Место жительства, прописка и паспортный режим
Продолжение. Начало в СиН №26.
При временном отсутствии собственников жилых помещений (индивидуальных жилых домов, квартир и комнат в многоквартирных жилых домах) и нанимателей жилых помещений в домах государственного жилищного фонда (при условии, если по отношению к ним выполняются все условия договора найма жилого помещения) независимо от продолжительности отсутствия (в том числе и при выписке с места постоянного жительства в связи с временным выездом) за ними должны сохраняться соответственно все права на владение, распоряжение и пользование жилыми помещениями.
Временное отсутствие не должно также препятствовать реализации собственником (нанимателем) и членами его семьи других жилищных и связанных с ними прав при появлении соответствующих оснований по месту постоянного жительства. Например, при появлении оснований для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (по уровню обеспеченности общей площадью жилого помещения менее 15 м 2 на одного члена семьи или по другим основаниям, предусмотренным в ст. 43 Жилищного кодекса), она должна приниматься на квартирный учет (независимо от наличия прописки и факта отсутствия гражданина в месте постоянного проживания). При подходе очередности семьи на получение жилого помещения, вступление в члены организации граждан-застройщиков (ЖСК, КИЗ, МЖК), получение государственной поддержки (субсидии, льготные кредиты и другое) для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в ее составе должны учитываться и указанные временно отсутствующие граждане.
Таким образом, отсутствие прописки в месте постоянного проживания не означает, что гражданин, временно выехавший в другую местность, автоматически теряет право пользования жилым помещением, занимаемым на условиях договора найма. В соответствии с заключением Конституционного суда Республики Беларусь от 25 июня 1996 г. № 3-38/96 “О соответствии Конституции статьи 70 Жилищного кодекса Республики Беларусь” временное отсутствие (независимо от срока) нанимателя или членов его семьи в жилом помещении само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении ими своих жилищных прав и обязанностей по договору найма и служить основанием для лишения их права пользования жилым помещением. По мнению суда, временное отсутствие нанимателя или членов его семьи не изменяет назначения жилого помещения и не нарушает прав и законных интересов других лиц, если при этом выполняются условия договора найма. Отсутствующий гражданин, в частности, может поручить осуществление своих прав и исполнение обязанностей по договору найма жилого помещения другому лицу на основании доверенности.
Если же условия договора найма жилого помещения (в частности, своевременное внесение платы за пользование жилым помещением, за техническое обслуживание жилого дома, отчислений на капитальный ремонт и т. д.) не выполняются, то вопрос о расширении договора найма (признание лица утратившим право на жилое помещение) должен решаться в судебном порядке.
С учетом прописки решаются и вопросы платы за пользование жилым помещением (техническое обслуживание) и коммунальные услуги. По установленным ставкам (тарифам) производится плата за техническое обслуживание (представляет собой возмещение доли затрат по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий) в пределах 20 м 2 общей площади на каждого проживающего (прописанного) в жилом помещении члена семьи нанимателя, собственника, члена организации граждан-застройщиков, в том числе временно отсутствующего (по определенным основаниям), и 10 м 2 общей площади на всю семью, а также полученной в соответствии с законодательством дополнительной площади жилых помещений в размере до 20 м 2. Плата за техническое обслуживание соразмерно остальной площади жилых помещений взимается по нормативной себестоимости (то есть в повышенном размере), утверждаемой облисполкомами, Минским горисполкомом.
При наличии у гражданина в собственности и (или) по договору найма одного или нескольких жилых помещений и отсутствии в них (в одном из них) проживающих (прописанных) собственника или нанимателя и членов их семей плата за техническое обслуживание и центральное отопление таких помещений осуществляется по нормативной себестоимости, утверждаемой облисполкомами, Минским горисполкомом (в г. Минске, например, она примерно в 10 раз выше, чем по установленным ставкам).
При этом без повышенного размера (то есть по установленным ставкам и тарифам) взимается плата за техническое обслуживание одного жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого по договору найма, при отсутствии в нем проживающих (прописанных) собственника или нанимателя и членов их семей, а также за центральное отопление этого помещения со следующих категорий граждан (при представлении соответствующих документов):
несовершеннолетних детей, над которыми установлена опека (попечительство), — до достижения ими 18-летнего возраста или до объявления в установленном порядке их полностью дееспособными (эмансипации);
опекунов и попечителей, покинувших постоянное место жительства в связи с выполнением соответствующих обязанностей, — в течение всего времени выполнения этих обязанностей;
граждан, проходящих срочную военную службу по призыву, курсантов военно-учебных заведений — во время прохождения службы;
граждан, обучающихся очно в аспирантуре, докторантуре, ординатуре, адъюнктуре, в учебных заведениях в других городах, — на время обучения;
граждан, выехавших в сельские населенные пункты для работы в сельском хозяйстве и социальной сфере по приглашениям сельскохозяйственных организаций и сельских Советов депутатов, — в течение всего времени работы в сельском хозяйстве или социальной сфере села;
граждан со дня подачи в установленном порядке заявления на прописку;
наследников — до получения свидетельства о праве на наследование жилого помещения, но не более 6 месяцев со дня открытия наследства, при этом плата за техническое обслуживание и центральное отопление жилого помещения начисляется до получения свидетельства о праве на наследство в качестве долга, который должен погашаться новым собственником (собственниками) по вступлении в наследство;
депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющих свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе и проживающих с членами семьи в предоставленном служебном жилом помещении в г. Минске.
В соответствии с Положением о порядке перерасчетов платы за коммунальные услуги и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг (утверждено приказом министра жилищно-коммунального хозяйства от 21 февраля 1996 г. № 22) только по месту постоянной прописки может быть реализовано право гражданина на перерасчет платы за коммунальные услуги в случае его временного отсутствия. Плата за коммунальные услуги (холодная и горячая вода, канализация, газ) в случае отсутствия приборов квартирного учета расхода воды и газа не взимается, если гражданин выехал из постоянного места жительства на срок свыше десяти суток подряд.
В случае выезда из постоянного места жительства на срок более 3-х месяцев гражданин должен предварительно письменно поставить в известность жилищно-эксплуатационную организацию.
Для перерасчета платы за коммунальные услуги в случае отсутствия свыше 10-ти суток подряд гражданин подает заявление в жилищно-эксплуатационную организацию по месту постоянной прописки. Перерасчет производится на основании документа, подтверждающего временное отсутствие гражданина.
Прописка непосредственно связана с правом пользования жилым помещением. Право на пользование жилым помещением возникает не в связи с пропиской, а при наличии определенных, предусмотренных законодательством условий (например, при заключении в установленном порядке договора найма или поднайма жилого помещения, приобретении жилого помещения в собственность по основаниям, установленным законами Республики Беларусь, получении в пользование жилого помещения членами организаций граждан-застройщиков и др.).
В жилых помещениях, занятых незаконно, например, без заключения договора найма или поднайма, прописка не разрешается. Боле того, граждане, самоуправно занявшие жилое помещение, выселяются по решению суда без предоставления другого жилого помещения.
Само по себе наличие в паспорте штампа о прописке имеет существенное значение при разрешении споров о праве пользования жилым помещением. Хотя факт прописки и не создает самостоятельного права пользования жилым помещением, он в то же время является одним из доказательств при решении вопроса о признании за вселившимся лицом такого права. Так, поднаниматель жилого помещения в доме государственного жилищного фонда независимо от того, прописан он на определенный срок или постоянно, самостоятельного права на пользование жилым помещением (как у нанимателя) не приобретает. С другой стороны, отсутствие прописки у проживающего лица в данном жилом помещении не лишает его возможности доказывать в судебном порядке, что право на самостоятельное пользование жилым помещением возникло.
Следует отметить, что прописка способствует защите жилищных прав граждан. Вселение и прописка новых лиц в жилое помещение могут производиться только с согласия проживающих в данном жилом помещении граждан. Если хотя бы один из проживающих возражает против вселения нового лица, то он и не будет вселен в жилое помещение и, соответственно, не может быть прописан в нем.
Права нанимателей жилых помещений в домах государственного жилищного фонда на вселение других граждан в занимаемые ими помещения закреплены в ст. 57 Жилищного кодекса. Наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение супруга (супругу), детей и родителей, других родственников, а также нетрудоспособных иждивенцев и иных граждан, получив на это письменное согласие всех проживающих с ним совершеннолетних членов семьи. Члены семьи нанимателя имеют право (ст. 30 ЖК) без согласия нанимателя вселить в занимаемое ими жилое помещение только всех несовершеннолетних детей. Граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качестве опекунов или попечителей, самостоятельного права на это жилое помещение не приобретают, за исключением случаев признания их членами семьи нанимателя.
Члены семьи собственника жилого помещения также имеют право (ст. 116 ЖК) без согласия собственника вселять в жилые помещения, предоставленные им в пользование, своих несовершеннолетних детей. Вселение членами семьи других граждан разрешается лишь с согласия собственника жилого помещения.
В случае сноса индивидуального жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежащих гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, указанному гражданину совместно с членами его семьи (при условии, что они были прописаны и постоянно проживали в этом доме либо за ними по закону сохранилось право на пользование жильем при временном отсутствии) предоставляется за счет соответствующих предприятий, учреждений, организаций (которым отводится земельный участок) по выбору собственника сносимого дома право на:
получение в собственность благоустроенной квартиры, соответствующей требованиям жилищного законодательства;
строительство и (или) получение в собственность индивидуального жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади;
перенос и восстановление при наличии технической возможности сносимого дома, строений и насаждений при нем;
получение денежной компенсации за сносимый дом, строения, сооружения и насаждения при нем, размер которой определяется на основании заключения экспертизы об их стоимости.
Если гражданину на праве собственности принадлежит жилое помещение в многоквартирном жилом доме, и этот дом (жилое помещение) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит переоборудованию в нежилой или подлежащий сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, то предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию жилой дом (жилое помещение), предоставляется этому гражданину совместно с членами его семьи (при условии, что они были прописаны и постоянно проживали в этом жилом помещении либо за ними по закону сохранялось право на пользование жильем при временном отсутствии) в собственность жилое помещение, равноценное по благоустройству, по общей площади не менее ранее занимаемого, либо по его желанию выплачивается денежная компенсация за принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение.
В таком же порядке, как для граждан Республики Беларусь, осуществляется прописка по месту постоянного жительства и выписка иностранных граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Таким иностранцам, получившим в установленном порядке разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, выдаются соответствующие виды на жительство.
Иностранцы, временно пребывающие в Республике Беларусь, проживают на ее территории при наличии документа (отметки) о регистрации или разрешения на временное пребывание, оформленных в установленном порядке. Указанные иностранцы проживают только по тому месту жительства, где они зарегистрированы в органах регистрации. При смене места жительства иностранец обязан зарегистрироваться в течение 3-х суток в органах регистрации по новому месту проживания. Освобождены от регистрации главы государств и правительств зарубежных стран, главы и члены парламентских и правительственных делегаций и некоторые другие иностранные граждане в соответствии с действующим законодательством. Например, освобождены от регистрации иностранцы, прибывшие в республику на праздничные и выходные дни или на срок до 3-х суток в обычные дни и выезжающие из республики в течение этих дней.
Разрешением на временное пребывание является документ или соответствующая отметка в паспорте иностранца, подтверждающие факт регистрации иностранца в органах внутренних дел и его право на временное пребывание на территории Республики Беларусь.
Временное пребывание в Республике Беларусь на срок более 90 суток в год может быть разрешено, в частности, иностранцам, прибывшим в республику:
к близким родственникам (гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на ее территории) — на срок пребывания, но не более одного года;
имеющим недвижимость (индивидуальные дома, квартиры и другие жилые помещения) на праве частной собственности и проживающие в ней — на срок пребывания, но не более 180 суток;
для обучения в учебных заведениях Республики Беларусь — на срок учебы, но не более одного года;
для осуществления в установленном законодательством порядке трудовой, хозяйственной или иной деятельности — на срок пребывания, но не более одного года;
подавшим ходатайство о предоставлении убежища или признании беженцем — на срок рассмотрения их ходатайства.
Лица, пригласившие иностранцев в Республику Беларусь по частным делам и предоставившие им жилые помещения для проживания, обязаны принимать меры к своевременной регистрации этих иностранцев (в течение 3-х суток, исключая праздничные и выходные дни, иностранцы должны представить свои паспорта в органы, уполномоченные на ведение регистрации), их прописке или выписке, а также несут ответственность за соблюдение указанных требований.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного
совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Окончание следует
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2002 год в рубрике недвижимость