Вопросы улучшения потребительских качеств автомобильных дорог и мостов


Республика Беларусь является транзитной страной, заинтересованной в дальнейшем развитии международных автоперевозок через свою территорию. Большую роль в этом играют потребительские качества автомобильных дорог и мостов. Удобство пользования автомобильными дорогами привлекает перевозчиков и на чисто человеческом, подсознательном уровне, и включает в себя такие аспекты, как безопасность движения и собственно перевозчиков, удобство ориентирования на дороге и другие.

Основной транзитный маршрут страны — автомагистраль М1/Е30 — в целом не вызывает особых нареканий в плане ориентирования по основному направлению — на Москву. Но в местах пересечения с отдельными как магистральными, так и республиканскими дорогами ориентирование, особенно для водителей, впервые попавших в Беларусь, затруднено. Тоже, но еще в большей степени можно сказать и о некоторых других дорогах республики. Часто можно наблюдать, как перед развязками выстраиваются группы из трех-четырех машин для сверки маршрута по картам. В частности, такое явление нередко можно наблюдать на пересечении дороги Р-53 Слобода-Новосады с МКАД.
Для обеспечения удобного ориентирования в местах пересечения ряда важнейших магистралей республики необходимо предусмотреть:
установку нестандартных увеличенного размера знаков-указателей направления с дублированием их перед развязками;
дублирование названий населенных пунктов и направлений латинским шрифтом;
подсветку знаков-указателей направлений;
рациональное освещение транспортных развязок, включая подсветку проезда под путепроводами;
окраску фасадных поверхностей мостов и путепроводов и перильных ограждений на них в определенный для каждой магистрали цвет.
Для обеспечения безопасности движения по мостам и путепроводам целесообразно окрашивать перильные ограждения в светлые и яркие тона: красный, оранжевый, желтый. Такие цвета хорошо обозначают границу сооружений в темное время суток и в зимний период. Кроме того, они более практичны и в процессе эксплуатации, на них меньше заметны следы коррозии и дорожной пыли.
Для улучшения информации водителей целесообразна установка знаков с расширенной информацией, включая знаки с внешней подсветкой. В частности, такие знаки необходимы на перекрестках дорог Р-53 Слобода-Новосады и М-2, Р-19 Толочин-Крупки и Р-62 Чашники-Бобр-Бобруйск.
В настоящее время на подходе к примыканию со стороны Чашников установлен знак стандартных размеров, изготовленный, по всей видимости, на базе эксплуатирующей организации. Информация, приведенная на знаке, плохо различима в темное время суток и в условиях плохой видимости. Поверхность знака имеет недостаточную светоотражающую способность. Знак указателя направлений, установленный на подъезде к примыканию со стороны Крупок, большего размера, чем тот, о котором говорилось выше, но имеет те же недостатки. Освещение на примыкании отсутствует. По этим причинам бывают случаи, когда даже междугородный автобус сообщения Минск-Чашники проезжал поворот на Чашники или нарушал правила движения, пытаясь повернуть в левый от себя проезд, около островка безопасности, создавая предпосылку для дорожно-транспортного происшествия.
На дороге Р62 Чашники-Бобр-Бобруйск нередко можно встретить автомобили иностранных перевозчиков, направляющихся из Прибалтики на юг Беларуси и на Украину. Информация, имеющаяся на знаках, недостаточна для иностранных перевозчиков, особенно впервые попавших в нашу страну. Отсутствие дублирования названий населенных пунктов латинским шрифтом (как правило, он не применяется на республиканских дорогах) затрудняют восприятие информации водителями-иностранцами, некоторые из которых имеют к тому же недостаточный образовательный уровень.
Дорожные знаки — предварительные указатели направлений и указатели направлений, используемые на республиканских дорогах, по которым осуществляется движение иностранных перевозчиков, должны содержать несколько больше информации, чем это практикуется обычно. В частности, кроме титульного для данной дороги населенного пункта должен указываться и приоритетный для значительной части иностранных перевозчиков данного направления (Москва, Брест и т.д.). Кроме того, на знаках желательно указывать и названия ближайшего пограничного автоперехода, до которого можно доехать по дорогам данного направления.
Установка знаков повышенной информативности, в том числе и с внешней подсветкой, рациональное освещение мест примыкания республиканских автодорог к важнейшим автомагистралям сделают ориентирование на них более удобным для автоперевозчиков из СНГ и дальнего зарубежья.
Выполнение этих мероприятий не потребует значительного вложения средств и может быть выполнено в зависимости от интенсивности движения иностранных перевозчиков по конкретным республиканским автодорогам.
Кроме того, для удобства ориентирования на наших дорогах целесообразно издать упрощенные схемы проезда через территорию Беларуси по различным направлениям с обозначением этих направлений определенным цветом. На схеме должны быть указаны все действующие пограничные автопереходы и направления на приоритетные пункты. Схема должна быть издана на различных языках (в зависимости от государственной принадлежности основных групп перевозчиков) и реализовываться водителям на погранпереходах.
Удобство ориентирования на белорусских автодорогах позволит получить дополнительные средства от автоперевозчиков СНГ и дальнего зарубежья и создаст нашей республике репутацию страны с благоприятными условиями транзита.

Автор выражает признательность пресс-службе “Белавтодор” за предоставленную информацию с международной научно-технической конференции.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2002 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость