Транзитный перекресток Европы
В последнее время очень часто приходится слышать, что белорусские автомобильные дороги значительно подтянулись, а на фоне многих транспортных “артерий” стран СНГ и вовсе выглядят как немецкие автобаны. Известно, что развитие дорожной отрасли Республики Беларусь находится на особом уровне у государства и вниманием не обделяется. Это и понятно — так исторически сложилось, что Беларусь находится на перекрестке дорог Европы.
Именно этим в первую очередь объясняется выделение значительных сумм на развитие и реконструкцию дорожного полотна страны. В РБ имеется сеть дорог общего пользования протяженностью около 63,4 тыс. километров. Более 67 процентов из них имеют покрытие из цементо- и асфальтобетона. 1830 километров дорог имеют четыре и более полос движения. Основную роль в дорожной сети играют дороги республиканского значения — их протяженность более 15 тыс. км, и по ним перевозится более 70 процентов всех грузов.
Вот и по итогам минувшего года Совет Министров республики высказал удовлетворение работой дорожного хозяйства: в условиях постоянного недофинансирования отрасль успешно выполнила программу работ. Особой гордостью работников автомагистралей стал красавец-мост через Березину в Бобруйске, под стать ему и обновленные участки Минской кольцевой автомобильной дороги.
Однако и тут есть существенные недоработки — дороги Беларуси, транзитного перекрестка Европы, не соответствуют нормативам Европейского Союза по осевой нагрузке. Из-за того, что значительная часть наших автомобильных дорог была спроектирована и построена еще в советские времена, они в результате оказались не готовы к пропуску большегрузных автопоездов. Именно поэтому сегодня движение на трех тысячах километров республиканских дорог оказывается проблематичным. Существенный отпечаток накладывает и тот факт, что из пяти тысяч мостов не соответствует нормативам по габариту и грузоподъемности более двух тысяч сооружений.
Следует признать, что дороги Беларуси из-за своего значения могут приносить значительные суммы в бюджет государства. Однако для этого необходимо модернизировать автомагистрали и особенно международные транспортные коридоры. А это, как констатируют специалисты отдела развития дорожной сети департамента “Белавтодор”, требует вложения значительных финансовых средств (не только по нашим меркам). В результате проведения расчетов в рамках программы ТАСИС по проекту “Усовершенствование транспортных потоков по коридорам № 2 и № 9 трансевропейской сети”, было установлено, что для приведения в соответствие с европейскими требованиями участков трансевропейских магистралей, проходящих по территории Беларуси, необходимо около 840 миллионов долларов США. Для справки: весь бюджет дорожного хозяйства республики в этом году составляет около 350 миллионов долларов США.
К примеру, наш западный сосед — Польша, дороги которой до недавнего времени были буквально изрезаны глубокой колеей, сегодня семимильными шагами двинулась в сторону европейских стандартов. Для этого польское правительство приняло специальную программу, в рамках которой общегосударственные автомагистрали планируется довести до уровня дорог международного значения, регламентирующих осевую нагрузку в 11,5 тонны — норматив Европейского Союза. Для достижения этой цели Польша построит свыше 1500 километров автомагистралей и примерно столько же скоростных дорог с одной и двумя проезжими частями. К тому же порядка 1700 км существующих дорог будет соответствующим образом модернизировано.
Для осуществления этой программы составлен дорожный бюджет. Общая смета программы составляет более 70 млрд злотых, причем на 50 процентов финансирование будет осуществляться за счет поддержки Европейского Союза и на столько же — за счет государственных и частных инвестиций. Более того, поляки приступят к модернизации наиболее важных внутренних дорог. Средства на это во многом пойдут опять таки из фондов ЕС и кредитов известных банков.
К сожалению, у белорусской стороны таких денег нет и скорее всего в ближайшее будущее не будет. На сегодняшний день существует множество проблем и у самих дорожников — хоть дорожные фонды стабильно наполняются, отрасль по-прежнему финансируется по остаточному принципу.
Перед работниками дорожного хозяйства поставлен ряд задач по обеспечению нормального функционирования транзитных коридоров, которые необходимо выполнить в поставленные сроки. Поэтому в департаменте “Белавтодор” не только уделяют этому вопросу повышенное внимание, но и разрабатывают планы по дальнейшему совершенствованию трансевропейских магистралей. К примеру, автомобильная дорога М1/Е30 (Брест–Минск–граница России) к 2005 году станет четырехполосной на всем протяжении, что потребует свыше 22 миллионов долларов США. Также планируется, что через несколько лет на пограничном переходе Козловичи–Кукурыки будет сооружен мост “Дружбы” через Западный Буг. А уже в ноябре этого года Минская кольцевая автомобильная дорога, тоже часть трансевропейского коридора, будет полностью реконструирована.
Следует отметить, что работы на этом объекте потребовали от дорожников существенной корректировки в распределении денежных средств: треть всех средств, заложенных бюджетом на дорожное строительство в этом году, пойдет именно на кольцевую.
Условия для транзитного движения предусматривается улучшить и за счет строительства обходов Гомеля, Бобруйска, Гродно, реконструкции участка автодороги Витебск — Полоцк, развития приграничной инфраструктуры. Правда, при этом есть существенная оговорка — работы будут осуществляться только в соответствии с выделяемыми финансовыми ресурсами.
Именно так сегодня выглядят поставленные задачи перед работниками дорожного хозяйства. А помимо них существует большой каждодневный труд людей, занятых в дорожной отрасли, по проведению текущих и периодических ремонтов участков трансевропейских магистралей (чего так не хватает большинству остальных дорог), повышению безопасности движения, маршрутному ориентированию, развитию объектов дорожного сервиса и т.д.
А что касается нашумевшего проекта строительства высокоскоростной платной автомагистрали Москва — Смоленск — Минск — Брест, то тут стоит задуматься — а окупит себя этот проект? Дело в том, что в настоящее время загруженность “олимпийки” не превышает 30 процентов от ее пропускной способности, а для ее “доводки” до европейских параметров по осевым нагрузкам необходимо порядка 450 миллионов долларов США. По оценкам специалистов, строительство новой автомагистрали обойдется во много раз дороже — по предварительным оценкам 1 километр будет стоить от 4 до 6 миллионов долларов США! Еще раз стоит задуматься, а не лучше бы было привлечь эти инвестиции на развитие существующей дороги, к тому же если она соответствует всем предъявляемым ей параметрам.
Дороги требуют к себе постоянного и пристального внимания. Они должны быть надежными и соответствовать всем предъявляемым сегодня параметрам. Для обеспечения этого постоянно реализуются программы по дорожному строительству. Уже принята программа на очередные 10 лет. В эту программу входит довольно большое количество дорог. Реализация этой программы позволит значительно облегчить транспортную ситуацию в городе. Планируется в ходе реализации этой программы значительно развить дорожную сеть, что должно повлечь перераспределение транспортных потоков, уменьшить загруженность улиц.
Информация любезно предоставлена департаментом “Белавтодор”
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Именно этим в первую очередь объясняется выделение значительных сумм на развитие и реконструкцию дорожного полотна страны. В РБ имеется сеть дорог общего пользования протяженностью около 63,4 тыс. километров. Более 67 процентов из них имеют покрытие из цементо- и асфальтобетона. 1830 километров дорог имеют четыре и более полос движения. Основную роль в дорожной сети играют дороги республиканского значения — их протяженность более 15 тыс. км, и по ним перевозится более 70 процентов всех грузов.
Вот и по итогам минувшего года Совет Министров республики высказал удовлетворение работой дорожного хозяйства: в условиях постоянного недофинансирования отрасль успешно выполнила программу работ. Особой гордостью работников автомагистралей стал красавец-мост через Березину в Бобруйске, под стать ему и обновленные участки Минской кольцевой автомобильной дороги.
Однако и тут есть существенные недоработки — дороги Беларуси, транзитного перекрестка Европы, не соответствуют нормативам Европейского Союза по осевой нагрузке. Из-за того, что значительная часть наших автомобильных дорог была спроектирована и построена еще в советские времена, они в результате оказались не готовы к пропуску большегрузных автопоездов. Именно поэтому сегодня движение на трех тысячах километров республиканских дорог оказывается проблематичным. Существенный отпечаток накладывает и тот факт, что из пяти тысяч мостов не соответствует нормативам по габариту и грузоподъемности более двух тысяч сооружений.
Следует признать, что дороги Беларуси из-за своего значения могут приносить значительные суммы в бюджет государства. Однако для этого необходимо модернизировать автомагистрали и особенно международные транспортные коридоры. А это, как констатируют специалисты отдела развития дорожной сети департамента “Белавтодор”, требует вложения значительных финансовых средств (не только по нашим меркам). В результате проведения расчетов в рамках программы ТАСИС по проекту “Усовершенствование транспортных потоков по коридорам № 2 и № 9 трансевропейской сети”, было установлено, что для приведения в соответствие с европейскими требованиями участков трансевропейских магистралей, проходящих по территории Беларуси, необходимо около 840 миллионов долларов США. Для справки: весь бюджет дорожного хозяйства республики в этом году составляет около 350 миллионов долларов США.
К примеру, наш западный сосед — Польша, дороги которой до недавнего времени были буквально изрезаны глубокой колеей, сегодня семимильными шагами двинулась в сторону европейских стандартов. Для этого польское правительство приняло специальную программу, в рамках которой общегосударственные автомагистрали планируется довести до уровня дорог международного значения, регламентирующих осевую нагрузку в 11,5 тонны — норматив Европейского Союза. Для достижения этой цели Польша построит свыше 1500 километров автомагистралей и примерно столько же скоростных дорог с одной и двумя проезжими частями. К тому же порядка 1700 км существующих дорог будет соответствующим образом модернизировано.
Для осуществления этой программы составлен дорожный бюджет. Общая смета программы составляет более 70 млрд злотых, причем на 50 процентов финансирование будет осуществляться за счет поддержки Европейского Союза и на столько же — за счет государственных и частных инвестиций. Более того, поляки приступят к модернизации наиболее важных внутренних дорог. Средства на это во многом пойдут опять таки из фондов ЕС и кредитов известных банков.
К сожалению, у белорусской стороны таких денег нет и скорее всего в ближайшее будущее не будет. На сегодняшний день существует множество проблем и у самих дорожников — хоть дорожные фонды стабильно наполняются, отрасль по-прежнему финансируется по остаточному принципу.
Перед работниками дорожного хозяйства поставлен ряд задач по обеспечению нормального функционирования транзитных коридоров, которые необходимо выполнить в поставленные сроки. Поэтому в департаменте “Белавтодор” не только уделяют этому вопросу повышенное внимание, но и разрабатывают планы по дальнейшему совершенствованию трансевропейских магистралей. К примеру, автомобильная дорога М1/Е30 (Брест–Минск–граница России) к 2005 году станет четырехполосной на всем протяжении, что потребует свыше 22 миллионов долларов США. Также планируется, что через несколько лет на пограничном переходе Козловичи–Кукурыки будет сооружен мост “Дружбы” через Западный Буг. А уже в ноябре этого года Минская кольцевая автомобильная дорога, тоже часть трансевропейского коридора, будет полностью реконструирована.
Следует отметить, что работы на этом объекте потребовали от дорожников существенной корректировки в распределении денежных средств: треть всех средств, заложенных бюджетом на дорожное строительство в этом году, пойдет именно на кольцевую.
Условия для транзитного движения предусматривается улучшить и за счет строительства обходов Гомеля, Бобруйска, Гродно, реконструкции участка автодороги Витебск — Полоцк, развития приграничной инфраструктуры. Правда, при этом есть существенная оговорка — работы будут осуществляться только в соответствии с выделяемыми финансовыми ресурсами.
Именно так сегодня выглядят поставленные задачи перед работниками дорожного хозяйства. А помимо них существует большой каждодневный труд людей, занятых в дорожной отрасли, по проведению текущих и периодических ремонтов участков трансевропейских магистралей (чего так не хватает большинству остальных дорог), повышению безопасности движения, маршрутному ориентированию, развитию объектов дорожного сервиса и т.д.
А что касается нашумевшего проекта строительства высокоскоростной платной автомагистрали Москва — Смоленск — Минск — Брест, то тут стоит задуматься — а окупит себя этот проект? Дело в том, что в настоящее время загруженность “олимпийки” не превышает 30 процентов от ее пропускной способности, а для ее “доводки” до европейских параметров по осевым нагрузкам необходимо порядка 450 миллионов долларов США. По оценкам специалистов, строительство новой автомагистрали обойдется во много раз дороже — по предварительным оценкам 1 километр будет стоить от 4 до 6 миллионов долларов США! Еще раз стоит задуматься, а не лучше бы было привлечь эти инвестиции на развитие существующей дороги, к тому же если она соответствует всем предъявляемым ей параметрам.
Дороги требуют к себе постоянного и пристального внимания. Они должны быть надежными и соответствовать всем предъявляемым сегодня параметрам. Для обеспечения этого постоянно реализуются программы по дорожному строительству. Уже принята программа на очередные 10 лет. В эту программу входит довольно большое количество дорог. Реализация этой программы позволит значительно облегчить транспортную ситуацию в городе. Планируется в ходе реализации этой программы значительно развить дорожную сеть, что должно повлечь перераспределение транспортных потоков, уменьшить загруженность улиц.
Информация любезно предоставлена департаментом “Белавтодор”
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2002 год в рубрике дороги