Дороги и транспорт
Проблема “колесо-дорога” возникла не сегодня и не вчера. Она существует столько, сколько существует хоть какой мало-мальский транспорт и дороги. Сегодня, когда автомобильные дороги играют особую роль в социально-экономическом развитии страны, необходимо отнестись к этой проблеме с особой внимательностью, чтобы избежать серьезных последствий и не повторить уже имевших место ошибок. Именно эта проблема и стала камнем преткновения между представителями департамента “Белавтодор” и сотрудниками РУП МАЗа на состоявшейся пресс-конференции. Причем доводы и той, и другой стороны были понятны: каждый отстаивал свои интересы. МАЗ — интересы предприятия и своей продукции, а “Белавтодор”, соответственно, автодорог, а значит, и государственные и национальные.
Без сомнения, Республика Беларусь занимает выгодное географическое положение — своего рода транзитный перекресток Европы, который при правильно налаженной работе мог бы приносить неплохие доходы в государственную казну с пересекающего страну транзитного транспорта. Но при проведении единой транспортной политики было бы ошибочно, как бы этого ни хотелось, ставить знак равенства между дорогой и автомобилем.
Да, дороги существуют для того, чтобы по ним двигался транспорт. Ведь от этого зависит благосостояние всей страны и каждого человека. Как тут найти золотую середину, тот баланс, который позволит государству, с одной стороны, получить сиюминутную прибыль, а с другой — не допустить несоразмерного ущерба дорожному покрытию?
Цели достижения этого баланса и служат принятые коллегиально законы и различные нормативные акты. В частности, ежегодно, придерживаясь мировой практики, в весенний период на время интенсивного оттаивания дорожных одежд вводятся ограничения по весовым параметрам на дорогах и нашей республики. Дело в том, что в неблагоприятный по условиям увлажнения весенний период года резко снижается несущая способность конструкций дорожной одежды вследствие увлажнения грунтов. И под воздействием высоких осевых нагрузок транспорта наблюдается интенсивное разрушение покрытий автомобильных дорог (см. приложение № 1).
Около месяца назад департамент “Белавтодор” внес на утверждение в Министерство транспорта и коммуникаций проект постановления “О временном ограничении движения на автомобильных дорогах”. В целях недопущения разрушений покрытий республиканских автомобильных дорог и в соответствии с Законом Республики Беларусь “О дорожном движении” на ряде дорог страны с 20 марта по 1 мая этого года предлагается ввести ограничение движения транспортных средств с осевыми нагрузками, превышающими установленные значения. В весенний период временного ограничения движения не допускается проезд по республиканским дорогам транспортных средств, нагрузки на ось которых превышают установленные в настоящем постановлении значения, кроме транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, почты и почтовых грузов, перевозки грузов, связанных с предотвращением или ликвидацией чрезвычайных ситуаций по специальным разрешениям.
В этом постановлении оговаривается и перечень основных маршрутов движения грузовых транспортных средств, на которых эти весенние ограничения не распространяются. Это дороги М1/Е30: Брест (Козловичи) — Минск — граница РФ (Редьки); М-2: Минск — Национальный аэропорт “Минск”; М-5: Минск — Гомель; М-6: Минск — Гродно; М-7: Минск — Ошмяны — граница Литовской Республики (Каменный Лог); М-8: граница РФ (Езерище) — Витебск — Гомель — граница Украины (Новая Гута) на участке Витебск — граница Украины; М-9: кольцевая дорога вокруг г. Минска; М-10: граница РФ (Селище) — Гомель — Кобрин на участке граница РФ — Речица; Р-1: Минск — Дзержинск; Р-99: Барановичи — Волковыск — Пограничный — Гродно на участке Пограничный — Гродно; подъезды к границе Республики Польша (Берестовица, Брузги) от автомобильной дороги Р-99. Таким образом, на основных транзитных маршрутах временных ограничений не предполагается.
За повреждение дорог, вызванное движением транспортных средств с нарушением установленных ограничений, виновные будут привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Конечно же, важно не повторять просчетов прошлого года. Белорусским дорогам пришлось пропустить через себя многотысячный поток грузового, в т.ч. и тяжеловесного транзитного, транспорта, проезд которого было решено разрешить по межправительственным соглашениям, а это 80% от всего транзитного грузового транспорта. Как утверждают специалисты, республиканской сети дорог был нанесен ущерб в $23 млн
Службой контроля РУП “Белдорцентра” в 2002 году на дорогах республики выявлено около 59 тысяч тяжеловесных крупногабаритных транспортных средств (ТКТС), что выше уровня 2001 года на 24%. Значительный прирост транспортных средств с превышающими параметрами имели пятиосные автопоезда на односкатной шине, оказывающие дополнительное силовое воздействие на дорожные одежды и искусственные сооружения, количество которых возросло на 35%. По этой причине впервые за последние 5 лет наметились тенденции к ухудшению параметров транспортно-эксплуатационного состояния республиканских автодорог. При этом необходимо отметить, что количество ТКТС в общем потоке составляет 0,008%, а ущерб они наносят очень большой, да и, к тому же, создают плохие условия для движения большинства транспортных средств, численность которых составляет около 2 млн белорусских и почти 500 тысяч иностранных.
Протяженность участков республиканских дорог, имеющих колейность более 2 см, достигла 3,6 тыс. км (прирост за год составил 502 км, или 16%). Ухудшилась ровность покрытия.
Протяженность покрытий с дефектами, требующих проведения неотложного капитального ремонта, достигла 1063 км и приросла за год на 230 км. Затраты на восстановительные работы до параметров уровня 2001 года равняются 250 млрд рублей, а компенсация нанесенного ущерба составила лишь 4,6 млрд рублей.
На прошедшей недавно коллегии Минтранса был рассмотрен проект постановления о введении ограничений, подготовленный департаментом “Белавтодор”. Транспортники встали на защиту международных перевозчиков. В результате прошлогодняя ситуация грозит повториться вновь.
На недавно прошедшем заседании Президиума Совета Министров обсуждались вопросы, касающиеся выполнения поручений Президента об обустройстве автомобильных дорог нашей страны: были намечены планы по разработке мер на 2003-2005 годы по реконструкции наиболее грузонапряженных участков дорог и строительству обходов ряда городов республики. На заседании было принято решение создать рабочую группу, которая должна провести анализ ущерба, нанесенного тяжеловесным транспортом республиканской дорожной сети за весенний период 2002 года. В рамках этого вопроса будет проведено изучение соответствия весовых параметров и несущей способности автодорог нашей страны, а до 18 марта будет проведен анализ состояния автодорог республики.
В этой связи хорошим примером могут послужить события, имевшие место в Польше, где западным перевозчикам была дана широкая возможность проезда без особых ограничений. Буквально за несколько лет на польских дорогах образовалась такая колея, что автомобиль бросает, как корабль в штормовом море. Но, завоевав более прочные позиции на Западе, Польша поспешила запросить у них как можно больше средств на восстановление поврежденных дорог. В то же время белорусским дорожникам попросить не у кого.
В нынешних условиях нужно искать и находить компромиссы, идти на определенные издержки. Так, дорожники были вынуждены разрешить проезд транзитных грузовых транспортных средств со сверхнормативными нагрузками по главной дороге М1/Е30 Брест — Минск — граница Российской Федерации. Расширены и альтернативные маршруты по дорогам страны. Для обеспечения расчетной пропускной способности, а также для реализации более эффективной системы контроля за соответствием фактических нагрузок подготовлен проект Постановления правительства, который предусматривает, с одной стороны, реализацию программы по реконструкции и ремонту маршрутной сети дорог с доведением ее на ряде участков до необходимых параметров, а с другой — создание современной системы контроля за эксплуатацией тяжеловесного и крупногабаритного подвижного состава.
Но не все предложения по наиболее интенсивной эксплуатации белорусских дорог, по мнению дорожников, в ближайшее время приемлемы. Так, как стало известно, Министерство промышленности республики с участием РУП “МАЗ” предлагает на ряде дорог уже в ближайшее время увеличить допустимые весовые параметры транспортных средств. Данный проект постановления, по мнению Минпрома республики, является очень актуальным при плане развития не только отечественной автомобильной промышленности, но и народного хозяйства в целом.
Предложения Минпрома, по убеждению дорожников, не могут быть приняты в настоящее время, так как при этом будет нанесен значительный ущерб государству. Ведь автомобильных дорог 1 и 2 категорий с жесткими типами покрытий в Республике Беларусь только лишь 678 км, и они не закрывают ни один из маршрутов движения. Да и действующая в настоящее время нормативно-правовая база контроля за проездом ТКТС не позволяет в достаточной степени создать, прежде всего, экономические предпосылки сохранности автодорог и обеспечения безопасных условий проезда всем пользователям.
В наш сложный экономический период нелегок путь выработки единой дорожно-транспортной политики. Идут споры, приводятся весомые аргументы. Но очевидное нельзя отрицать.
По данным диагностики республиканских дорог, 9672 км (62,8%) не могут обеспечить проезд транспортных средств с расчетными нагрузками на одиночную ось 10 т, в т.ч. 6863 км — 8 т. Только 5705 км (37,1%) соответствуют по прочности нормативным требованиям, в т.ч. лишь 274 км с нагрузкой на одиночную ось 11,5 т. По оценке несущей способности местных дорог, лишь 5280 (8,8%) имеют толщину дорожных одежд, способную выдерживать нагрузки 10 т на одиночную ось, 896 (41,5%) мостов и путепроводов не могут обеспечить пропуск в неконтролируемом транспортном потоке грузовых автомобилей общей массой свыше 40 т, в т.ч. 23 сооружения только на международных автодорогах имеют ограничения по этому показателю до 25 т.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 2003 год в рубрике дороги