Рынок недвижимости глазами студентов


Окончание. Начало в СиН №23
Диалог между наукой и практикой ведется на следующих уровнях.
На уровне индивидуальном речь идет о том, как отдельный человек справляется с повседневной увязкой правил своей трудовой деятельности, чувством моральной ответственности, представлениями о жизненных ценностях и социальных интересах, а также о том, что служит для него мотивацией, чтобы поступать так или иначе, но руководствуясь принципами морали. (Индивидуальная этика.)
На уровне предпринимательских структур проблема состоит в увязке стремления к максимализации прибыли с этической ответственностью, с выработкой и реализацией таких предпринимательских стратегий, которые позволяют сочетать экономическую эффективность с учетом социальных аспектов. (Предпринимательская этика.)
На отраслевом уровне могут иметь место специфические конфликты, которые требуют от участников принятия на себя добровольных самоограничительных обязательств, а также выработки ситуационно оправданных, конкурентно-нейтральных правил поведения. (Отраслевая этика.)
Наконец, на уровне мировой экономики возникают этические проблемы, обусловленные процессами глобализации и развитием интернациональных, интеркультурных экономических связей. (Интернациональная этика).
Что представляет собой предпринимательская этика?
В силу сложившейся культурной традиции такие понятия, как “экономическая этика” или “предпринимательская этика”, скорее отсылают нас к проблеме выбора — либо этика, либо экономика, нежели обозначают нечто, что реально существует в действительности. Получается, будто все требуют этики от экономики именно потому, что никакой этики там нет.
Видимо, следовало бы признать, что заявленные намерения предпринимательских структур, самих предпринимателей и менеджеров фирм руководствоваться в экономических решениях моральными ценностями выглядят не более убедительно, чем обещания вампира явиться на донорский пункт для сдачи собственной крови.
Тем не менее, данное направление на Западе, а с конца 90-х гг. и в России стало активно развиваться.
Почти во всех, а особенно в крупных и именитых, американских Business Schools есть предмет, который называется Business Ethics. В европейских университетах и иных высших учебных заведениях теперь также существуют специальные кафедры и профессорские должности, связанные с этой тематикой.
Более трети крупных американских фирм имеют на протяжении многих лет особые отделы (Ethics Offices), где работают специалисты (Ethics Officers), которые заняты реализацией программ по экономической этике (Ethics Programs).
Баварская строительная промышленность успешно завершила первую очередь программы Ethic Management Systems, которая теперь будет осуществляться фирмами, финансировавшими эту программу.
Сегодня предпринимательская этика интересуется не столько проблемами добра и зла, а также не тем, насколько добро и зло свойственны отдельному человеку или человечеству в целом, сколько сосредотачивает свое внимание на установлении определенного экономического порядка, структурированного таким образом, чтобы действующие лица, желающие поступать морально, могли бы и впрямь поступать морально, не оказываясь при этом в проигрыше. Она носит прикладной, а не общетеоретический характер. Предпринимательская этика изначально нацелена на решение вполне практических проблем, а не на обоснование неких нравственных универсалий. Скорее предпринимательская этика исходит из существования уже наличествующих и признаваемых нравственных ценностей.
Тему экономической этики в Беларуси можно отнести к разряду не просто не изученных, но скорее даже неожиданных. Это имеет и объективные, и субъективные причины.
Беларусь представляет собой систему, в которой одновременно происходит становление политической, государственной, социальной систем, и все они вместе взятые образуют некую переходную модель, и соответственно те этические нормы, которые мы можем рассматривать в данной ситуации, могут определяться лишь как переходные. И правила игры, и игроки, и, даже сама игра имеют неопределенные контуры.
В Беларуси все выступают за экономические реформы, но каждый понимает их по-своему. Есть ли в нашей истории, традициях, культуре основы для понимания формирования этих правил? От ответа на этот вопрос зависит многое.
В современных условиях конкретный экономический интерес, экономическая эффективность пока доминируют над нравственными и этическими критериями. Это закономерность нищающего общества, это этика людей, поставленных на грань выживания. Определенное влияние на морально-этические нормы оказывает также и колоссальный разрыв между бедностью и богатством, то противостояние, которое возникает между группами бедных и богатых.
Еще одна существенная проблема сегодняшней экономики для Беларуси — это нестабильность правил игры даже там, где они складываются. Это влияет и на богатых, и на бедных, и на отраслевые и профессиональные группы, в том числе, на рынок недвижимости, то есть становится доминирующей формой.
Совокупность перечисленных факторов на уровне общества формирует систему норм, которая в ряде случаев может быть оценена не как этическая, а как аморальная. Для нее, к сожалению иногда характерны такие явления, как безответственность по отношению к субъектам права, к договаривающимся сторонам, определенная враждебность, склонность к силовым, а не к договорным способам решения проблем, ориентированность на быстрый результат с тем, чтобы получить доход, получить прибыль и затем просто закрыть дело. Это следствие нарушения системы стимулов, интересов, искаженной картины экономических целей. Однако на фоне этой общей системы норм, достаточно индивидуалистичной, а может быть и эгоистичной, формируется новая этика, которую мы бы определили как корпоративную этику на уровне отдельных предпринимательских и общественных структур, и которая является надеждой на становление нормальных экономических отношений в Беларуси.
Во многих случаях эти отношения возникают на основе семейных или дружеских связей и формируют установки не только на выживание конкретной группы, но и на успех в определенной сфере деятельности, на развитие. И здесь тоже есть своя специфика. Напомним, что, например, Шумпетер, определяя мотивы предпринимателя, выделял три позиции, три мотива: мечту основать свою империю, желание власти в определенной сфере и, наконец, радость творчества. К этим позициям можно добавить четвертую, а именно: форму выживания с преодолением очень серьезных препятствий внешней среды. Разумеется, такая позиция новой этики, нового предпринимательства значительно усложняет реализацию тех морально-этических норм, которые должны быть в нормальном цивилизованном обществе. Даже по оценкам нашей официальной власти, 30% ВВП Беларуси производится в теневой экономике. Не секрет, что часть этих денег вращается на рынке недвижимости.
Таковы особенности ситуации, которая складывается в Беларуси в исторической, политической и экономической сферах и фон, на котором формируются новые этические и нравственные представления.
Наиболее конкретно те или иные нормы экономического взаимодействия должны найти отражение в белорусском законодательстве. Это главный для Беларуси и очень трудный путь к правовому государству. Но все же законодательство — это те правила игры, которые обязательны для всех граждан. Как же те или иные нравственные, вернее, этические нормы экономики проходят через наше законодательство, и как законодательство учитывает их?
В отношении рынка недвижимости выделим несколько позиций.
Первая — вопрос ответственности и гарантии неприкосновенности частной собственности. Сама частная собственность и ее неприкосновенность определяются и в Конституции Беларуси, в Гражданском Кодексе, в Налоговом Кодексе, то есть в достаточно большом своде документов. Существует наказание за нарушение неприкосновенности частной собственности, которое содержится в Уголовном кодексе. Конституция обязывает государство обеспечивать материальную и социально-правовую базу деятельности судов по обеспечению неприкосновенности частной собственности.
Но это формальный вопрос, главное же в том, как частную собственность признать и сохранить на самом деле.
Те, кто следит за ситуацией в Беларуси, знают о крупных экономических скандалах, которые связаны и с рынком недвижимости, и с приватизацией, и с отдельными предприятиями. Список серьезных экономических преступлений становится все длиннее. Это значит, что наличие определенных правовых норм в виде законов совсем не является гарантией их соблюдения.
Для того, чтобы закон исполнялся, мало, чтобы он был формально принят. Общество должно научиться его исполнять и наказывать тех, кто его нарушает.
Помимо неприкосновенности частной собственности существует проблема договорных отношений, субъектов договора, проблемы договорной дисциплины. Эта культура обеспечивает исполнение договоров и контрактных обещаний в силу двух причин: либо действует закон, либо существует доверие друг к другу, работает репутация.
За последнее десятилетие на Западе сформировался комплекс экономических теорий, который занимается именно этой проблематикой. Сюда относится, например, теория трансакционных издержек, теория распоряжения собственностью, институционализированная экономика, новая организационная экономика. Что является основой всех этих теорий?
В любом народном хозяйстве, в любой экономике есть два вида издержек — производственные и трансакционные.
Трансакционные издержки — это плата за использование рынка. Из чего же состоят эти издержки? Они состоят из издержек на завязывание деловых контактов, на подготовку сделок, на обеспечение исполнения договоров, на контроль за этим исполнением. К трансакционным издержкам относятся также подготовительные издержки, связанные с поисками партнеров, разработкой договоров. Сюда же входят исполнительные издержки (содержание филиала, транспорт) и организационные издержки (например, оплата “крыши”).
Трансакционные издержки доходят в настоящее время в США до 55% от ВВП.
Если оцениваемые трансакционные издержки какой-то сделки слишком велики, такую сделку просто не заключают. В Беларуси трансакционные издержки сейчас непомерно велики.
Выводы из всего сказанного представляются важными, так как начинать конкретную работу по внедрению идей этики предпринимательства можно только поняв причины сегодняшнего неблагополучия.
Остановимся на трех основных моментах.
Во-первых, решение сложных проблем, которые были затронуты, лежит не только в экономической сфере. Выход из положения в создании условий, при которых в Беларуси будет развиваться гражданское общество. Это означает структуризацию и организацию предпринимателей, повышение роли профессиональных объединений (например, БелАН), чтобы появился партнер, появилась возможность диалога, появился не временщик, а настоящий участник игры, знающий правила и готовый им следовать.
Второй момент можно назвать просветительским, потому что очень многие вопросы, которые рассматриваются локально отдельными группами, в обществе не находят достаточного распространения и поэтому не возникает ситуация, когда идея осознается широкими слоями, когда она превращается в естественное право. Понятно, что весьма продуктивным способом распространения информации являются встречи, семинары, конференции.
И, наконец, третий момент — соответствующая институциональная основа. Это местное самоуправление, это система связей, контактов, отношений, которая формируется непосредственно на месте, где живут люди. Совершенно очевидно, — этические представления и нормы поведения не могут быть навязаны сверху какими-то программами, а могут возродиться или, если угодно, родиться только естественным путем.
Только общество (особенно его наиболее активная часть — бизнес) способно сегодня сформировать такие основы экономической жизни, которые станут общими правилами для граждан свободной и экономически процветающей Беларуси.
Команда SIFE-БГТУ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2002 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость