Подрядные работы. Как сделать шаг вперед?


Недавно под эгидой департамента “Белавтодор” был проведен семинар по теме “Об организации выполнения подрядных работ на примере работы РУП “Белавтострада” по международным контрактам”.

Открывая семинар, первый заместитель министра, директор департамента Александр Минин отметил, что проведение этого семинара в условиях ограничения финансовых ресурсов и повышения требований к качеству работ приобретает все большую актуальность. Поэтому мы сегодня еще раз обращаемся к опыту выполненных работ по модернизации автодороги М-1 Е-30 (Брест—Минск—граница Российской Федерации). Ведь, как известно, это происходило с участием иностранного подрядчика, с учетом методологии Международной федерации инженеров-консультантов. Мы работали со стандартными условиями Европейского и Всемирного банка. И сегодня хотели бы посредством семинара обсудить, проанализировать, обобщить накопленный опыт за годы реализации этого проекта.
В целом же дорожная отрасль уже сделала конкретные шаги по организации и проведению подрядных торгов с целью улучшения качества строительных и ремонтных работ, снижения сметной стоимости объектов. Так, во всех автодорах созданы тендерные комиссии, многие их из их состава прошли обучение и специальную подготовку. В то же время организация и проведение торгов, выбор подрядчиков происходит порой формально, с нарушением требований нормативных документов. Существует целый ряд пока нерешенных проблем.
Об опыте работы “Белавтострады” по выбору подрядчиков на тендерной основе, организации подрядных работ и осуществлению технадзора участникам семинара сообщил заместитель генерального директора этого предприятия Геннадий Лазук. Он сказал, что проект модернизации автодороги М-1 Е-30 для дорожников нашей страны имеет непреходящее значение. Несмотря на многоплановость его оценок, которые порой бывают диаметрально противоположными, к нему будут еще неоднократно возвращаться. В результате реализации проекта было модернизировано около 500 км дороги. Наиболее важной вехой явилось внедрение рыночных отношений в дорожной области, стоящихся на принципах конкуренции. Выбор исполнителя по разработке проекта модернизации проводился на конкурсной основе, что позволило предусмотреть наиболее современные технологические решения. Так, на большинстве участков дороги М-1 Е-30, где применялся жесткий асфальтобетон, в состав которого входил модифицированный битум и щебень узких фракций, близких к кубовидной форме, покрытие несмотря на высокие нагрузки остается в хорошем состоянии.
Да, мы прошли хорошую школу. Но тогда не существовал выбор подрядчика на конкурсной основе. Количество работ и их качество контролировалось самим заказчиком, в результате чего и заказчик, и подрядчик находились во взаимной зависимости. Процедуры же гражданского строительства, существующие на Западе, включают три стороны: заказчик–инженер–подрядчик. Они организованы таким образом, что обеспечивают выбор подрядчика на основе конкуренции, при которой работа и товар производятся в установленные сроки с минимальными затратами и в соответствии с требованиями по качеству.
В настоящее время у нас есть подвижки в лучшую сторону. Тем не менее по-прежнему существуют проблемы. Так, не получает развития конкуренция в работах по ремонту нашей главной магистрали. Это объясняется тем, что разработанные проекты волей неволей привязываются к асфальтобетонным заводам и карьерам, принадлежащим конкретным подрядным трестам, т. е. уже тем самым предопределяется победитель. В подобной ситуации наличие сметы не учитывает возможное участие других претендентов.
В реализации проекта модернизации М-1 Е-30, используя уже накопленный опыт, необходимо предпринять следующие шаги: создать среди организаций, выполняющих роль “подрядчика” и “инженера”, конкуренцию в получении заказа в рамках открытого рынка, чтобы они были способны функционировать как независимые самостоятельные единицы; сделать присутствие независимого подрядчика обязательным для всех дорожных проектов с введением всеобъемлющей системы контроля за качественными и количественными параметрами; ввести обязательное проведение торгов при осуществлении любых дорожных работ.
На семинаре были заслушаны также выступления Валерия Баранова — “Об опыте внедрения методологии Международной федерации инженеров-консультантов в республике (ФИДИК)”, Владимира Вушева — “Опыт работы РУП “Белавтострада” по организации закупок материалов и оборудования по международным контрактам”, Николая Чернюка — “Опыт работы РУП “Белдорцентр” по организации ведения технологического надзора по международным контрактам”, Юрия Шаха — “Разработка проектно-сметной документации объектов международных контрактов. Осуществление авторского надзора”, Алексея Бусела — “Деятельность РУП “БелдорНИИ” по научному сопровождению дорожных работ”, Владимира Товстика — “Информация об использовании в работе пособий по организации и проведению в дорожной отрасли тендеров на основе опыта РУП “Белавтострада” (полные тексты этих выступлений помещены в только что вышедшем в свет сборние материалов семинара).
Подытоживая работу семинара, Александр Минин отметил, что прошедший семинар позволяет всесторонне посмотреть на проблемы в организации выполнения подрядных работ. Эти проблемы в целом решаемы, и мы должны с оптимизмом смотреть вперед.

Василий КУРЛОВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 2002 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость