Все начинается с дорог
Долговечность и несущая способность покрытий автомобильных дорог в значительной степени зависят от качества подготовки и прочности грунтового основания. При строительстве автодорог георешетка, как правило, используется для объемного армирования земляного полотна, конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных (сыпучих) материалов.
Например, при воздействии насыпей автомобильных дорог в болотистой местности возникает проблема отвода воды из тела грунтового основания. Традиционно эта проблема решалась путем создания вертикальных песчаных дрен или дренажных прорезей, для получения которых необходимо было применение большого количества специальной техники.
Использование предлагаемой конструкции дает возможность значительно снизить трудоемкость выполняемых работ, а также сократить сроки строительства. Георешетка, уложенная в песчаном подстилающем слое основания, позволяет увеличить его несущую способность с эффективным распространением нагрузки по всей площади.
В зависимости от конкретных условий строительства укрепление с применением георешеток может быть как однослойным с горизонтальной прослойкой из геотекстиля, так и многослойным, обеспечивающим равномерное армирование всего массива земляной насыпи.
Георешетки предотвращают сдвиг насыпного грунта, используемого при строительстве железнодорожного полотна. Таким образом, георешетки обеспечивают гарантийное, длительное, без дополнительного обслуживания функционирование дороги даже в местах с интенсивным движением.
Местные и внутрихозяйственные автодороги имеют, как правило, покрытия переходного типа. Эксплуатация таких дорог значительно усложняется в период распутицы.
Пластиковая георешетка, заполненная инертными материалами и используемая в качестве покрытия на автодорогах, позволяет уменьшить толщину дорожных одежд на 30-50% по сравнению с традиционной конструкцией, а также предотвращает образование колей в весенне-осенний период.
Реальна возможность применения георешетки при строительстве автодорог и насыпных сооружений в странах и регионах вечных песков.
Начиная с конца 90-х годов георешетки нашли самое широкое применение для укрепления конусов путепроводов на реконструируемых участках автодорог.
Благодаря использованию новых конструктивно-технологических решений по применению георешеток и геотекстиля было надежно укреплено более 200 тыс. м2 откосов и конусов путепроводов на пересечении МКАД с автомобильными и железными дорогами. В качестве материала для заполнения используется преимущественно гранитный щебень.
Для обеспечения дизайна применяют щебень ярких расцветок, а графическое оформление конусов выполняют с использованием мозаичной структуры поверхности, образованной ячейками георешеток.
Эта перспективная технология по сравнению с традиционными способами укрепления конусов позволяет, во-первых, уменьшить расход строительных материалов и снизить транспортные расходы, а во-вторых — снизить расходы на содержание конструкции укрепленного конуса, обеспечить долговечность выполняемой конструкции и повысить морозостойкость (до –50°С).
Обеспечение защиты откосов от водяной и ветровой эрозии, сплавов является одной из важных задач при строительстве дорог.
Традиционные методы укрепления, как правило, не обеспечивают немедленной защиты откосов или отличаются высокой материалоемкостью и трудоемкостью укрепительных работ.
Конструкция укрепления откоса представляет собой сплошной ковер из георешеток, заполненных грунтовым материалом и покрывающих верхнюю и нижнюю части откосов, берму и русло водоотводного ручья.
Крепление георешеток на нижнем откосе и между собой выполняется посредством Г-образных металлических анкеров.
В качестве материала-заполнителя используется растительный грунт с последующим посевом семян трав, а на участке бермы, русле и подтопляемых берегах ручья ячейки георешетки заполнены щебнем. При этом на нижний слой откоса предварительно укладывается разделительная прослойка из геотекстиля.
При необходимости создания более крутых (вплоть до вертикального) откосов земляных сооружений целесообразно применение армогрунтовых конструкций.
Это позволит использовать местный грунт в качестве основного строительного материала. В конечном итоге данная технология сокращает необходимое количество машин и механизмов, исключает применение тяжелого сваебойного и бурового оборудования и уменьшает нарушения окружающей среды.
Подготовил Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2003 год в рубрике дороги