Технологическая связь в дорожной отрасли


Область применения технологической связи распространяется на систему связи республиканских автомобильных дорог и является обязательным условием при выполнении работ по эксплуатации, проектированию и строительству объектов государственного дорожного хозяйства.

Система технологической связи направлена на осуществление оперативного руководства всеми видами дорожных работ, обеспечение безопасности дорожного движения, контроля за состоянием транспортных потоков, погодно-климатическими условиями и воздействием на окружающую среду.

В правовом документе, изданном дорожниками, регламентируются:
1. Общие требования к средствам связи, обеспечивающим получение, обработку и передачу информации о состоянии республиканских автомобильных дорог и движении транспортных потоков на них, а также коммуникационное сопровождение выполняемых работ.
2. Порядок взаимодействия специализированных организаций и подразделений связи с организациями, осуществляющими управление республиканскими дорогами или ведущими работы по их ремонту и содержанию.
3. Порядок предоставления информации о состоянии дорог участникам движения и заинтересованным организациям.

Классификация и состав подсистем
Главным назначением технологической связи является получение оперативной информации о состоянии дел и обстановке на дорогах, объектах, о работе отдельных механизмов и передача необходимых команд по управлению дорогами.
К основным функциям технологической связи относятся:
1. Сбор, обработка и предоставление (передача) информации о состоянии покрытия проезжей части автомобильных дорог и гидрометеорологических условий движения транспорта по республиканским автомобильным дорогам.
2. Сбор, обработка и предоставление (передача) информации об интенсивности и составе транспортных потоков, весовых и габаритных параметрах транспортных средств.
3. Передача и обработка информации об аварийных или чрезвычайных ситуациях, связанных с транспортными средствами или объектами дорожного хозяйства.
4. Сбор, обработка и предоставление (передача) информации об экологической обстановке вдоль республиканских автомобильных дорог.
5. Сбор, обработка и предоставление (передача) информации о выполняемых работах по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог и принятых решениях по организации дорожных работ и текущему контролю за их выполнением.

Подсистема технологической связи
Средства связи, обеспечивающие выполнение одной или нескольких функций технологической связи дорожной отрасли, должны соответствовать нормативным требованиям Республики Беларусь и иметь возможность совмещения с соответствующими системами сопредельных государств.
Строительство и реконструкция подсистем технологической связи выполняются за счет средств республиканского дорожного фонда, выделяемых на реконструкцию и строительство, также как и на содержание (эксплуатацию) и ремонт.
При этом работы должны выполняться единым оператором и специализированными организациями связи на договорной основе по заданиям предприятий республиканских автомобильных дорог.
Основными потребителями услуг подсистем технологической связи дорожной отрасли являются предприятия и организации, осуществляющие управление сетью республиканских автомобильных дорог. Подрядным организациям, выполняющим работы по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству республиканских автомобильных дорог, участникам транспортного движения и прочим заинтересованным организациям, связанным с обеспечением безопасного проезда по дорогам, услуги технологической связи предоставляются на договорной основе.

Использование на договорной основе средств подсистем технологической связи республиканских автомобильных дорог организациями, связанными с регулированием и обеспечением безопасности движения на всей сети автомобильных дорог общего пользования, или организациями, оказывающими услуги связи населению Республики Беларусь, допускается при условии отсутствия помех в выполнении основных функций системы.

В настоящее время определены функции единого оператора технологической связи дорожной отрасли:
1. Обеспечение процесса управления в технологическом дорожном комплексе услугами подсистем технологической связи в соответствии с требованиями предприятий республиканских автомобильных дорог.
2. Обеспечение эксплуатации подсистем технологической связи в соответствии с существующими нормативными требованиями и выполнения работ на основе соответствующих лицензий.
3. Осуществление технического надзора, профилактических осмотров и ремонта средств технологической связи всех подсистем.
4. Участие в разработке программ развития подсистем технологической связи.
5. Координация работ по развитию подсистем технологической связи.
Информация о гидрометеорологических условиях является обязательной для учета при принятии решений по управлению дорожными работами. Основу подсистемы составляют сети автоматических метеорологических станций, обеспечивающих раннее обнаружение гололеда и осадков (дождь, туман, снег) на отдельной дороге или сети дорог, находящихся в ведении линейной дорожной дистанции (ЛДД) или дорожно-эксплуатационного управления (ДЭУ), контролируемые параметры которых определяют:
1) температура воздуха;
2) температура верха покрытия;
3) температура покрытия на глубине 10 см;
4) температура точки росы;
5) температура замерзания влаги на покрытии;
6) влажность;
7) направление и скорость ветра;
8) влажность покрытия;
9) вид и интенсивность осадков (время начала и конца осадков);
10) показатели работоспособности оборудования.

Передача информации от сети станций в диспетчерские пункты ЛДД (ДЭУ) осуществляется автоматически по специализированным сетям или по сетям связи общего пользования.
Подсистема сети технологической связи республиканских дорог формируется путем объединения локальных сетей в единую республиканскую сеть с предоставлением информации диспетчерскими службами “Автодоров” в центральную диспетчерскую службу дорожной отрасли.
Обработка информации осуществляется на компьютерах с использованием соответствующего программного обеспечения, являющегося неотъемлемой частью подсистемы.
В случае отсутствия сети автоматических метеорологических станций используются данные государственной гидрометеорологической службы.

Подсистема контроля за транспортными потоками
Основу подсистемы составляют сети станций слежения (стационарных или передвижных) за интенсивностью и составом транспортных потоков предприятий республиканских автомобильных дорог (“Автодоров”) и пунктов весо-габаритного контроля РУП “Белдорцентр”, контролирующих следующие параметры:
1) интенсивность движения (авт/сут);
2) состав движения по типу транспортных средств (количеству осей и нагрузки на ось);
3) полную массу и нагрузку на ось грузовых транспортных средств.
Передача информации от станции слежения в диспетчерские пункты “Автодоров” и РУП “Белдорцентр” осуществляется автоматически по специализированным сетям или по сетям связи общего пользования.
Подсистема сети республиканских дорог формируется путем объединения локальных сетей в единую республиканскую сеть с предоставлением информации диспетчерскими службами “Автодоров” в РУП “Белдорцентр” и РУП “Компьютерный центр”.
Обработка информации осуществляется на компьютерах с использованием соответствующего программного обеспечения, являющегося неотъемлемой частью подсистемы.
Использование предоставляемой информации организациями дорожной отрасли обязательно при управлении работами по содержанию республиканских автомобильных дорог, разработке программ развития и реконструкции сети республиканских автомобильных дорог.

Подсистема контроля за экологической обстановкой
Основу подсистемы составляют сети станций слежения (стационарных или передвижных) за факторами, оказывающими отрицательное воздействие на окружающую среду, предприятий управления республиканскими автомобильными дорогами (“Автодоров”) и передвижные лаборатории РУП “БелдорНИИ”, которые контролируют:
1) фактическую концентрацию выбросов от транспортных средств в атмосферу (CO, NO 2) и на почве вдоль дорог (тяжелые металлы, нитраты, сульфаты, pH, натрий, калий, кальций);
2) фактическую концентрацию солей, используемых при зимнем содержании, в почвах и водоемах, расположенных вдоль дорог;
3) загрязнение атмосферы, почвы, воды при строительстве дорог и мостовых сооружений.

Подсистема радиотелефонной связи
Подсистема радиотелефонной связи обеспечивает передачу информации всех подсистем технологической связи. Основой подсистемы является единая республиканская радиотелефонная сеть дорожной отрасли, обеспечивающая сквозную бесперебойную передачу оперативной информации между исполнителями работ и руководящими органами на всех уровнях. Подсистема является базовым средством для работы диспетчерской службы отрасли.
Основными средствами связи подсистемы являются:
1) базовые радиостанции;
2) стационарные станции;
3) мобильные (носимые или возимые) радиостанции или телефоны;
4) антенно-мачтовое оборудование;
5) средства сопряжения с телефонной сетью общего пользования;
6) многоканальная телефонная магистральная связь;
7) ведомственная телефонная сеть;
8) сеть арендованных линий Министерства связи;
9) программное обеспечение;
10) средства ремонта и диагностики оборудования.
Эксплуатация средств связи подсистемы регулируется действующим законодательством и осуществляется единым оператором (организацией дорожной отрасли, имеющей соответствующую лицензию), совмещается с компьютерной сетью дорожной отрасли и функционирует круглосуточно, без выходных и праздничных дней.

Подсистема экстренной связи участников транспортного движения
Основой подсистемы являются телефонные линии и пункты аварийного вызова, расположенные вдоль республиканских автомобильных дорог и связанные с диспетчерскими пунктами ЛДД (ДЭУ). Линии экстренной связи не объединяются в единую республиканскую сеть, но должны иметь возможность связи с районными организациями МВД РБ, скорой медицинской помощи, Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Подсистемы организации дорожного движения
Подсистемы основываются на сети пунктов телеметрического контроля за транспортным потоком, осуществляемого на диспетчерских пунктах ЛДД (ДЭУ). Подсистемы организации дорожного движения создаются для участков республиканских автомобильных дорог, имеющих интенсивность движения свыше 15.000 авт/сутки и большую вероятность возникновения перерывов в движении.
В состав подсистемы входят:
1) видеокамеры наблюдения;
2) приемно-передающее оборудование;
3) пункты управления, оборудованные мониторами;
4) система оповещения участников движения (предупреждающие табло, знаки для организации объездов по заранее определенным маршрутам и т.д.).

Основные принципы формирования и эксплуатации подсистем технологической связи
Основной целью формирования технологической связи является создание надежно работающей системы связи в дорожной отрасли для обеспечения оперативности в управлении процессами содержания автомобильных дорог, улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния и оказания услуг пользователям дорог.
Комплекс подсистем технологической связи или отдельные подсистемы создаются на сети республиканских автомобильных дорог или отдельной дороге на основании результатов проектных работ по обоснованию инвестиций и строительных проектов.
В первую очередь услугами технологической связи должны быть обеспечены участники движения по магистральным дорогам международных транспортных коридоров.
Построение подсистем технологической связи дорожной отрасли должно соответствовать структуре организаций управления республиканскими автомобильными дорогами.

Предприятия республиканских автомобильных дорог (“Автодоры”) и их подразделения (ДЭУ, ЛДД) организуют постоянно действующие диспетчерские пункты, в которые поступает информация с использованием всех подсистем технологической связи.
Локальные сети подсистем технологической связи разрабатываются на основании решений предприятий республиканских автомобильных дорог для отдельных дорог или части дорожной сети, обслуживаемой их подразделениями. Координация работ по строительству, реконструкции или ремонту подсистем технологической связи осуществляется специализированной организацией УП “Белдорсвязь”, являющейся единым оператором радиотелефонной сети и единым оператором технологической связи республиканских автомобильных дорог общего пользования.

По материалам отдела дорожной сети “Белавтодор”
Подготовил Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость