Место жительства, прописка и паспортный режим
При реализации гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на жилище (статьи 21, 29, 30, 48) в системе средств, обеспечивающих осуществление этого права, немаловажное значение имеет прописка как официальное оформление (записью в паспорте и других документах) места проживания гражданина.
В соответствии со ст. 19 Гражданского кодекса Республики Беларусь местом жительства гражданина признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов.
В правоприменительной практике местом проживания считается индивидуальный жилой дом, квартира, комната, служебное жилое помещение, общежитие, жилые помещения в специальных домах (дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов и престарелых, дома на закрытых территориях и т.д.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, нанимателя (поднанимателя), членов их семей либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. Это положение относится только к дееспособным лицам.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно осуществлять свое право на выбор места жительства, и оно определяется на общих основаниях.
Граждане, дееспособность которых ограничена судом, могут выбирать место жительства с согласия попечителей.
По действующему законодательству прописка является официальным подтверждением факта проживания граждан в конкретном жилом помещении в данном населенном пункте. Она обеспечивает соблюдение паспортного режима и имеет важное административно-правовое значение.
Институт прописки в республике функционирует в рамках существующей паспортной системы. Эта система как совокупность норм и правил, регулирующих отношения при выдаче паспортов, прописке и выписке, удостоверении личности гражданина и принадлежности к гражданству базируется на основных положениях паспортной системы, действовавшей в СССР. Соответственно и правовое регулирование института прописки в Республике Беларусь пока еще осуществляется с использованием наиболее существенных, оправдавших себя на практике и не противоречащих Конституции Республики Беларусь положений нормативных правовых актов, действовавших в свое время в СССР. Имеются в виду прежде всего постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 677 “Об утверждении положения о паспортной системе в СССР” и № 678 “О некоторых правилах прописки граждан”.
В частности, указанными правилами было установлено, что в городах и поселках городского типа прописываются независимо от размера жилой площади:
супруг — на жилую площадь другого супруга;
несовершеннолетние дети и подопечные — на жилую площадь родителей и опекунов;
совершеннолетние дети, не имеющие своих семей или имеющие несовершеннолетних детей, но не состоящие в браке, — на жилую площадь родителей;
родители — на жилую площадь детей;
родные братья и сестры, не достигшие совершеннолетия и не имеющие родителей, а также родные братья и сестры, являющиеся нетрудоспособными, независимо от возраста, если они не имеют своих семей, — на жилую площадь брата или сестры;
военнослужащие, уволенные из Вооруженных сил по окончании срочной службы в случаях, если они были призваны на военную службу из данного населенного пункта, — на жилую площадь, которую они занимали до призыва на военную службу, либо на жилую площадь родителей или других родственников;
уволенные в запас или в отставку военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и офицеры Вооруженных сил, органов КГБ, лица начальствующего состава органов внутренних дел и члены их семей — на жилую площадь родственников уволенного в запас или отставку, или родственников его супруга;
лица, освобожденные от отбывания наказания в виде лишения свободы, а также лица, с которых сняты ограничения, вытекающие из условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, либо условного освобождения из мест лишения свободы, — на жилую площадь, занимаемую членами их семей или родственниками, с которыми они проживали до осуждения.
Независимо от размера жилой площади в городах и поселках городского типа прописываются также временно отсутствовавшие граждане, если согласно действующему законодательству за ними сохраняется право пользования жилым помещением.
Другие лица, кроме вышеуказанных, прописываются в установленном порядке, если в результате их вселения размер жилой площади, приходящийся на каждого проживающего, не будет меньше нормы жилой площади, предусмотренной законодательством.
Независимо от размера жилой площади разрешается прописка прибывших для временного проживания:
студентов (слушателей) учебных заведений, отнесенных в установленном порядке к высшим или средним специальным учебным заведениям, а также аспирантов, адъютантов, ординаторов, слушателей курсов по подготовке и переподготовке кадров или повышению квалификации — на время учебы;
членов семей аспирантов, адъютантов, ординаторов и слушателей военных академий и учебных заведений КГБ и МВД, отнесенных в установленном порядке к высшим учебным заведениям, — на время учебы;
уволенных в запас или в отставку военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и офицеров Вооруженных сил, органов КГБ (с членами семей) в тех населенных пунктах, где они постоянно проживали до призыва в армию или поступления на службу, и при условии, если они прибыли в эти населенные пункты в течение 6-месячного срока после увольнения в запас или в отставку, — на время до получения жилой площади в этих населенных пунктах в установленном порядке;
состоящих на действительной военной службе военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и офицеров Вооруженных сил, органов КГБ (с членами семей) на жилую площадь других лиц или воинской части — на время до получения жилой площади в установленном порядке;
уволенных в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и офицеров Вооруженных сил, органов КГБ (с членами семей) в избранных ими для проживания населенных пунктах — на время до получения жилой площади в этих населенных пунктах в установленном порядке (при этом прописка военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет).
Было также установлено, что городские и районные исполнительные комитеты вправе в порядке исключения при наличии уважительных причин разрешать прописку граждан и в других случаях.
Руководствуясь Конституцией Республики Беларусь, Законом о местном управлении и самоуправлении, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Это имеет место и при регулировании порядка прописки граждан.
Так, решением Минского горисполкома от 21 апреля 1997 года № 330 “Об утверждении Временного положения “О порядке прописки граждан Республики Беларусь в г. Минске” наряду с закреплением ряда общих правил прописки, действовавших в СССР, установлено, что:
другие лица (кроме близких родственников и лиц, которые могут быть прописаны независимо от размера жилой площади) прописываются и перепрописываются в г. Минске в установленном порядке, если в результате их вселения размер жилой площади, приходящийся на каждого проживающего, не будет меньше 12 м 2, а с момента последней выписки нанимателей и поднанимателей прошло не менее 3 лет;
прописка граждан в квартиры, дома, приобретенные ими на основании договоров купли-продажи, дарения, мены, осуществляется только после выписки бывшего собственника с членами семьи, если они не остаются проживать в ранее занимаемом помещении на правах членов семьи нового собственника;
прописка супруга (супруги) на подысканную жилую площадь не менее 6 кв. метров на каждого человека производится, если второй супруг (супруга) постоянно прописан в г. Минске;
дети и их семьи, в течение трех последних лет не имевшие жилья, прописываются на жилую площадь родителей, если при вселении всей семьи размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, будет составлять более 6 м 2;
прописка семей в предоставленные администрацией предприятий, организаций отдельные комнаты малосемейных общежитий осуществляется, если один или оба супруга прописаны в г. Минске, но оба не обеспечены жилой площадью в соответствии с установленной нормой (6 м 2);
прописка иногородних граждан Республики Беларусь в общежития осуществляется при наличии разрешения Мингорисполкома (действительно в течение одного календарного года) о приглашении их на работу;
прописка граждан, приглашенных на работу в г. Минск, по решениям горисполкома производится в квартиры, выделяемые приглашающими организациями для специалистов;
запрещается прописка граждан (за исключением супругов и несовершеннолетних детей), не имеющих в г. Минске прописки или не обеспеченных жилой площадью, в дома, подлежащие сносу или капитальному ремонту с отселением в соответствии с принятыми решениями Мингорисполкома.
Помимо официального засвидетельствования факта проживания на территории конкретного населенного пункта прописка имеет большое значение при совершении гражданами ряда действий, имеющих юридическое значение, и при решении социальных вопросов. Например, при поступлении на работу, учебу, определении детей в ясли, сады, школы и т.д. Медицинское обслуживание (разумеется, кроме платного) осуществляется по административно-территориальному принципу при наличии прописки граждан по месту проживания. Регистрация безработных производится государственной службой занятости также по месту постоянного жительства граждан. По закону назначение и выплата пенсий осуществляется только при наличии прописки по месту постоянного проживания.
Прописка — это и регистрационный учет граждан. Без него невозможен контроль за выполнением налоговых, имущественных и иных обязательств физических лиц перед другими физическими и юридическими лицами, контроль за миграцией населения и ее регулирование при необходимости.
Прописка необходима и для осуществления правоохранительной деятельности государственных органов (статистика подтверждает, что значительное количество правонарушений совершается лицами, проживающими без паспортов и прописки или вообще не имеющими постоянного места жительства).
Важнейшее значение имеет институт прописки в правоприменительной практике, при регулировании жилищных правоотношений.
Так, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту постоянного проживания (что, как правило, подтверждается пропиской) в районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских исполнительных и распорядительных органах.
Могут приниматься на такой учет и иногородние, но только на предприятиях, в учреждениях, организациях, где они работают.
Не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, имеющие в собственности жилые помещения в данном населенном пункте (по месту постоянного проживания), в которых они не проживают, за исключением случаев, если при вселении указанных граждан в эти жилые помещения они стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту постоянного проживания по решению районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам.
Граждане, ухудшившие свои жилищные условия в данном населенном пункте по месту постоянного проживания путем разрушения, порчи, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, отчуждения пригодного и достаточного для проживания жилого помещения, принадлежащего (принадлежавшего) им на праве собственности, вселения других лиц (кроме супруга (супруги), несовершеннолетних, нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей), не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту проживания в течение 5 лет с момента ухудшения жилищных условий.
В случае выезда на постоянное проживание в другой населенный пункт (что подтверждается выпиской и пропиской по новому месту жительства) граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе по месту прежнего постоянного проживания.
При временном отсутствии граждан в месте постоянного проживания (в связи со спецификой работы, например, члены экипажей судов, работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и другие работники, деятельность которых связана с постоянным передвижением; при командировании или выезде по своей инициативе на работу за границу и т. д.; при выезде на лечение или для ухода за больным родственником или в связи с другими обстоятельствами), независимо от продолжительности отсутствия (даже если потребовалась выписка и прописка по месту временного проживания), за ними сохраняется не только право пребывания на квартирном учете по месту постоянного проживания, но и другие жилищные и связанные с ними права.
Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, имеют преимущественное право на индивидуальное или коллективное жилищное строительство.
Право граждан на получение жилых помещений социального пользования, на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения осуществляется также по административно-территориальному принципу с учетом прописки граждан и других требований законодательства.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Продолжение следует
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2002 год в рубрике недвижимость