Дороги и качество: новый этап

Дороги и качество: новый этап

На заседании коллегии департамента “Белавтодор” был рассмотрен вопрос “О ходе работ по внедрению менеджмента качества и экологии на базе международных стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000”. Основным докладчиком выступил заместитель начальника научно-технического отдела департамента Владимир Закревский, который подробно и рассказал о новых веяниях времени, с которыми нужно идти в ногу.

Для более полного понимания терминов “менеджмент качества и экологии”, “международные стандарты серии ИСО” следует начать с предыстории. Дело в том, что последняя четверть ХХ века характеризовалась глобальными изменениями в рыночных отношениях, революционными изменениями в технике.
Новый рынок, его глобализация, небывалая конкуренция потребовали новых подходов в обеспечении качества продукции. Привычное понятие качества трансформировалось и стало основной философией предприятия.
При обилии товаров и жесточайшей конкуренции качество продукции как соответствие заявленным характеристикам стало неотъемлемым условием успеха.
Рынок начал требовать снижения рисков покупки, разработки новой продукции — с лучшими характеристиками, по относительно низким ценам. Определение качества стало относиться к предприятию в целом, его способности обеспечивать минимальный риск при заключении контракта, его умению удовлетворять потребности и ожидания заказчика.
Можно сказать, что последние десятилетия века окончательно определили новое направление в менеджменте: “От качества продукции — к качеству фирмы”. Сформировались новый подход, новая стратегия в управлении качеством. В соответствии с ней обеспечение качества понимается не как техническая функция, которая может осуществляться каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы.
Международная организация по стандартизации (ИСО) начала свою работу еще с 1947 года. Сегодня вопросами обеспечения качества в ИСО занимается технический комитет 176, возглавляемый Канадой.

В 1987 году были одобрены и введены в действие первые 5 стандартов МС ИСО разных серий, в том числе и ИСО 9000. Несколько позже появилась версия ИСО 9000 1994 года. Стандартов стало 20, и с этого года они получили название “семейство стандартов серии 9000”. А три года назад появилась версия ИСО 9000 2000 года. Она включает 4 основных стандарта: “Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь”; “Система менеджмента качества. Требования”; “Система менеджмента качества. Руководство по совершенствованию” и “Руководство по проведению аудита”, которое находится в стадии разработки.
Следует отметить, что понятие “менеджмент” перекликается с понятием “управление”, однако включает более широкое значение, чем последний, привычный нам термин. Менеджмент — это получение высоких экономических показателей деятельности предприятия, заинтересованность персонала в конечных результатах труда, лидерство руководителя, сплоченная работа в команде, открытость руководства, высокая самостоятельность и готовность к нововведениям. Система менеджмента качества — это деятельность, в большей степени направленная на удовлетворение требований потребителя.
В целом международные стандарты серии ИСО 9000 — это основополагающий комплекс международных документов по качеству, охватывающий всевозможные области применения наряду с другими международными стандартами, например, по охране окружающей среды (ИСО 14000).
Что касается ИСО 9000, то ее целью является создание системы управления производством на основе существующей на конкретном предприятии системы качества, когда в результате работы предприятие выпускает продукцию или оказывает услуги с заданным заказчиком уровнем качества. То есть это не борьба за повышение качества, а работа системы по выпуску конкурентоспособной продукции.
Целью разработки и внедрения системы экологического менеджмента на базе ИСО 14000 является сокращение издержек производства; снижение уровня аварийности, приносящего экологический ущерб; улучшение отношений с контрольными и надзорными организациями исполнительной власти.

Если говорить, что сделано в этом направлении в дорожной отрасли, то можно отметить, что еще в начале 2001 года была утверждена отраслевая программа повышения качества продукции, которая, в частности, предусматривает в 2003 году разработку и совершенствование в наших организациях систем управления качеством стандартов ИСО серии 9000 и 14000.
Руководители предприятий неоднозначно отнеслись к этому вопросу. Если по системам управления качеством работы проводятся, то внедрение системы экологического менеджмента находится только в начальной стадии.
В соответствии с отраслевой программой всем организациям до 2004 года необходимо выполнить работы по разработке и внедрению систем менеджмента качества (СМК) и систем экологического менеджмента (СЭМ). В 2001 году 8 организаций (Белгипродор, Дорстройиндустрия, Могилевоблдорстрой, Гомельоблдорстрой, Минскоблдорстрой, Гроднооблдорстрой, Белдортехника и ДСТ-1) приступили к разработке и совершенствованию систем управления качеством на базе ИСО 9000.
В прошлом году в дополнение к вышеперечисленным организациям добавилось еще 9. При этом в 2002 году в Белгипродоре, Белдортехнике и Минскоблдорстрое были завершены работы по разработке, сертификации систем качества и регистрации их в Госстандарте. Кроме того, организациями и предприятиями дорожного хозяйства в этом году представлены графики разработки и внедрения СМК и СЭМ.
Система менеджмента качества на базе ИСО 9000 требует обязательного участия в ее создании, внедрении и функционировании первого руководителя организации. Директор должен не просто подписать приказ о начале разработки и внедрении системы, но и принять ответственность за руководство ею.

Создание СК ИСО 9000 — это не разработка чего-то принципиально нового и одинакового для всех, а приведение в соответствие с международными стандартами существующей на конкретном предприятии системы качества. Система “вырастает” в организации, и “вырастить” ее могут только сами работники этого предприятия. Бесполезно поручать разработку документов системы качества сторонним, пусть даже квалифицированным, специалистам.
Работать эти документы не будут. Такой же результат можно ожидать и в тех случаях, когда пытаются “привязать” готовые документы системы качества другой организации к собственным условиям.
В процессе разработки и внедрения СМК и СЭМ необходимо выполнить определенные этапы работ. Первый (или подготовительный) этап — это подготовка кадров; формирование целей и принятие политики в области качества; определение основных процессов СМК; определение ресурсов и процедур, необходимых для функционирования процессов СМК. На данной стадии сейчас находится 21 организация дорожного хозяйства.
Второй этап — это основной этап разработки документов, а именно: документирование процессов и процедур СМК в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001; разработка руководства по качеству; распределение ответственности каждого работника в СМК. Сегодня на этой стадии находится 8 предприятий отрасли.

Третий этап — это непосредственное внедрение СМК на предприятии; проведение внутренних аудитов с целью проверки функционирования СМК; проведение корректирующих действий по результатам аудитов; проведение повторных аудитов. Эта работа запланирована дорожными организациями, в основном, на четвертый квартал нынешнего года.
И, наконец, последний, четвертый этап — это подача заявки и выход на сертификацию СМК.
Проанализировав выполненные предприятиями отрасли работы, однозначно можно сделать вывод, что выполнить поставленные задачи в течение 2003-2004 годов вполне реально. Так, нынешний год нужно посвятить разработке и внедрению СМК, а следующий — сертификации системы. Этим необходимо серьезно и довольно активно заниматься.

Наиболее сложные вопросы стоят в области разработки системы экологического менеджмента.
Например, на начало года в республике не было ни одной организации, получившей такой сертификат в соответствующих органах. Что касается дорожной отрасли, то на сегодняшний день только 5 организаций разработали графики по внедрению СЭМ. Этой работой следует срочно заняться. На этот счет имеются и указания правительства.
При разработке СЭМ следует учесть, что минимум 70% документов входит в СМК, а в некоторых организациях — еще и больше. Поэтому разработка и внедрение СЭМ, выполняемая после разработки или непосредственно с СМК, дадут необходимый результат. А в год наведения порядка на земле внедрение системы экологического менеджмента приобретает особенную важность.
Сертифицированная система менеджмента качества, как и система экологического менеджмента, будут необходимым условием для участия в тендерных торгах на выполнение подрядных работ. Через несколько лет на рынке строительных услуг Беларуси без СМК и СЭМ делать будет нечего, так как ни один заказчик не сможет заключить с такой организацией договор подряда. Исходя уже из этого можно сказать, что средства, потраченные на разработку СМК и СЭМ, нельзя считать выброшенными впустую.

Важно и то, что СМК рассчитана на достижение перспективных целей, связанных с потенциальными возможностями предприятия, а не на получение разовой прибыли от выполнения конкретного заказа. Прибыль от внедрения СМК появится за счет рационализации организационной структуры управления, наглядности административных и технологических процессов предприятия, обеспечения и улучшения воспроизводимого качества продукции и услуг, быстрой адаптации к изменениям требований заказчиков, предупреждения претензий, связанных с ответственностью за продукцию.
Система менеджмента качества позволит навести порядок в организации, установить персональную ответственность за качество продукции вместо коллективной, существенно снизить величину “скрытого производства” (т.е. переделки работ) и гарантировать заказчику стабильное качество продукции.
Отдельно следует сказать о том, что правила СМК должны распространяться комплексно на все предприятия республики. В нашем конкретном случае — на производителей битума, щебня, других дорожно-строительных материалов. В противном случае гарантия полноценной работы систем качества будет просто отсутствовать.

Подготовил Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость