Талант менеджера — интуиция доходности


Изобретатель и бизнесмен Артем Тарасов стал широко известен в России в конце 80-х — начале 90-х годов, когда он со своей ежемесячной зарплаты председателя инновационного кооператива в три миллиона рублей заплатил 90 тысяч рублей партийных взносов. Президент СССР Горбачев был просто публично возмущен такими деньгами!

Позже в Лондоне, куда Тарасова вынудили уехать, и где он прожил 12 лет, он стал известен в деловом мире как успешный специалист по инвестициям, заработавший своей головой немалые деньги. Недавно Артем Тарасов решил вернуться в Россию и заняться инвестированием российских изобретений и инноваций в своей родной стране. О своих планах он рассказал редактору электронной газеты ЭРИ и сайта Изобретения.ru А. Григорьеву. Приводим это интервью с сокращениями. Полностью его можно прочитать на форуме сайтаwww.inventions.ru.

— Артем Михайлович у Вас порядка тридцати изобретений. Расскажите о некоторых из них.
— Давайте все-таки начнем с вашей электронной газеты. Я думаю, что идея такой газеты неспроста появилась, потому что нужно, нужно что-то делать. Во всем мире существуют специальные структуры, которые содействуют реализации любой самой мало-мальски перспективной идее. Это, например, мощная система инновационных грантов в США. Там живет много моих друзей, которые эмигрировали из России, получили эти гранты и “встали на ноги”. Это, например, такие компании как British technology group, которая финансирует проекты под риск. Не просто дает гранты, а вкладывает деньги в реальное производство, чтобы получить опытную серию, чтобы испытать инновацию. В этой компании работает большое количество экспертов по привлечению перспективных изобретений во всех отраслях и сферах деятельности.
Если изобретение проходит у них экспертизу, ему дается “зеленая улица” по финансированию внедрения. Поскольку так делается во всем мире, я очень хочу подобный прецедент создать и в России — в Красноярске. Здесь имеется нормальная почва для этого, — действует отделение Российской академии наук, которое всегда специализировалась в исследованиях новых технологий, имеется военная промышленность с очень интересными конверсионными технологиями. Поэтому, думаю, здесь, в Сибири, можно получить сильный и быстрый результат. Мне кажется, в Москве изобретатели куда-то растворились...
А в Петербурге, например, давно работает представительство Ren Corporation, которое действует без всякой вывески. Работающие там люди просто выуживают российских изобретателей отовсюду. Работают с ними. Если они перспективны, оформляют им необходимые документы и отправляют в США. Это очень сильная корпорация. Никто вам не скажет, чем она реально занимается, имея в “северной столице” огромный офис, большой штат и бешеные деньги.
Следующий международный пример внедрения изобретений — Япония. 90% их успеха в том, что японцы методично, скрупулезно, шаг за шагом изучают патентную документацию из всех стран, выуживая самое-самое лучшее. В Японии имеется специальный институт по обходу патентов. Его сотрудники ищут стоящие изобретения, исследуют, как тут же обойти патент и создать подобное — свое собственное.

— Следующий вопрос к Вам как к менеджеру. Какие Вы видите пути продвижения российских изобретений?
— Я не скажу ничего нового. Должны быть созданы специальные фонды для финансирования этих работ. Другое дело, как их создать? Как, например, убедить людей, которые успешно занимаются нефтяным бизнесом, финансировать изобретения, хотя бы в области добычи нефти, газа и т.д. Здесь моя личная активность, мне кажется, принесет удачу, чтобы наполнить инвестиционный фонд и начать работу первоначально с ограниченной сферой изобретений, например, энергетических, сырьевых, механических. То есть начать с этого. Я уверен, что после одного-двух успешных внедрений такой фонд начнет пополняться. И как только это случится, фонд начнет расширяться. Так строилась упомянутая British technology group. Сегодня это многие миллиарды долларов в год. А раньше они, например, финансировали первое производство пенициллина, ядерного магнитного томографа. Начинали же они много лет назад с очень маленькой компании.
Как извлекать выгоду из внедренного изобретения — всем известно. Это может быть система франчайзинга — продажа прав на выпуск. Это может быть прямая реализация изобретений в качестве готовых изделий. Это может быть просто огромная экономия, и за ее счет— получение дивидендов. Считаю, что я способен сам отыскать первые необходимые суммы для создания здесь достаточно мобильного и небедного инновационного фонда, отобрать или, по крайней мере, сделать приоритетными изобретения, достаточно доведенные “до ума”. Внедрить эти изобретения, получить эффект, показать всем, извлечь прибыль и дальше раскручивать эту работу... Для этого мне очень нужен Интернет, publicity. Я хочу делать это в кооперации с вами — с электронной газетой “Эврика! — российские изобретения”, с сайтом Изобретения.ru. Ведь это информационный канал плюс возможность отслеживания результатов. Мне нужна связь с обществами изобретателей, с патентными бюро по всей России. Все эти каналы должны объединиться вокруг этого центра.
Коротко говоря, это должен быть российский центр инноваций, созданный в Красноярске, обладающий своим финансовым фондом и сотрудничающий со всеми заинтересованными предприятиями страны. Ведь такой Центр может делать следующее: уже готовые изобретения, внедренные в разных регионах России, привносить сюда и сразу получать эффект. Центр должен проводить большую аналитическую работу по сбору и накоплению патентной информации. Конечно, в Центре инноваций должны работать патентоведы, эксперты, а также привлеченные ученые.

— Артем Михайлович, разъясните, пожалуйста, конкретнее, — почему Вы заинтересованы в создании такого инновационного Центра, Фонда в Сибири, а не в Москве? Ведь в столице большие деньги!
— Я не говорю, что этот инновационный Фонд будет существовать на местные деньги. Нет. Я как раз собираюсь привлечь в центр России московские деньги в том числе. В конце концов, что такое эффективное изобретение? Оно должно быть внедрено, должно производиться.
И если такое изобретение будет связано, к примеру, с московским заводом ЗИЛ (например, будет изобретен какой-то новый автомобильный двигатель), конечно, мы выйдем на ЗИЛ, чтобы его там внедрять. Если через информационный сайт “Изобретения.ru” мы получим массу предложений со всей России, то это прекрасно! Кто же будет отказываться? Фонд будет всероссийским, а не концентрироваться на местных изобретениях.
Почему все должно организовываться в Москве? Затеряться там среди десятков тысяч разных организаций, фондов, компаний, если здесь всероссийский инновационный Фонд будет на виду у всей страны? Образно говоря, одно дело построить звонницу с колоколами в чистом поле, другое — в лесу среди деревьев. Там его (инновационный Фонд) просто не будет видно и слышно. Я не удивлюсь, если в Москве подобных фондов уже сейчас создано с десяток. Правда, о них никто не слышит. Кстати, это еще одно из направлений работы — работать с ними в деловом контакте.

— Действительно, электронная газета ЭРИ и сайт Изобретения.ru были созданы, чтобы через Рунет выявлять и продвигать изобретения, инновации со всей России.
— Примите самые искренние поздравления с этой идеей, с тем, что вы сделали. Я знаю, что это совсем непросто — поддерживать сайт. Мы с удовольствием к вам “прислонимся” для сотрудничества.

Подготовила Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2002 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость