных покрытий возросли с 10 лет в 1991 году до 16 лет в 1999 году; мостов и путепроводов — соответственно с 17 до 25 лет.

Дороги — это, образно говоря, кровеносные артерии нашей экономики. Ученые подсчитали: потери народного хозяйства, связанные со снижением технического состояния дорог только за 2002 год составили 1,236 трлн рублей в действующих ценах, или 7,3% от ВВП. Вышеприведенные данные состояния дорожных трасс вызывают у дорожников серьезную обеспокоенность, вынуждают их предлагать правительству не всегда популярные предупредительные меры. Но, принимая те или иные решения, мы одновременно хорошо понимаем, что дороги не существуют сами по себе: они созданы для передвижения по ним. В то же время дорожная идеология не может идти вразрез с общегосударственной, которая отвергла болезненно ударивший в соседних странах по простым людям метод “шоковой терапии”. Такая “терапия” в Беларуси по волеизъявлению ее народа и для дорог неприемлема. Речь здесь идет о стремлении в этот непростой период выхватить порой любой ценой сиюминутные дивиденды от прогона по нашей республике того же тяжеловесного транзитного транспорта. Но хоть и дороги — дороги, а бездорожье все-таки дороже. Найдутся ли у государства завтра средства, чтобы восстановить разрушенные дороги? Ведь у нас и так сегодня выделение средств на дорожные нужды ниже, порой значительно, чем у наших соседей.
Дорожники имеют богатейшие профессиональные традиции. Но их в последнее время как бы для упрощения нет-нет, да и называют транспортниками, заметно желание из устоявшегося веками обихода вытеснить само понятие дорога. Чиновникам сподручнее назвать ее просто транспортным коридором. Но следует напомнить, что, возведенные именно дорожниками, а не транспортниками, дороги составляют ни много ни мало, а 8 процентов стоимости всех основных фондов нашего государства.

Но в то же время помыслы и усилия каждого на своем рабочем месте дорожника-профессионала должны быть направлены на то, чтобы облегчить бремя государству по поддержанию дорог в проезжаемом состоянии, а в проблеме “колесо-дорога” и дорожникам, и транспортникам следует искать и находить ту золотую середину, которая позволит, с одной стороны, принести родной Беларуси реальную прибыль, а с другой — не нанести ей несопоставимый урон. Нужно еще более настойчиво внедрять в дорожное дело провозглашенную еще Комитетом по автомобильным дорогам новую экономическую политику, повышать конкурентоспособность дорожного хозяйства, качество работ, искать и находить новые недорогостоящие технологии, резервы в экономии энергоресурсов. В то же время, чтобы реализовать задуманное, нельзя забывать и о человеческом факторе.

Василий КУРЛОВИЧ, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость