Зима — время испытаний
Как известно, зимний период для дорожников начинается с первого снега либо гололеда, какая бы дата ни значилась на этот момент в календаре. В сегодняшних условиях ежесуточно только на республиканских дорогах Беларуси в бой со снегом и гололедом вступает несколько сотен единиц специальной техники, при этом расходуются тысячи тонн песчано-соляной смеси и сотни тонн соли. В результате, несмотря на непогоду, дороги общего пользования работают бесперебойно, и серьезных нареканий в адрес организаций, обеспечивающих зимнее содержание автотрасс, пока не поступает. В то же время у пользователей дорог нередко возникают определенные вопросы к эксплуатационникам по поводу покрытия — оно не обработано противогололедными материалами.
Следует отметить, что для этого необходимы огромные средства — как следствие затрат на закупку техники, материалов, в чем дорожники на данный момент ограничены. Поэтому сегодня рациональное использование материально-технических и финансовых ресурсов, повышение качества содержания дорог и безопасности движения автотранспорта является приоритетным направлением. Согласно этим целям первостепенное внимание уделяется республиканским дорогам, что обусловлено их спецификой (они связывают областные и районные центры, города и крупные поселки и принимают на себя около 80% грузопотока), а также дорогам с постоянным автобусным движением. При этом работа дорожных организаций четко регламентирована соответствующими документами. Если говорить более конкретно, то все автомобильные дороги разделены на пять уровней содержания. В основе такого разделения лежит народнохозяйственное и административное значение и интенсивность движения. Так, к автотрассам 1-го уровня содержания (интенсивность — свыше 3000 транспортных единиц в сутки) относят, к примеру, дороги, соединяющие Минск с Национальным аэропортом и областными центрами, а также последние между собой. А последний, 5-й уровень содержания — это местные дороги с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки.
Исходя из этого, для обработки покрытия противогололедными материалами (ПГМ) и снегоочистки установлены директивные сроки, которые определяются с момента прекращения снегопада (метели) либо образования (обнаружения) гололеда до завершения необходимого комплекса работ. Отсюда следует, что, к примеру, дороги, соединяющие столицу с областными центрами, должны быть полностью обработаны ПГМ за 3 часа с момента образования гололеда. А, к примеру, для дорог, соединяющих центральные усадьбы колхозов с ближайшими железнодорожными станциями, этот временной отрезок может составить 9 часов, причем преимущественно на опасных участках. К очистке проезжей части во время снегопадов и метелей дорожники приступают в зависимости от интенсивности осадков: по первым двум категориям содержания в том случае, если толщина рыхлого снега составляет 3-6 см, а на дорогах 5-го уровня — 10 см либо после прекращения снегопада. Правда, здесь есть одна существенная оговорка: в экстремальных условиях (снегопад интенсивностью более 5 см/ч и продолжительностью более 6 ч, метель со скоростью ветра более 9 м/с или среднесуточная температура воздуха ниже -10оС на протяжении более двух суток) эти сроки соответственно увеличиваются.
В случае, если гололедица не ликвидирована в установленные сроки, скорость движения автотранспорта может быть ограничена до 30 км/ч. И еще: за ДТП, произошедшие по причине зимней скользкости во время выпадения осадков, а также в период директивного времени, отводимого для ее ликвидации, дорожные организации ответственности не несут.
Практика показывает, что зимняя скользкость образуется практически одновременно на значительном протяжении автомобильных дорог. А ее устранение связано со значительными затратами времени, технических и трудовых ресурсов, что обусловлено выполнением большого объема работ в сложных условиях. Заметим, что зимнее содержание автодорог требует и немалых финансовых средств, в которых дорожники ограничены.
Однако, как отмечают дорожники, какие бы препятствия ни чинила стихия, транспортные артерии должны работать бесперебойно, а пользователи дорог — иметь возможность комфортного проезда. Именно на эти задачи ориентирует сегодня департамент “Белавтодор” отраслевые предприятия.
Требования к зимнему содержанию автомобильных дорог (выдержка из отраслевого нормативного документа):
5.1. Вся сеть автомобильных дорог общего пользования разделена на пять уровней содержания, в т.ч. зимнего, в соответствии с таблицей 1.
Директивные сроки обработки покрытия ПГМ и выполнения работ по очистке покрытия и обочин от снега при обычных и экстремальных погодных условиях приведены в таблице 2.
Таблица 1
Уровни содержания | Народнохозяйственное и административное значение автомобильных дорог общего пользования данного уровня содержания | Интенсивность движения в транспортных единицах, авт./сут |
1 | 2 | 4 |
1 | Республиканские автомобильные дороги, включенные в сеть международных автомобильных дорог; важнейшие республиканские дороги, соединяющие г. Минск с административными центрами областей и Национальным аэропортом Минск и административные центры областей между собой | более 3000 |
2 | Республиканские дороги, соединяющие административные центры областей с административными центрами районов; подъезды к пограничным пунктам таможенного оформления; местные автомобильные дороги, имеющие важное народнохозяйственное значение | 1000-3000 |
3 | Республиканские дороги, не отнесенные к уровням содержания 1 и 2, соединяющие, как правило, административные центры районов между собой по одному из направлений; местные автомобильные дороги, соединяющие города районного подчинения, поселки городского типа с административными центрами районов, а также с ближайшими железнодорожными станциями и республиканскими автомобильными дорогами | 500-1000 |
4 | Прочие республиканские дороги, не отнесенные к уровням содержания 1, 2 и 3, местные дороги, не отнесенные к уровням содержания 2 и 3, а также автомобильные дороги, соединяющие центральные усадьбы совхозов и колхозов, административные центры сельсоветов, больницы, культурно-исторические памятники с административными центрами областей и районов и с ближайшими железнодорожными станциями и республиканскими автомобильными дорогами | 100-500 |
5 | Местные дороги, не отнесенные к уровням содержания 2, 3 и 4 | менее 100 |
Примечания: |
Таблица 2
Директивные сроки, ч | Директивные сроки | |||||
Уровни содержания | обработки покрытия ПГМ | очистки покрытия от снега | Очистки остановочных площадок и обочин, дни | |||
дорог | в обычных условиях | в экстремальных условиях | в обычных условиях | в экстремальных условиях | в обычных условиях | в экстремальных условиях |
1 | 3 | 4 | 4 | 8 | 1,5 | 3,0 |
2 | 4 | 6 | 6 | 11 | 2,5 | 5,0 |
3 | 6 | 8 | 8 | 15 | 4,0 | 7,0 |
4 | 9 | 12 | 12 | 18 | 8,0 | 11,0 |
5 | 12 | 16 | 16 | 22 | 12,0 | 17,0 |
Примечания: |
По материалам, предоставленным Департаментом “Белавтодор”
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 51 за 2002 год в рубрике дороги