Образование в сфере недвижимости в странах Европы и в Беларуси


Рынок недвижимости — сравнительно новая сфера предпринимательской деятельности в Беларуси, отличающаяся многогранностью, специфичностью и требующая серьезной профессиональной подготовки. Наряду с известными всем тенденциями, в частности, повышением цивилизованности рынка, мы наблюдаем сейчас увеличение количества профессий на рынке недвижимости Беларуси.
Агенты-посредники по-прежнему составляют сейчас большую его часть, но несколько процентов — это уже другие специалисты: менеджеры в сфере недвижимости, оценщики, консультанты, страховщики. Увеличивающееся число профессионалов рынка недвижимости — тенденция последних 10 лет не только в Беларуси, но и в большинстве развитых и развивающихся стран и одна из причин огромной популярности образования в сфере недвижимости. Особый интерес представляет собой эволюция образования в некоторых европейских странах и опыт, накопленный за десятилетия прародителями образования в сфере недвижимости.

Великобритания
Наибольшим опытом в сфере образования недвижимости, безусловно, обладает Великобритания. Еще в семнадцатом столетии проектировщик Собора Cв. Пауля после большого пожара в Лондоне в 1666 г. сэр Кристофер Врен называл себя не архитектором, а сервейером. Это профессия, не ограниченная знаниями в области строительства или, например, земли, а охватывающая очень широкий диапазон знаний в различных аспектах управления недвижимостью, в том числе как производить сделки, эксплуатировать и получать наибольший доход от недвижимости и пр. В 1868 г. был основан предшественник современного Королевского института дипломированных сервейеров (RICS). Однако интенсивно развиваться образование в сфере недвижимости в Великобритании стало в начале этого века. Британские университеты были заинтересованы в становлении профессий, связанных с недвижимостью. Эти профессии были представлены сначала в университетах Лондона, а затем в Кембридже. Изучение использования недвижимости имело важное значение не только для индивидуальных предприятий в рамках классического представления недвижимости как фактора производства, но также и для собственников c целью управления недвижимостью. Сегодня в Великобритании более 70.000 сертифицированных сервейеров. Для получения соответствующей профессиональной квалификации требуется три года высшего образования по программе, аккредитованной RICS. Но чтобы получить так называемый сертификат соответствия необходимо пройти оценку профессиональной компетентности после двух лет как минимум зарегистрированного практического опыта. За последние несколько лет RICS изменил требования сертификации и определил уровни компетентности, по которым будет определяться специализация кандидатов по отдельным отраслям. Сервейер недвижимости сельскохозяйственной отрасли, например, должен иметь знания и навыки относительно оценки сельхозугодий, которые не требуются от сервейеров зданий. Каждый сертифицируемый кандидат должен представить критический анализ своего проекта и далее оцениваться группой опытных практикующих профессионалов. Испытание строгое: шансы на успех не всегда достигают 50%.

Ирландия
Образование вообще и образование в сфере недвижимости занимает едва ли не первое место в стратегии развития Ирландии.
Так, например, в таких государственных документах, как "Прогноз развития технологий Республики Ирландии" и "Стратегия 2010", этим вопросам уделяется большое внимание. По сути, это образцы концепции развития интеллектуального общества. Основные тезисы этих документов — опыт и образование является основой для стойкого экономического роста, информация и технология связи являются основой в наукоемкой экономике, но наукоемкой экономики можно достигнуть только благодаря образованию.
Что касается недвижимости, то отмечаются следующие изменения: переход от практики небольших фирм к развитию транснациональных компаний; внедрение новых технологий, в т.ч. информационных, и особенно — интернет-технологий. Люди все более и более предпочитают использование Глобальной сети, нежели тяжелый молот аукциона или куплю-продажу через “розничную торговлю”.
Интерес представляет и такой документ, как Ирландская Технология Будущего (ИТБ), который был опубликован в апреле 1999 г. Это работа о развитии наукоемких отраслей. Как приоритетные выделены следующие сектора, которые включают: химию и фармацевтику, информационные и коммуникационные технологии, материаловедение и производственные процессы, науки о здоровье и жизни, сферу природных богатств (земледелие, морской флот и лесоводство), энергетику, транспорт и логистику, строительство и инфраструктуру. Все эти отрасли объединяет Знание как один из основных источников процветания и благосостояния. Основа знаний может быть представлена как пирамида, где промышленность, сектор высшего образования, правительство и общество — четыре связанных между собой партнера, взаимодействующих на всех уровнях. Учебные заведения должны готовить высококвалифицированных специалистов. Идеальный служащий для промышленности определен как высококвалифицированный специалист, который имеет технические знания и подготовку в соответствующей отрасли, разбирающийся в информационных технологиях, бизнесе и менеджменте, а также владеет не менее чем одним иностранным языком.
Особое внимание в ИТБ уделяется изменению образовательных программ по недвижимости адаптации программ к быстро изменяющимся условиям. Изменения в программах по недвижимости должны быть произведены таким образом, чтобы можно было профессионально обучать специалистов по недвижимости и эффективно выполнять потребности клиентуры.
При подготовке специалистов по недвижимости нужно решить вопрос, что нужно преподавать (модель программы) и как это должно преподаваться.

Основная цель обучения — получение практических знаний. Однако очень важна и сама модель программы. При ее разработке необходимо разграничивать так называемое академическое знание (знать что) и интуитивное знание (знать как). Традиционные программы сконцентрированы на академических знаниях, т.е. передаче набора навыков специалистом студенту. В этом случае приветствуется, когда после лекции специалиста студент на деле показывает хорошие результаты. В этом смысл программы "знать что". Сегодня же особое внимание следует уделять приобретению не “архивных”, а относящихся к профессии современных знаний. Пока знания относительно проблем недвижимости не будут пополняться, будет происходить деквалификация подготавливаемых специалистов, и они не смогут применять свои знания соответствующим образом. Акцент таким образом перемещается к ноу-хау (знаю как). Интуитивные навыки и знания не поддаются обучению и включению в традиционные образовательные модели. Это только индивидуальные навыки, которые необходимы для успешного конкурирования в интеллектуальном обществе. Однако студента можно научить таким необходимым навыкам, как способность просеивать информацию, чтобы выбрать нужную путем анализирования, интерпретирования, прогнозирования.
Что касается практических знаний, то подчеркивается, что образование сегодня может рассматриваться как развитие знания и изучения, но не повышения опыта. Практика необходима, и она должна доминировать в системах образования. Так, например, новые программы в Дублинском институте технологий (ДИТ) и в университете Ольстера (УО) преподаются для студентов с практикой и профессиональной аккредитацией.
Еще одно требование к образовательным программам — развитие творческого подхода у будущих специалистов. Однако навыки межличностного общения сегодня являются еще более важными, чем аналитические способности к обучению, реагированию и адаптации к изменяющимся ситуациям.
Еще один аспект — международный уровень знаний и международное признание образовательных программ.
Вышеперечисленные подходы признаны на международном уровне.
Подчеркивается также необходимость "пожизненного образования", т.е. постоянного повышения квалификации. В век информации потребность в новой информации становится чрезвычайно важной, так как специалистам приходится работать во все более и более гибкой экономической среде.

Франция
Франция имеет известное историческое прошлое в области управления недвижимостью. В этом направлении известны работы Хауссмана еще в XIX в. Высшее образование в сфере управления давалось в университетах, институтах градостроительства и некоторых бизнес-школах.
Несмотря на уровень образования в учебных заведениях Франции в области управления недвижимостью, как отмечают специалисты, знаний, полученных за время учебы, было недостаточно для работы. Качеству знаний уделялось недостаточное внимание.
Франция развила программы обучения недвижимости с юридическим уклоном. Были созданы учреждения, которые выпускали специалистов по правовым аспектам недвижимости. Такие направления развития образования в области недвижимости были и в других европейских странах: Польше, Нидерландах, Италии, Испании.
Во Франции сегодня получили развитие три типа обучения недвижимости.
Первый тип — городской и архитектурный, ориентированный на “градоуправление”. Такое образование предлагают институты градостроительства, архитектурные школы и университеты. Недвижимость в этих заведениях не преподается как отдельный предмет, нет финансов, экономики недвижимости. Преподаватели преподают градостроительство или архитектуру, иногда правовые аспекты недвижимости.
Второй тип образования предложен некоторыми высшими общественными инженерными школами. Здесь преподаются предметы технические, которые имеют дело со строительством недвижимости, а не бизнесом недвижимости.
Третий тип остается пока наиболее распространенным. Это образование, основанное на изучении права и юридических основ недвижимости. В учебных планах практически не уделяется должного внимания экономическим вопросам в сфере недвижимости.

Образование в сфере недвижимости в Германии
Германский опыт рассмотрен на основе программы Европейской бизнес-школы — одного из ведущих учебных заведений в области недвижимости в Германии. Эта школа была основана в 1971 году в г. Оффенбахе. Основная цель была — организовать образовательную сеть европейских бизнес-школ (ЕБШ) по всей Европе. Предполагалось, что эти школы будут иметь похожие международно-ориентированные образовательные программы. ЕБШ был аккредитован как университет в 1989 году. В настоящее время ЕБШ — один из пользующихся наиболее высокой репутацией в Германии университетов.
Германская образовательная программа в сфере недвижимости может быть представлена следующей схемой.
Образовательная программа в сфере менеджмента недвижимости, предлагаемая ЕБШ, состоит из предметов, касающихся промышленной недвижимости. Некоторые предметы включают проблемы, связанные с неприватизированными компаниями (корпоративный менеджмент недвижимости) и ролью недвижимости в инвестировании.
Из приведенной выше схемы следует, что основополагающими предметами для изучения менеджмента недвижимости являются экономика, правоведение, региональное планирование, архитектура и строительные науки.

Образование в сфере недвижимости в Финляндии
Инициатива создания Высшей Школы Недвижимости в Финляндии — страны с приблизительно 5-миллионным населением — была рассмотрена много лет назад, но только в последние несколько лет эта школа стала интенсивно развиваться. Это изменение возникло с пониманием общества, что факторы аренды и эксплуатационных затрат имеют в конечном счете большее влияние на владельцев и пользователей недвижимости, чем начальные инвестиции.
Образование в сфере недвижимости в Финляндии сравнительно молодо. Финское образование следует инженерной традиции и основано на изучении, исследовании имущества как такового.
Из этого следует, что образование ориентировано более на технические (технологические) аспекты, чем на менеджмент и бизнес. Экономика и бизнес получили меньшее внимание.

В последнее время недвижимость потеряла привлекательность в связи с развитием информационных технологий и электроники. Одной из причин этого является ограниченное предложение образования. Специалисты пришли к выводу, что образование полностью ориентировано на технические науки и сосредоточено вокруг строительства. В связи с этим в Финляндии пришли к выводу, что следует увеличить уделение внимания менеджменту недвижимости и экономике недвижимости. Это повысит интерес студентов к обучению в этой области.
Однако следует выделить одну из положительных сторон финской образовательной программы. Эта программа предполагает обучение иностранному языку за рубежом, т.е. в среде непосредственных носителей языка. В целях интенсивного изучения иностранного языка обучение другим дисциплинам (по специализации) ведется на этом иностранном языке.
Анализируя образовательные программы в сфере недвижимости зарубежных стран, таких, как Франция, Германия, Финляндия, Ирландия, Великобритания, можно сделать вывод, что учебные планы в сфере недвижимости необходимо строить, прежде всего, опираясь на опыт германских университетов, учитывая свою специфику.
Сегодня предпринимательской деятельности, осуществляемой на рынке недвижимости Беларуси, присущи следующие характерные черты:
— высокий уровень непрофильного образования у лиц, занимающихся теми или иными операциями с недвижимостью, поскольку они имеют специальности, полученные в вузе или ином учебном заведении, далеко отстоящие от требуемой квалификации по конкретной занимаемой должности в структурах, решающих соответствующие задачи на рынке недвижимости;
— отсутствие базовых знаний (полученных на системной основе) именно у тех специалистов, которые работают в областях, относимых к основополагающим для соответствующего рода деятельности с недвижимостью (наиболее характерно для менеджеров по операциям с недвижимостью — риэлтеров);
— предпринимательская деятельность ведется участниками рынка при недостаточном практическом опыте как во внутренней, так и во внешней средах, которые еще очень далеко отстоят от правил, характеризующих цивилизованное ведение бизнеса на рынке недвижимого имущества;
— пробелы в профильных знаниях за счет целенаправленного обучения не восполняются, прежде всего, из-за отсутствия предложений по образовательным программам в вузах.
Общей проблемой для всех отечественных специальностей и специализаций в сфере недвижимости является отсутствие государственных требований к такому образованию. Невмешательство до последнего времени государства в организацию образования в сфере недвижимости привело к тому, что процесс обучения здесь пошел совершенно по иному направлению, чем у представителей других профессий, например, экономистов. В отличие от последних, обучение специалистов в сфере недвижимости развивается в условиях отсутствия реальной конкуренции среди учебных заведений.
В результате на этом рынке обучение сосредоточилось в нескольких вузах, расположенных, в основном, в г.Минске. Перечень предлагаемых специальностей и количество обучаемых пока невелико, что может характеризовать степень развитости отечественного рынка недвижимости. Наиболее перспективным и престижным направлением в области высшего образования в сфере недвижимости сегодня является специализация Менеджмент недвижимости. Обучаться по данной специализации можно в БНТУ, БГУ и БГТУ.

Николай СИНЯК,к.э.н., доцент, член Европейского общества недвижимости
Окончание следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2003 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость