Психология общения: комплимент


В технологиях продвижения к успеху есть много поведенческих установок, которые не приносят денег буквально, но являются факторами, очень серьезно влияющим на это движение. Итак, самым простым и одновременно одним из самых сложных маленьких дел, ведущих к успеху, является... комплимент.
Комплименты — это такие штуки, которые помогают найти контакт с людьми и установить с ними хорошие отношения, а значит, они важны. А еще и приятны! Разумеется, если это комплимент, сделанный умело, к месту и самое важное — искренне. В развитых странах, где бизнес давно перестал замыкаться на челночных поездках в Турцию и создании мошеннических акционерных обществ, деловое общение является философской дисциплиной с хорошей примесью психологии. История знает примеры поднятия огромных корпораций практически на одном оптимизме и умении учредителей этих корпораций общаться с людьми. Самый циничный денежный мешок будет смотреть на вас, как на потерянного в детстве брата, если вы сумеете просто, по-человечески расположить его к себе.
А с чего начинается наша симпатия к человеку? Как правило, с того, что он умело подчеркнул некое наше достоинство. Умение сделать комплимент (а не грубо польстить), задевающий нужные, потаенные струны души адресата, к которому он обращен — половина успеха в налаживании контакта, ведении переговоров, обретении статуса в новом коллективе.
Вот несколько несложных правил этого приятного дела.
Во-первых, комплимент должен быть предельно конкретным. Вы должны совершенно четко представлять, что именно вам понравилось в этом человеке. Разрез глаз, сочетание цвета волос с новым костюмом, удачно наложенная косметика или характер. Иначе наш "психологический фокус" будет шит белыми нитками и превратится в ту самую нежелательную лесть. Для практики попытайтесь использовать сочетание "потому что". Оно поможет вам конкретизировать ваши мысли и главное, глубже сосредоточиться на собеседнике. Например: "Лиза, вы умная женщина, потому что всегда умеете распределить свое рабочее время так эффективно". Заметьте, комплимент перестал быть безосновательным, а пресловутая Лиза зарделась, в то время как простая констатация ее ума не произвела бы и половину такого впечатления. Делая совершенно искренний комплимент, вы не только помогаете человеку почувствовать ваши уважение и симпатию, вы (сюрприз!) сами понимаете, почему его уважаете, и это помогает вам обоим ощущать искренность сказанного. А это очень важно. Неискренность всегда заметна, да и неприятна.
Во-вторых, избегайте сосредотачивать внимание только на очевидном, обращайте внимание на скрытые качества. "Вы так прекрасно выступили! Удивительно, как вам удалось в пятиминутном докладе так исчерпывающе раскрыть эту тему! Наш отдел бьется над ней третью неделю".
Вспомните, был ли в вашей жизни случай, когда вы чувствовали себя особенно польщенным? Наверняка это было тогда, когда кто-то умудрился заметить в вас какой-то скрытый талант.
Ну и наконец, потратьте неделю на то, чтобы делать комплименты всем подряд, для практики. Секретарше, официанту, дворнику, бестолковому коллеге (ему тоже!), клиентам,€да кому угодно! После недельного опыта можно попробовать сделать комплимент и начальнику. И продолжая сеять комплименты, вы на себе почувствуете иллюстрацию известного принципа "Добро возвращается бумерангом".



Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2002 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость