ЖКХ

Латвийская ипотека
С декабря прошлого года ”Latvijas Hipoteku banka” приступил к выдаче целевых ипотечных кредитов на ремонт и реновацию многоквартирных домов, причем залогом выступают не квартиранты, а платежеспособность жильцов. Но, несмотря на приемлемые проценты и вполне щадящие сроки, очереди желающих у банка не выстроились.
По последним данным, в Латвии около 70 процентов семей уже сегодня живут в частных квартирах, которые принадлежат или самим жильцам, или домохозяевам, следовательно, и круг потенциальных клиентов достаточно широк.
По мнению вице-президента ипотеки банка Юриса Луянса, низкая активность населения свидетельствует о деструктивном подходе жильцов к нуждам и проблемам собственного многоквартирного дома. Ведь из 50 возможных проектов, по которым были сделаны первые шаги и проведены общие собрания, до второго шага, подачи заявок и конкретного рассмотрения в банке, пока дошел только десяток.
Важно отметить, что одним из главных условий кредитования является коллективная ответственность жильцов дома. Для получения кредита необходимо решение собрания жильцов и согласие 75 процентов общего числа собственников квартир. Наиболее предпочтительный кредитополучатель — общество собственников квартир, но их в стране всего 600 человек.
Многие проекты споткнулись о невозможность прийти к соглашению между жильцами одного дома, о недоверие соседа к соседу.
В благополучном примере кооператива собственников квартир Вака-2 его руководству пришлось провести 26 (!) собраний, чтобы оформить все документе и заручиться необходимой поддержкой жильцов на получение кредита.
Необходимо осознать, считает глава кооперативного общества Вака-2 Сергей Сидорко, что вместе с приватизацией квартиры и право собственности на нее житель Латвии получил и право потерять жилплощадь. В данном кооперативе это поняли еще в 1997 году, когда вплотную занялись модернизацией и капремонтом входящих в него жилых домов. Теперь от желающих приобрести квартиру в этом кооперативе отбоя нет. Сегодня же только от самих владельцев зависит, какую рыночную стоимость приобретет их жилье через несколько лет. Или прохудившаяся крыша и прогнившие трубы канализации сведут ее цену к нулю, или умелое управление жилищным хозяйством и своевременный капремонт поднимут рыночную стоимость дома, а вместе с ней и квартиры.
Не говоря уж о снижении платы за коммунальные услуги, ведь утепление торцовых стен и чердаков заметно снижает энергопотребление в домах. В кооперативе Вака-2 плата за тепло снизилась на 100 тысяч латов в год по сравнению с данными трехгодичной давности.
Есть мнение, что среднему жителю Латвии не стоит надеяться на большой рост объемов нового жилья.
Намного разумнее позаботиться об уже имеющемся. Ведь по расчетам Рижской городской думы, стоимость одного квадратного метра жилой площади новостройки обойдется в 300 латов, а для поддержания уже имеющегося дома в нормальном состоянии, но даже в более модернизированном виде требуется не более одной десятой этой суммы за квадратный метр. Причем вкладывать эти средства можно не сразу, а от 5 до 15 лет.
И последнее. Hа заем могут рассчитывать:
— многоквартирные дома, в которых в основном проживают собственники квартир (кредит не для частных домов);
— доходы от сдачи в аренду коммерческих площадей в таких домах не должны превышать 40 процентов от общего объема средств, получаемых от управления жилищным хозяйством дома;
— площадь отдельной квартиры не превышает 90 кв.м для семьи из 4 человек, а с каждым новым жильцом она увеличивается на 15 кв.м;
— получателем является общество собственников квартир, предприятия, специализирующиеся на обслуживании жилищного хозяйства дома, или владельцы квартир как группа физических лиц;
— финансированию не подлежат дома, расположенные в центре Риги и в Вентспилсе. Данное условие оговаривалось с европейскими инвесторами и объяснялось тем, что кредит не предназначен для районов дорогой застройки.

Нидерландская проходка
В Нидерландах предприняты планы строительства первой в стране линии высокоскоростной железной дороги. Стальная магистраль общей протяженностью 100 километров пройдет от Амстердама до Брюсселя и станет частью сети высокоскоростных железных дорог в Европе. Планируемая скорость движения поездов — 300 км в час.
Сооружение линии Роттердам–Антверпен планируется закончить к середине 2005 года, а Амстердам-Роттердам — к концу 2005 года. Контракт стоимостью 350 млн долларов на проектирование и строительство 7,2-километрового тоннеля Groene Hart на участке Амстердам–Роттердам получил консорциум, в составе которого французская “Travaux Publics” и нидерландская “Koop Holding Europe”. Проходка тоннеля будет производиться тоннелепроходческим комплексом ТВМ диаметром 14,9 метра. Работы предстоят в песчаниках с высоким уровнем грунтовых вод. В тоннеле пройдут два железнодорожных пути, разделенных высотой 9,5 м. Выбранная технология проходки обеспечивает сохранность ландшафта и потребует лишь создания входных шахт. А полнопрофильная проходка на полный диаметр тоннеля (а не на два отдельных) принята из соображений экономичности и безопасности, чтобы не сбиться с одной прокладываемой трассы на другую при столь близком их расположении.
ТВМ уже доставлен на место работ. Проходческий комплекс имеет длину 12,2 метра, его масса — 1860 тонн. Скорость вращения режущей головки составляет 1,4 оборота в минуту, а врезка в грунт производится со скоростью 4 сантиметра в минуту.

Жилище для иностранцев
В Объединенных Арабских Эмиратах иностранные граждане не имеют права приобретать недвижимость (только арендовать). Чтобы исправить это положение и удовлетворить растущий спрос, было принято решение создать в Дубаи два крупнейших острова — Пальмовые острова. Презентацию данного проекта провело на выставке в 2002 г. представительство департамента и туризма и коммерческого маркетинга правительства Дубаи в России, СНГ и Балтии.
Этот проект является уникальным в мире. О его масштабах свидетельствует тот факт, что Пальмовые острова будут видны невооруженным глазом с Луны. Название острова получили благодаря своей форме: оба будут выполнены в виде пальм, раскинувшихся прямо в Персидском заливе. Каждый остров, имеющий в диаметре до 5 км, будет иметь 17 “ветвей”, защищенных искусственными барьерными рифами. В местах соединения “нижних ветвей” и “ствола” расположатся две искусственные бухты, вмещающие по 150 обычных и 50 океанских яхт. На “ветвях”первого Пальмового острова предусмотрено строительство 2 тысяч вилл, 40 отелей, торговых комплексов, кинотеатров и первого на Ближнем Востоке океанариума.
На Пальмовых островах иностранные граждане смогут приобретать недвижимость в собственность. Потенциальным покупателям предлагают 60 вариантов вилл (все они будут “умными”). Кроме виллы, на острове можно прикупить и квартиру, оборудованную не менее достойно. Многоквартирные дома будут располагаться на так называемом “стволе пальмы”.
Сорок отелей острова будут класса бутик, что подразумевает небольшой отель, но высочайшего класса обслуживания. На искусственных барьерных рифах разместится курортный комплекс. С сушей острова свяжут 300-метровые мосты, а также морские паромы. Создание островов позволит Дубаи увеличить свою береговую линию на 120 км. Проект реализуется поэтапно. Первый этап, рассчитанный на два года, предусматривает намывание самого острова, что потребует 80 млн кубометров песка и скальной породы. Второй этап — создание инфраструктуры и строительство зданий — на первом острове намечено завершить к 2004 году.

Вильнюс похорошеет
Мэр Вильнюса Артурас Зуокас ознакомил правительство с планом развития литовской столицы. В плане, имеющем ближнюю (четыре года) и отдаленную перспективу, акцент делается прежде всего на объекты, ввести которые очень хочется к 750-летию коронации князя Миндаугаса (июль 2003 год).
Это новый мост возле Дворца спорта и реконструкция проспекта Гедиминаса, которые потребуют 10,5 млн долларов. В ближайшие несколько лет городские власти намерены израсходовать 25 млн долларов на строительство дорог, развязок и подземных гаражей. Всего на развитие инфраструктуры города до 2005 года будет израсходовано около 87,5 млн долларов.
Среди других проектов, выполняемых в частном порядке, мэр назвал реконструкцию стадиона “Жальгирис”, Дворца спорта и Центрального универмага, строительство одного из крупнейших в Восточной и Центральной Европе аквапарка, уже начатое на деньги знаменитого баскетболиста Шарунаса Марчюлениса, возведение Центра развлечений. В более отдаленной перспективе — создание с помощью французов трамвайной системы, которая соединит центр города со спальными районами. При этом мэр обратил внимание на то, что Вильнюс пока сильно уступает Риге и Таллинну в привлечении инвестиций. С его точки зрения, одной из причин является ограниченность прав города в решении вопросов выделения и продажи участков земли под застройку. Он также просил премьера остановить возврат земли бывшим собственникам с учетом плана развития городской инфраструктуры, заменив его компенсациями.

Муниципальный конкурс
Рижская дума подвела итоги муниципального конкурса на замену окон и парадных дверей в 28 образовательных учреждениях латвийской столицы — школах и детсадах. Всего самоуправление выплатит пяти победителям около двух миллионов латов.
В конкурсе приняли участие 12 фирм, в финале — только 7. Школы и детсады, которым город решил пойти навстречу, отбирались в соответствии с данными школьной управы по принципу “чем хуже, тем лучше”. Фирм-победительниц выбирала комиссия из 37 человек: кроме думы и Управления собственности, здесь
были представлены все получатели помощи. Каждая из фирм-победительниц предложила самые долевые и качественные услуги. К тому же, все производства окон, с которыми они работают, находятся на территории Латвии. Конкурс выиграли пять фирм, две из них получили право работать на 16 объектах (поровну).

За свободный выбор
Вместо Рижской комиссии по приватизации жилых домов примерно через два месяца начнет работу Агентство недвижимости самоуправления. Главной задачей этой структуры будет упорядочить вопросы обслуживания жилых домов и обеспечить контроль за процессом обслуживания. Предполагается, что агентство, консультируя владельцев квартир, общества владельцев квартир и их уполномоченных, позаботятся о том, чтобы у них была возможность свободно выбрать организацию по обслуживанию дома. Контролировать же заключение договоров между владельцами квартир и обслуживающей стороной будет другая структура, предположительно Rigasmajoklis.

Берлинский старожил
В Берлине торжественно празднуют 100-летие подземной железной дороги (U-Bahn). Первые метропоезда начали курсировать там в феврале 1902 года. Берлин был третьим европейским городом после Лондона и Будапешта, где построили подземку. Сейчас длина сети его метрополитена составляет 144 км, на ней действуют 170 станций. Ежегодно подземными путями сообщения пользуются свыше 400 млн населения.
Не все линии Берлинского метрополитена проходят в тоннеле. Поезда по рой “выныривают” на поверхность и некоторое расстояние преодолевают на поверхности земли. Многие станции метро совмещены с платформами пригородного железнодорожного сообщения (S-Bahn), и пассажирам не составляет труда пересесть с одного поезда на другой.

Британские перестройки
Компания “Urban Splash” уже несколько лет занимается переоборудованием различных нежилых помещений, расположенных в центре британских городов, в жилые квартиры. Так, прошлым летом компания превратила в жилой дом старую школу в центральной части Ливерпуля, а в Манчестере специалисты перестраивают старые верфи по берегам канала.
Надо сказать, что многие британцы испытывают ностальгию по своей первой квартире, переделанной из старого чердака или складского помещения в центре города, когда было рукой подать и до работы, и до театра, и до любимого ресторана. В то же время у “чердачных” квартир есть один недостаток: плохо развитая инфраструктура, главным образом отсутствие школ, потребность в которых неизбежно возникает у молодых “чердачных” жителей по мере появления детей, и это часто становится причиной переезда. Однако дети вырастают и их постаревших родителей снова тянет в центр.
В Лондоне наметилась и еще одна тенденция: оказывается, к городскому центру тяготеют также и люди среднего возраста. Городская квартира позволяет им существенно экономить время на поездки с работы и на работу. Опрос 200 лондонских юристов, банкиров и работников СМИ в возрасте от 25 до 55 лет показал, что у 20 из них есть квартира в центре, в которой они живут на протяжении всей рабочей недели.

Для сверхмощного компьютера
В США завершается строительство стратегического компьютерного комплекса, в котором под одной крышей определены места для работы людей и площадка для размещения сверхмощного компьютера. Дорогостоящий комплекс возводится на территории национальной лаборатории в Лос-Анджелесе (штат Нью-Мексика). В центральном помещении площадью 27 тысяч м2 выделено специальное место размером 4 тысячи м2, где будет установлен самый мощный в мире компьютер. Специальные конструктивные решения были приняты, чтобы избавить помещение для компьютера от опорных конструкций. В этом месте оно перекрывается стальными фермами длиной по 50 м.

Выгодное капиталовложение
Несмотря на стагнацию в американский экономике, объем продаж домов в США в декабре вырос сразу на 5,7 процента — до 946 тысяч. Эксперты объясняют такой значительный рост спроса на новые дома предельно низкими ставками банковских кредитов, снижавшихся в минувшем году 11 раз. Объем работ у строителей подскочил вслед за ростом спроса со стороны потребителей, которых привлекли “красивые” процентные ставки — самые низкие за несколько последних десятилетий.
Жилищная сфера остается и будет оставаться одной из сильных сторон американской экономики по крайней мере в течение нескольких ближайших месяцев, отмечают аналитики американского рынка. Кредит стал чрезвычайно дешев, а стать владельцем дома — это для американца самое выгодное капиталовложение.
Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2002 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость