Что имеем — не храним
Материалами диагностики за 2002 год по учету интенсивности дорожного движения и состава транспортного потока на республиканских автомобильных дорогах установлен значительный прирост движения.
Только по II и IX международным транспортным коридорам, проходящим по территории республики, рост составил в среднем свыше 15%, а на отдельных перегонах превысил уровень 30%. Анализ интенсивности движения грузового транспорта через государственную границу показывает общий рост движения транзитных потоков на 10%, в т.ч. иностранных перевозчиков на 3%.
В то же время службой контроля выявлено в 2002 году на дорогах республики около 60 тысяч тяжеловесных транспортных средств, что выше уровня 2001 года на 24%.
Значительный прирост транспортных средств с превышающими параметрами имели пятиосные автопоезда на однокатной шине, оказывающие дополнительное силовое воздействие на дорожные одежды и искусственные сооружения, количество которых возросло на 35%.
В результате по этой причине впервые за последние пять лет наметились тенденции к ухудшению параметров транспортно-эксплутационного состояния республиканских автомобильных дорог. Например, протяженность участков, где ровность дорожных покрытий превышает нормативные требования, основной показатель, влияющий на эффективность работы автомобильного транспорта, вырос почти до 5 тыс. км, при этом темпы роста составили около 8% при среднегодовых 1,5%.
Протяженность участков республиканских дорог, имеющих колейность более 2 см, достигла более 3,5 тыс. км, прирост за год составил более 500 км, или 16%.
Дефектность покрытия, требующая проведения неотложного капитального ремонта, достигла более тысячи км, или прироста за год на 230 км.
Все это позволяет сделать вывод о том, что продолжается рост грузоподъемности автомобильного транспорта, превышение установленных строительными нормами предельных нагрузок для автомобильных дорог общего пользования, что приводит ежегодно к значительным потерям, и только затраты на восстановительные работы до параметров уровня 2001 года составляют 250 млрд руб., а компенсация нанесенного ущерба в виде платы за проезд составила лишь 4,6 млрд руб.
Дорожная сеть республики позволяет пропускать в свободном режиме осевые нагрузки, равные расчетным, в весенний период в соответствии с фактической несущей способностью дорожных одежд, а в летний период с температурой воздуха свыше 25°С — до 6 тонн. Отступление от этого правила ведет к несоизмеримым потерям для экономики государства.
В этой связи требуется совершенствование в целом порядка пропуска тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. В качестве подтверждения можно привести следующий факт.
За 2002 год шестью передвижными постами выявлено более 2,5 тысяч тяжелых грузовиков, которые осуществляли перевозку грузов по дорогам с низкой несущей способностью, что привело на ряде дорог к значительным деформациям, повреждению искусственных сооружений. К перевозчикам применены штрафные санкции на сумму порядка 530 млн руб., при этом потери государства многократно выше.
Для обеспечения расчетной пропускной способности, а также реализации более эффективной системы контроля за соответствием фактических нагрузок подготовлен проект постановления правительства, который предусматривает реализацию программы реконструкции и ремонта маршрутной сети автомобильных дорог с доведением до необходимых параметров, а с другой стороны — создание современной системы контроля за эксплуатацией тяжеловесного и крупногабаритного подвижного состава.
Для обеспечения этой задачи уже в текущем году необходимо установить на всех утвержденных маршрутах весовой контроль со строительством 3-х постов, дополнительно создать для исключения объезда постов контроля в каждой области 6 передвижных постов. Построить и оборудовать около 30 технологических площадок по учету интенсивности дорожного движения и состава транспортного потока, внедрить на 4-х пограничных переходах технологию весового контроля с использованием стационарного весового оборудования.
Предполагается, что все это позволит создать в республике автоматизированную систему пропуска тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. При этом окупаемость вложенных средств по расчетам составит не более 3,5 лет.
Решение этой проблемы невозможно в рамках РУП “Белдорцентр”. Только совместными усилиями автодоров, облдорстроев, других заинтересованных предприятий возможно реализовать эту программу в столь короткие сроки. При этом предполагается, что в оснащении оборудованием департамент “Белавтодор” окажет помощь, так как в настоящее время почти 50% эксплуатирующего оборудования в республике имеет полный износ.
Действующая в настоящее время нормативно-правовая база контроля за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств не позволяет в достаточной мере создать, прежде всего, экономические предпосылки сохранности автомобильных дорог и обеспечения безопасных условий проезда всем пользователям.
По оценочным данным, около 30% всего подвижного тяжеловесного состава, осуществляющего поездки, ежегодно фиксируется службой контроля на автомобильных дорогах и мостах, построенных под нагрузки, не позволяющие обеспечить пропуск таких транспортных средств. Это прежде всего дороги местного значения и IV технической категории с облегченной конструкцией дорожной одежды на республиканских дорогах. За указанные нарушения только за 2002 год составлено около 7 тыс. протоколов ГАИ.
В таких случаях в большинстве стран Западной Европы, а также в сопредельных государствах иностранный перевозчик заплатит штраф, многократно превышающий установленную плату за проезд, а отечественный — будет лишен лицензии. Это одно из основных условий любой системы.
Однако в сегодняшних условиях оплачивается штраф, который ниже стоимости даже платы за проезд, а в условиях лицензирования это требование вообще отсутствует.
В настоящее время комплекс этих вопросов решается и доводится до скорейшего принятия соответствующих норм при помощи коллегии представителей правительства, многих заинтересованных министерств и ведомств, что позволит четко и ясно установить требования в этой области и поэтапно интегрироваться с сопредельными государствами по выработке единых правил на международных транспортных коридорах.
Из выступления гендиректора РУП “Белдорцентр” Николая Чернюка
Подготовил Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2003 год в рубрике дороги