Совершенствование системы управления состоянием мостов «Белмост»
Совершенствование системы управления состоянием мостов “Белмост” является составной частью программы повышения долговечности мостов на республиканских автомобильных дорогах и предназначено для обеспечения оптимальной долговечности мостовых сооружений при:
— гарантированной безопасности участников движения;
— максимальном обеспечении потребности народного хозяйства в транспортных перевозках;
— обеспечении расчетных параметров движения;
— обеспечении сбора информации о состоянии сооружений;
— обеспечении сохранности и работоспособности всех частей сооружения;
— рациональном распределении и использовании ресурсов на содержание и ремонт сооружений;
— контроле за эффективностью вложения средств в мостовое хозяйство.
В 2002 году начато внедрение усовершенствованной системы управления состоянием мостовых сооружений на предприятиях республиканских автомобильных дорог Республики Беларусь. Внедряемая система управления состоянием мостов включает три основных части: мостовую службу автомобильных дорог общего пользования, автоматизированную систему управления эксплуатацией мостов (АСУЭМ), комплекс нормативной и методической документации.
Парк мостовых сооружений республики насчитывает более 5000 мостовых сооружений, построенных в основном в 60-80-х годах прошлого века. Большинство сооружений являются сборными железобетонными, построенными по типовым проектам 60-80-х годов. Опыт их эксплуатации показал, что эффективное решение вопросов, связанных с обеспечением требуемой надежности и долговечности мостовых сооружений, может быть обеспечено только усилиями всех организаций, занятых проектированием, строительством, обследованием, ремонтом и содержанием мостовых сооружений. Внедряемая система призвана объединить и скоординировать работу мостовых подразделений различных организаций и предприятий.
С 1 января 2002 года введено в действие “Положение о мостовой службе автомобильных дорог общего пользования”, в котором установлены головные организации по всем видам деятельности, связанной с мостовыми сооружениями на автомобильных дорогах. Областями деятельности мостовой службы автомобильных дорог общего пользования являются:
— управление состоянием мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования, в том числе организация содержания парка мостов на основании данных АСУС системы “Белмост”;
— обследование мостовых сооружений;
— проектирование мостовых сооружений;
— строительство мостовых сооружений;
— эксплуатация и развитие баз по производству мостовых конструкций;
— выполнение научно-исследовательских работ по различным направлениям, связанным с мостовыми сооружениями; организация и эксплуатация систем обеспечения качества всех видов работ, связанных с мостовыми сооружениями.
Наиболее важной частью мостовой службы являются мостовые инспекции предприятий республиканских автомобильных дорог — совокупность структурных подразделений государственного управления, ответственных за безопасное состояние мостового парка и выполняющих свои функции по управлению и содержанию мостового парка в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами, служебными инструкциями и технической политикой департамента “Белавтодор”. Формирование мостовых инспекций в областных предприятиях республиканских автомобильных дорог и их оснащение начато в 2002 году.
Одним из средств осуществления вышеназванных функций мостовых инспекций является автоматизированная система управления эксплуатацией мостов (АСУЭМ) — аппарат, посредством которого можно собрать, классифицировать и обработать текущую информацию о состоянии мостового парка, о выполненных работах, анализировать эффективность использования выделенных средств, планировать работы по ремонту и содержанию парка мостовых сооружений.
Эксплуатация системы “Белмост” предусматривается силами мостовых инспекций предприятий республиканских автомобильных дорог, РУП “Белдорцентр” (головная организация), РУП “БелдорНИИ”.
Такая схема работы обеспечивается тем, что программное обеспечение АСУЭМ построено в виде сетевого варианта, основанного на использовании в качестве сервера РСУБД Oracle 8i SE. При проектировании базы данных, выполненном РУП “Компьютерный центр”, учитывалась поддержка многопользовательского режима работы в соответствии с назначенными привилегиями доступа к данным. Была осуществлена возможность поддержки архивации данных и возможность их тиражирования.
Заполнение базы данных мостовыми инспекторами строго регламентировано. Конструкции мостов описываются путем выбора элементов из существующего классификатора. Аналогичным образом выполняется заполнение сведений о дефектах, причем программа предлагает перечень возможных дефектов для любого элемента мостового сооружения. При проведении диагностики используется автоматически составляемая полевая карточка, не допускающая произвольного описания конструкций и дефектов (исключением являются большие мосты индивидуальной проектировки, диагностику и описание которых поручено выполнять лаборатории мостов РУП “БелдорНИИ”). Результатом обработки данных о дефектах является оценка состояния сооружения, выполняемая по 7-бальной шкале, разработанной РУП “БелдорНИИ”. В соответствии с оценкой сооружения назначается требуемый вид работ на сооружении и ориентировочная сумма средств на год в базисных ценах. В настоящий момент данные функции уже реализованы в программном обеспечении, устанавливаемом в предприятиях республиканских автомобильных дорог. В результате обработки данных диагностики могут быть получены ранжированные по состоянию и стоимости списки сооружений.
Оптимизация вложения ограниченных финансовых ресурсов для сохранения и повышения надежности парка мостовых сооружений дороги, области или республики выполняется на основе данных о текущем состоянии сооружений, имеющихся в базе системы “Белмост”. В настоящее время разработаны (специалистами РУП “Белгипродор” с использованием материалов РУП “Белдорцентр” и РУП “БелдорНИИ”): методика прогноза состояния мостовых сооружений (на основе оценки долговечности пролетных строений) и методика оценки эффективности вложения средств в различные программы работ по ремонту и содержанию мостов. К моменту заполнения базы данных сведениями о дефектах мостового парка республиканских дорог будет разработано программное обеспечение для решения задачи оптимизации. Модель программы и алгоритм решения данных задач были опробованы на фактических данных диагностики сооружений, расположенных на европейском транспортном коридоре К-9.
Комплекс нормативной и методической документации, обеспечивающей правовое и методическое сопровождение деятельности различных уровней системы “Белмост” является ее неотъемлемой и необходимой частью. В настоящий момент в него входят следующие утвержденные документы: “Положение о мостовой службе автомобильных дорог общего пользования”, “Инструкция по диагностике и методика оценки состояния мостовых сооружений”, Пособие П1-01 к СНиП 3.06.07-86 “Проведение осмотров и оценка технико-эксплуатационного состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах”, “Норматив затрат на круглогодичное содержание мостовых сооружений на республиканских автомобильных дорогах”, РД 219.1.22-2001 “Правила приемки работ при содержании и текущем ремонте мостовых сооружений на республиканских автомобильных дорогах”.
Таким образом, комплекс нормативных документов охватывает не только вопросы, связанные с обследованиями и диагностикой мостовых сооружений, но включает в себя и документы, регламентирующие вопросы текущего ремонта и содержания мостовых сооружений. Это вызвано тем, что качественное выполнение работ по содержанию на мостах обеспечивается в большинстве случаев там, где сооружения обслуживаются специализированными мостовыми организациями. В настоящее время около 40% мостовых сооружений на республиканских дорогах содержатся на основе договоров подряда специализированными организациями различных форм собственности. За последний год количество сооружений, обслуживаемых по таким договорам, возросло вдвое.
Необходимо отметить, что налаженный сбор данных о текущем состоянии мостовых сооружений явится неоценимым материалом для исследований процессов их старения, возникающих отказах, качестве применяемых проектных решений по ремонту, качестве работы различных подрядных организаций по строительству и ремонту и т.д. Такие научно-исследовательские работы уже начаты в 2002 году. Итогом их должны явиться новые требования к проектированию (например, мостового полотна), к применяемым технологиям и материалам, используемых при ремонтах, реконструкции и замене сооружений. Таким образом, замыкается круг, охватывающий весь цикл жизни сооружения от проекта до его замены.
Информация предоставлена Сергеем КАРАТКЕВИЧЕМ, зам. начальника управления содержания дорожной сети департамента “Белавтодор”.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2002 год в рубрике дороги