Дорожники подводят итоги за первое полугодие 2002 года
На состоявшейся в Департаменте “Белавтодор” коллегии главным вопросом стояло подведение итогов за прошедшие шесть месяцев. Особое внимание к “дорожному вопросу” со стороны государства подтвердило присутствие и оживленное участие в дискуссии обсуждаемых вопросов и проблем главного советника управления Совета Министров Республики Олега Белявского и министра транспорта и коммуникаций Михаила Борового. Собравшимися особо отмечалась важность таких коллегий, так как задачи у всех общие — дороги должны быть высокого качества и отвечать всем заданным параметрам, поэтому и решать их надо сообща.
“Работа коллективов организаций дорожной отрасли в текущем году направлена на обеспечение выполнения Программы работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству республиканских автомобильных дорог и Программы действий Департамента на 2002 год”, — отметил в своем выступлении заместитель директора Департамента Станислав Яцута. Результаты работы объективно свидетельствуют о том, что дорожная отрасль имеет достаточный потенциал и способна в сложных условиях недостатка финансовых средств выполнять свои функции.
В подведении итогов можно отметить следующее: объем подрядных работ на республиканской дорожной сети в сопоставимых ценах выполнен на 117,4% при повышенном прогнозном показателе на год — 103% и на 2-ой квартал — 104%. Произведен средний ремонт 4941,8 тыс. квадратных метров республиканских дорог (162,4% от программы), 7,4 тыс. кв. метров мостов (211,4% от программы).
Производство товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах составило 120,2% (105% к прогнозу). Объем экспорта строительных и прочих транспортных услуг — на 117,5% от показателя, установленного Программой развития экспорта. Энергосбережение составило 12,4% (6% по прогнозу).
Выполнение программы работ за счет местного дорожного фонда за первое полугодие составило 107,4%. Отремонтировано 1080 км местных дорог при плане 994 км. Программа работ по капитальному и среднему ремонту, а также по реконструкции (строительству) выполнена всеми облдорстроями.
Ввод в эксплуатацию дорог в первом полугодии не планировался. Перерывов движения по автомобильным дорогам не было допущено, однако в рассматриваемый период не все удалось сделать, как планировалось.
Например, работы по капитальному ремонту республиканских дорог выполнены только на 90,5%.
Завершение реконструкции кольцевой дороги вокруг Минска предусмотрено в ноябре текущего года. За 6 месяцев этого года завершены земляные работы в объеме 3,3 млн. кубометров, произведено устройство щебеночного основания (230 тыс. кубометров), уложено 190 тысяч тонн асфальтобетонной смеси, завершается монтаж пролетных строений мостов и путепроводов. В целом же Программа работ по реконструкции объектов кольцевой дороги вокруг Минска на первое полугодие выполнена на 91,7%. Но будут приняты все необходимые меры, и этот важнейший республиканский объект будет сдан в требуемый срок.
Особую обеспокоенность вызывает невыполнение программы работ на вводных в текущем году объектах, в частности: моста через реку Друть в Рогачеве; участка дороги Минск-Витебск (146,2 км — 148,7 км.). Основной причиной невыполнения программы работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству некоторых объектов является недофинансирование дорожной отрасли.
Поступления в республиканский дорожный фонд составили 88,5% от планируемого. Основной причиной невыполнения доходов явился недобор поступлений с налога по продаже автомобильного топлива, который составляет 34,8 млрд. рублей. В результате фактические затраты на дорожное хозяйство, относящееся к республиканской собственности, за 6 месяцев этого года профинансированы только на 77,4%. Ситуация усложняется и тем, что Министерство финансов регулярно нарушает финансирование программы дорожных работ.
В связи с этим Департаменту приходилось прибегать к различным мерам, в том числе и к таким непопулярным, как проведение зачетов, а организациям привлекать кредитные ресурсы. Ситуация не изменилась и в третьем квартале этого года — с целью покрытия дефицита средств для финансирования дорожных работ планируется привлечь банковские кредиты.
В результате этих и других мер дорожники вынуждены уточнять программы работ. Уточненная программа была утверждена приказом Министра и приказом директора Департамента с разбивкой на второй и третий кварталы по заказчикам. В этом документе приоритеты отданы содержанию автомобильных дорог. Финансирование дорожных работ уменьшается на 28,5 млрд. рублей, в том числе и на содержание, текущий и средний ремонты на 1,6 млрд. рублей (1% к программе), капитальный ремонт — на 11,8 млрд. рублей (21% к программе) и строительство — на 15,1 млрд. рублей (12% к программе). Соответственно уменьшены физические объемы работ по ремонту дорог по сравнению с ранее утвержденной программой.
В данной ситуации Департамент “Белавтодор” вынужден искать и принимать какие-либо новые шаги, чтобы предотвратить сбои, экономические потери. Поступательно внедряются в жизнь элементы новой экономической политики. Ведется поиск оптимальных путей развития конкурентной среды. Делается все возможное для поддержания на необходимом эффективном уровне системы управления. Совершенствуется система контроля за качеством выполняемых дорожных работ, за рациональным использованием материальных и энергетических ресурсов. Однако нобходимо отметить и негативные стороны — в текущем году организациями недостаточно внимания уделяется развитию других видов деятельности и оказанию платных услуг населению, так как в условиях нестабильного финансирования и снижения объема дорожных работ этот путь позволяет получать дополнительные средства, обеспечивать работой коллективы и укреплять финансовое положение организаций.
Тем не менее, как отметил Станислав Яцута, Департамент “Белавтодор”, несмотря на сложные экономические условия, сделает все возможное, чтобы дорожная отрасль успешно решала поставленные перед ней задачи.
В свою очередь министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой отметил, что на предприятиях дорожного хозяйства сделано немало, и у дорожников имеется большой потенциал. Выделяя огромные средства на автомобильные дороги, глава государства тем самым дает понять, что это нужно экономике, населению. Это нужно для того, чтобы обеспечить хороший транзит нашей республике.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 2002 год в рубрике дороги