Международная энциклопедия дорожников
На XVIII заседании Межправительственного совета дорожников Содружества Независимых Государств, состоявшемся в городе Кишиневе, принято решение о необходимости подготовки и издания международной энциклопедии дорожников “Содружество Независимых Государств (Дороги и Люди)”.
По этому случаю была сформирована инициативная группа, которая в Москве обсуждала вопросы, связанные с формированием состава и проведением организационного заседания редакционной коллегии по подготовке этого издания.
Организационное заседание редакционной коллегии по подготовке международной энциклопедии дорожников состоялось 8 августа 2002 года в Москве в помещении Секретариата МСД (МАДИ).
Прежде всего, для участников необходимо было определиться с идеологией, основными принципами и подходами при подготовке концепции энциклопедии. Это главная задача редакционной коллегии. Предлагается включить в ее состав по два представителя от каждого государства, а на местах создать рабочие группы, объединяющие коллективы авторов.
По мнению белорусской рабочей группы, заседание которой состоялось накануне заседания редколлегии, более точным определением, отражающим характер и направленность энциклопедического издания, будет “Содружество Независимых Государств (События и Люди) ” энциклопедия.
Термин “События” имеет более широкое значение и подразумевает не только оценку состояния дорожной сети стран Содружества, но и в какой-то мере характеристику определенного исторического периода, а именно 1992-2002 гг., прошедшего с момента образования СНГ.
Предложение по архитектонике, книги:
Энциклопедия подразделяется на две части: первая часть — События, вторая — Люди. При этом каждая из частей, соответственно, подразделяется на главы, в которых представляется информация в разрезе каждой страны Содружества.
В разделе “События” приводится информация по каждой стране СНГ:
– общие сведения о стране, включая государственную символику (герб, флаг), площадь территории, численность населения, плотность сети автомобильных дорог (на 1000 кв. км. и 1000 жителей);
– карта автомобильных дорог с указанием международных дорог СНГ, протяженность сети автомобильных дорог общего пользования (государственные, местные, ведомственные частные и т.д.), в том числе по техническим категориям и типам дорожных покрытий;
– наличие искусственных сооружений на автомобильных дорогах;
– наличие автотранспортных средств в стране (грузовых, легковых, мотоциклов);
– состояние нормативно-правовой базы (наличие законов “Об автомобильных дорогах”, “О дорожных фондах”, “О дорожном движении”);
– финансовые ресурсы, направляемые на нужды дорожного хозяйства, и их источники, в том числе по видам деятельности (содержание, ремонт, реконструкция, строительство);
– основные показатели аварийности на автомобильных дорогах общего пользования, включая общее количество дорожно-транспортных происшествий, количество раненых и погибших;
– управление дорожным хозяйством с полным и кратким наименованием органа государственного управления, его подчиненность, фамилия, имя и отчество, а также должность руководителя, структурная схема управления дорожным хозяйством;
– ретроспективный анализ состояния дорожного хозяйства, характеристики и краткое описание уникальных сооружений, основные направления перспективного развития, а также иная информация, которую органы управления дорожным хозяйством сочтут целесообразным поместить в этом разделе.
В разделе “Люди” приводятся биографические данные заслуженных представителей дорожного хозяйства стран Содружества, которые включают фото, дату и место рождения, образование, основные вехи трудового пути (для ученых — краткий перечень основных научных трудов и монографий), награды и т.д.
При этом предполагается подразделение представителей дорожного хозяйства по следующим направлениям деятельности:
– администрация и управление;
– наука, техника и образование;
– производственная деятельность;
В качестве временного периода также следовало бы принять 1992-2002 гг., а критерии отбора кандидатур целесообразно определить в зависимости от вида деятельности:
– для категории “администрация и управление” — руководители и заместители руководителей дорожной отрасли;
– для категории “наука, техника и образование” — руководители НИИ, ВУЗов, ученые, создавшие научные школы и новые направления в науке и технике, доктора технических наук, внесшие значительный вклад в теорию и практику дорожной деятельности;
– для категории “производственная деятельность” — руководители крупных дорожных производственных объединений и предприятий, внесшие весомый вклад в развитие дорожного хозяйства страны, руководители строительства уникальных объектов.
Окончательный объем энциклопедии предполагается определить после получения материалов от дорожных администраций стран — участниц МСД и одобрения их редакционной коллегией. Сегодня уже определены сроки предоставления информации — предложений по материалам разделов — до первого января 2003 года.
Принимая во внимание, что до настоящего времени ни дорожные администрации, ни секретариат МСД подобной полной информацией не располагали, издание международной энциклопедии дорожников будет весьма полезным.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 36 за 2002 год в рубрике дороги