Мы не должны выйти на «ноль»
Как уже сообщалось, с 11 по 12 апреля в Минске в рамках Межправительственного совета дорожников стран СНГ проходила научно-практическая конференция “О проблемах законодательно-правового обеспечения финансирования и организационного развития дорожного хозяйства”. После ее открытия перед участниками конференции выступил директор департамента “Белавтодор”, председатель МСД государств Содружества Александр Минин. Он отметил, что история свидетельствует: становление и развитие экономики многих стран начиналось с развития транспортного комплекса. Особое место в этом комплексе занимают автомобильные дороги. Без их надежного функционирования немыслимо решение накопившихся проблем в экономике и социальной сфере, формирование цивилизованного и конкурентоспособного рынка. Способность автодорог обеспечивать доставку грузов “от двери до двери” превращает их в наиболее рыночно ориентированную составляющую транспортного комплекса.
В то же время эксплуатационное состояние дорожной сети и в нашей республике неадекватно потребностям экономики. В этих условиях первоочередными для нас стали задачи совершенствования управления дорожным хозяйством и упорядочения системы финансирования дорожной деятельности. Общеизвестно, что любая деятельность в государстве должна опираться на законодательные и другие нормативно-правовые акты. И дорожная отрасль здесь не исключение. Базовым документом, определяющим экономические, правовые и организационные основы управления дорожным хозяйством, по нашему мнению, должен служить закон об автомобильных дорогах, а порядок финансового обеспечения дорожной деятельности должен определяться законом о дорожных фондах страны. В Республике Беларусь такие законы имеются.
Парламентом нашей страны в апреле прошедшего года в первом чтении была принята новая редакция Закона “Об автомобильных дорогах”. Новый закон призван закрепить основы проведенного в республике усовершенствования системы управления дорожным хозяйством. Работа по реализации государственной программы “Дороги Беларуси” не могла быть обеспечена без создания республиканских унитарных предприятий автомобильных дорог, так называемых “автодоров”, которые осуществляют управление республиканскими дорогами и всеми работами на них.
Это решение имело для нас принципиальное значение. Оно позволило уйти от совмещения в одной организации функций управления финансовыми ресурсами как республиканских, так и местных автодорог, избежать совмещения в рамках одного юридического лица функций заказчика и подрядчика, освободить организации от чрезмерной протяженности закрепленных для обслуживания дорог и сконцентрировать внимание местных дорожных организаций на приведение в нормативное состояние дорожной сети.
Следует отметить, подчеркнул в своем выступлении Александр Минин, что если проводимая работа по совершенствованию структуры управления на уровне предприятий приносит ощутимые результаты, то произошедшее за последние годы неоднократное реформирование управления дорожной службой в ее верхнем эшелоне приводило к изменению полномочий республиканской дорожной администрации и не всегда в лучшую сторону. После упразднения в августе 1994 года Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог управление дорожным хозяйством осуществлялось главком Министерства архитектуры и строительства, затем комитетом Министерства транспорта, позднее комитетом при Министерстве транспорта и коммуникаций. А с октября прошлого года — департаментом “Белавтодор” с правом юридического лица в составе того же министерства. Естественно, что столь частое изменение подходов к управлению отраслью не способствует ее стабильной работе. Лишение дорожной администрации прежней самостоятельности, которой она располагала в бытность Министерства строительства и эксплуатации автодорог, создает трудности с выходом на исполнительные и законодательные органы государства с инициативными вопросами и тем самым сковывает действия органа управления дорожным хозяйством, снижает эффективность его работы.
Данные анкетирования, проведенного секретариатом МСД, свидетельствуют о том, что дорожные администрации большинства стран Содружества входят в состав министерств транспорта. При этом степень их самостоятельности в осуществлении кадровой политики, планировании дорожной деятельности, руководстве предприятиями дорожного хозяйства€ различна: от относительной самостоятельности до полной ее потери. Находясь в составе министерства транспорта, дорожная администрация зачастую вынуждена конфликтовать с ним, так как интересы дорожной службы не всегда совпадают с интересами министерства, а иногда и вовсе расходятся. Эта проблема усугубляется, если министерство управляет и хозяйственной деятельностью других отраслей, входящих в его состав.
Дорожная отрасль оказывает огромное влияние на уровень социально-экономического развития страны и управление такой отраслью должно быть самостоятельным и эффективным, осуществляемым в интересах всех пользователей и государства. Дорожные администрации всех стран Содружества, как нам известно, испытывают дефицит финансовых ресурсов, хотя каждое государство избрало свой путь формирования источников финансирования дорожных работ. Нам кажется, что в более предпочтительной ситуации находятся те страны, которые в законодательном порядке определяют систему дорожных налогов и сборов, наполняющих специальные дорожные фонды. Средства этих фондов имеют целевое предназначение. Это обеспечивает и прозрачность в работе с финансовыми ресурсами.
Решение задачи финансирования, очевидно, следует достигать посредством создания системы налогообложения пользователей автомобильными дорогами. Эту систему следует сориентировать на то, чтобы сумма уплачиваемых налогов и других дорожных платежей находилась в прямой зависимости от воздействия пользователя на автомобильную дорогу и отражала степень ее износа в зависимости от годового пробега транспортного средства и его массы.
На конференции ее участники с большим вниманием выслушали также выступления директора ГосдорНИИ Украины Федора Гончаренко “Организационная структура управления и финансирование дорожного хозяйства”, вице-президента Российской академии транспорта профессора Евгения Лобанова “Нормативно-правовое обеспечение межгосударственного сотрудничества в области автомобильных дорог”, проректора МАДИ — ГТУ доктора технических наук Валентина Сильянова “Особенности обеспечения финансирования в рыночных условиях”, председателя исполкома Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ Евгения Казанцева “О координации и взаимодействии в работе межгосударственных и межправительственных транспортных советов СНГ”, директора департамента транспорта и коммуникаций зоны свободной торговли исполкома СНГ Степана Шкапича “О барьерах на международном автомобильном транспорте” и ряда других ученых и специалистов-практиков.
По итогам работы научно-практической конференции была принята резолюция. В ней говорится, что участники конференции отмечают возрастающую роль надежно работающей сети автомобильных дорог в решении накопившихся проблем в экономике и социальной сфере стран СНГ.
Вместе с тем в работе отрасли страны Содружества ощущают ряд серьезных проблем. Около 80% действующих нормативных документов были приняты до 1990 года. Вследствие низкого уровня финансового обеспечения нарастает износ существующей сети автодорог, что приводит к ряду негативных последствий.
Накопленный опыт самостоятельного развития дорожного хозяйства в каждой стране показывает необходимость осуществления скоординированной политики стран-участниц Межправительственного совета дорожников и Координационного транспортного совещания стран СНГ. Участники научно-практической конференции считают приоритетными ряд мер, в числе которых активизация научного потенциала государств Содружества в области дорожного хозяйства и транспорта, усиление роли дорожных администраций в развитии дорожного хозяйства стран СНГ, наделение их достаточными полномочиями и самостоятельностью, сосредоточение усилий дорожных администраций Содружества в разработке согласованной нормативной базы на скорейшем принятии “Концепции гармонизации национальных нормативно-технических документов стран-участниц МСД с ориентацией на международные транспортные коридоры”.
Участники научно-практической конференции отметили свою удовлетворенность итогами ее работы. Есть все основания полагать, что уже следующее заседание Межправительственного совета дорожников стран СНГ, вооруженное научно обоснованными выкладками, пройдет наиболее продуктивно.
Подготовил Юрий ЛУКАШЕВИЧ
В то же время эксплуатационное состояние дорожной сети и в нашей республике неадекватно потребностям экономики. В этих условиях первоочередными для нас стали задачи совершенствования управления дорожным хозяйством и упорядочения системы финансирования дорожной деятельности. Общеизвестно, что любая деятельность в государстве должна опираться на законодательные и другие нормативно-правовые акты. И дорожная отрасль здесь не исключение. Базовым документом, определяющим экономические, правовые и организационные основы управления дорожным хозяйством, по нашему мнению, должен служить закон об автомобильных дорогах, а порядок финансового обеспечения дорожной деятельности должен определяться законом о дорожных фондах страны. В Республике Беларусь такие законы имеются.
Парламентом нашей страны в апреле прошедшего года в первом чтении была принята новая редакция Закона “Об автомобильных дорогах”. Новый закон призван закрепить основы проведенного в республике усовершенствования системы управления дорожным хозяйством. Работа по реализации государственной программы “Дороги Беларуси” не могла быть обеспечена без создания республиканских унитарных предприятий автомобильных дорог, так называемых “автодоров”, которые осуществляют управление республиканскими дорогами и всеми работами на них.
Это решение имело для нас принципиальное значение. Оно позволило уйти от совмещения в одной организации функций управления финансовыми ресурсами как республиканских, так и местных автодорог, избежать совмещения в рамках одного юридического лица функций заказчика и подрядчика, освободить организации от чрезмерной протяженности закрепленных для обслуживания дорог и сконцентрировать внимание местных дорожных организаций на приведение в нормативное состояние дорожной сети.
Следует отметить, подчеркнул в своем выступлении Александр Минин, что если проводимая работа по совершенствованию структуры управления на уровне предприятий приносит ощутимые результаты, то произошедшее за последние годы неоднократное реформирование управления дорожной службой в ее верхнем эшелоне приводило к изменению полномочий республиканской дорожной администрации и не всегда в лучшую сторону. После упразднения в августе 1994 года Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог управление дорожным хозяйством осуществлялось главком Министерства архитектуры и строительства, затем комитетом Министерства транспорта, позднее комитетом при Министерстве транспорта и коммуникаций. А с октября прошлого года — департаментом “Белавтодор” с правом юридического лица в составе того же министерства. Естественно, что столь частое изменение подходов к управлению отраслью не способствует ее стабильной работе. Лишение дорожной администрации прежней самостоятельности, которой она располагала в бытность Министерства строительства и эксплуатации автодорог, создает трудности с выходом на исполнительные и законодательные органы государства с инициативными вопросами и тем самым сковывает действия органа управления дорожным хозяйством, снижает эффективность его работы.
Данные анкетирования, проведенного секретариатом МСД, свидетельствуют о том, что дорожные администрации большинства стран Содружества входят в состав министерств транспорта. При этом степень их самостоятельности в осуществлении кадровой политики, планировании дорожной деятельности, руководстве предприятиями дорожного хозяйства€ различна: от относительной самостоятельности до полной ее потери. Находясь в составе министерства транспорта, дорожная администрация зачастую вынуждена конфликтовать с ним, так как интересы дорожной службы не всегда совпадают с интересами министерства, а иногда и вовсе расходятся. Эта проблема усугубляется, если министерство управляет и хозяйственной деятельностью других отраслей, входящих в его состав.
Дорожная отрасль оказывает огромное влияние на уровень социально-экономического развития страны и управление такой отраслью должно быть самостоятельным и эффективным, осуществляемым в интересах всех пользователей и государства. Дорожные администрации всех стран Содружества, как нам известно, испытывают дефицит финансовых ресурсов, хотя каждое государство избрало свой путь формирования источников финансирования дорожных работ. Нам кажется, что в более предпочтительной ситуации находятся те страны, которые в законодательном порядке определяют систему дорожных налогов и сборов, наполняющих специальные дорожные фонды. Средства этих фондов имеют целевое предназначение. Это обеспечивает и прозрачность в работе с финансовыми ресурсами.
Решение задачи финансирования, очевидно, следует достигать посредством создания системы налогообложения пользователей автомобильными дорогами. Эту систему следует сориентировать на то, чтобы сумма уплачиваемых налогов и других дорожных платежей находилась в прямой зависимости от воздействия пользователя на автомобильную дорогу и отражала степень ее износа в зависимости от годового пробега транспортного средства и его массы.
На конференции ее участники с большим вниманием выслушали также выступления директора ГосдорНИИ Украины Федора Гончаренко “Организационная структура управления и финансирование дорожного хозяйства”, вице-президента Российской академии транспорта профессора Евгения Лобанова “Нормативно-правовое обеспечение межгосударственного сотрудничества в области автомобильных дорог”, проректора МАДИ — ГТУ доктора технических наук Валентина Сильянова “Особенности обеспечения финансирования в рыночных условиях”, председателя исполкома Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ Евгения Казанцева “О координации и взаимодействии в работе межгосударственных и межправительственных транспортных советов СНГ”, директора департамента транспорта и коммуникаций зоны свободной торговли исполкома СНГ Степана Шкапича “О барьерах на международном автомобильном транспорте” и ряда других ученых и специалистов-практиков.
По итогам работы научно-практической конференции была принята резолюция. В ней говорится, что участники конференции отмечают возрастающую роль надежно работающей сети автомобильных дорог в решении накопившихся проблем в экономике и социальной сфере стран СНГ.
Вместе с тем в работе отрасли страны Содружества ощущают ряд серьезных проблем. Около 80% действующих нормативных документов были приняты до 1990 года. Вследствие низкого уровня финансового обеспечения нарастает износ существующей сети автодорог, что приводит к ряду негативных последствий.
Накопленный опыт самостоятельного развития дорожного хозяйства в каждой стране показывает необходимость осуществления скоординированной политики стран-участниц Межправительственного совета дорожников и Координационного транспортного совещания стран СНГ. Участники научно-практической конференции считают приоритетными ряд мер, в числе которых активизация научного потенциала государств Содружества в области дорожного хозяйства и транспорта, усиление роли дорожных администраций в развитии дорожного хозяйства стран СНГ, наделение их достаточными полномочиями и самостоятельностью, сосредоточение усилий дорожных администраций Содружества в разработке согласованной нормативной базы на скорейшем принятии “Концепции гармонизации национальных нормативно-технических документов стран-участниц МСД с ориентацией на международные транспортные коридоры”.
Участники научно-практической конференции отметили свою удовлетворенность итогами ее работы. Есть все основания полагать, что уже следующее заседание Межправительственного совета дорожников стран СНГ, вооруженное научно обоснованными выкладками, пройдет наиболее продуктивно.
Подготовил Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2002 год в рубрике дороги