Делегация Комитета Европейской экономической комиссии ООН по упрощению торговыхи транспортных процедур рекомендовала разместить в Минске штаб-квартиру Комитетапо странам Центральной и Восточной Европы
Делегация Комитета Европейской экономической комиссии ООН по упрощению торговыхи транспортных процедур рекомендовала разместить в Минске штаб-квартиру Комитетапо странам Центральной и Восточной Европы на ближайшие три года13 февраля в Национальном пресс-центре Республики Беларусь состоялась пресс-конференция для представителей СМИ, посвященная вводу в эксплуатацию информационной системы по тендерам и конкурсным торгам, проводимым за рубежом. В пресс-конференции приняли участие представители МИД РБ, Минэкономики РБ, Министерства торговли и Министерства сельского хозяйства, Администрации Президента РБ. Свое мнение по обсуждаемым принципам организации и внедрения системы высказали торговые представители Чехии, России, Украины, Кыргызстана.
С сообщением "Об информационных системах тендеров и госзакупок" выступил директор Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен при Министерстве иностранных дел, президент Международного общественного объединения по содействию электронной торговле, профессор Борис Паньшин.
Как и во всем мире, в Республике Беларусь идет напряженный поиск путей развития экономики в условиях растущей конкуренции. Сегодня в Европе на одну фирму-покупателя приходится более 20 фирм-поставщиков. Продавая на мировых рынках свою продукцию и свой труд, мы продаем и часть своей жизни. Поэтому продавать и покупать мы должны разумно и эффективно.
Строительство, как никакая другая отрасль хозяйства, характеризуется зависимостью от состояния конъюнктуры и перспектив рынка. С другой стороны, в экономике Беларуси строительство играет значительную роль как одна из "точек" экономического роста, как отрасль хозяйства, в которой занято более 10% населения, и как важнейший участник экспорта республики. В последнее время наряду с экспортом стройматериалов наблюдается увеличение экспорта белорусских подрядных услуг строительства. Согласно "Правилам заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда", заключению договоров должно предшествовать проведение торгов.
От массового развития практики подрядных торгов зависит формирование конкурентной среды, конкурентоспособность белорусских строителей на отечественном и зарубежных рынках подрядных работ. Это положение сегодня входит в число важнейших приоритетов Министерства архитектуры и строительства РБ, всей отрасли. С утверждением в декабре 1999 года новой редакции "Положения о порядке организации и проведении торгов в строительстве" отрасль получила хорошую законодательную базу европейского уровня для тендерных конкурсов, однако серьезным препятствием для их широкого внедрения в будни строительства является отсутствие доступной информации о торгах.
Как известно, международные торги (тендеры) - это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку, предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов (по ценам и другим коммерческим и техническим условиям).
Ежемесячно в мире проводятся тысячи тендеров. К примеру, государственные закупки товаров только в странах ЕС составляют 11 % всего ВНП и составляют примерно 720 млрд евро в год. В результате закупок товаров в рамках проектов, финансируемых Всемирным банком, присуждается около 20 000-30 000 контрактов общей стоимостью около 20 млрд долларов США. Объем поставок, осуществляемых подразделениями ООН, составляет 3,5 млрд долл. США.
В соответствии с мировой практикой цель закупок товаров и услуг на тендерной основе состоит в следующем:
- либерализация и расширение международной торговли путем установления прозрачной, объективной и открытой практики закупок;
- обеспечение экономии денежных средств и повышение эффективности закупок;
- предоставление поставщикам из развитых и развивающихся стран равных возможностей в честном соревновании на международном рынке.
За рубежом размещение информации о проводимых закупках на тендерной основе в сети Интернет - уже давно обычная практика. Существуют веб-сайты ООН, Европейского Союза ежемесячного издания.
В Украине подобный сайт представляет собой информационно-аналитический бюллетень "Вестник государственных закупок", в России существует сайт по государственным торгам, в Эстонии и Польше действуют офисы государственных закупок.
Для Республики Беларусь как экспортно-ориентированного государства создание такой системы является насущной проблемой. Ежегодно предприятия республики заключают свыше 200 тыс. внешнеторговых контрактов.
Недавнее Постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении мероприятий по созданию условий развития экспорта Республики Беларусь на 2002 год" №1819 от 17.12.01 содержит свыше 10 ключевых пунктов по использованию информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли.
К этому перечню следует отнести и Постановление Совета Министров о формировании информационных ресурсов на базе системы Телеинтернет и использовании этих ресурсов для развития электронной торговли.
Отсюда следует, что главной особенностью нового этапа применения информационных технологий в народном хозяйстве является организация взаимодействия различных информационных систем на основе общей правовой базы и государственных установок по максимальному использованию экспортного потенциала республики. Это значит, что представляемая на сайтах коммерческая информация должна быть систематизирована, соответствовать международным стандартам, регулярно обновляться и быть не только на русском языке.
Многие государственные и частные компании имеют собственные сайты или интернет-страницы (по республике их более 4500, из них более 1600 информируют о товарах и услугах). Информацию выставлять научились, теперь задача стоит в том, чтобы ее эффективно использовать. Поэтому важно создать информационную систему по принципу "все о тендерах в одном месте".
Дело это очень перспективное. Несмотря на все возрастающее количество проблем в экономиках всех стран, один сектор тем не менее всегда демонстрирует оптимизм - это сектор информационных технологий.
Разработанная Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен в соответствии с Национальной программой развития экспорта на 2000-2005 гг. (Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 г., № 93) информационная система "Тендеры" является реальным решением проблем обеспечения юридических лиц информацией о зарубежных тендерах и конкурсных торгах.
С 1-го февраля 2002 года система "Тендеры", согласно решению Межведомственного Совета по развитию экспорта, введена в опытную эксплуатацию.
Работа с ней позволит предприятиям упростить поиск информации о тендерах и торгах, проводимых в стране и за рубежом, получать эту и сопутствующую информацию практически в день объявления торгов, осуществлять эффективный маркетинг продукции и услуг.
Информационная система "Тендеры", являясь составной частью Межгосударственного центра электронной торговли (МЦЭТ), обеспечит возможность разместить в базе данных "Белорусские экспортеры" визитную карточку предприятия, электронную экспозицию изготавливаемой продукции, предложения по сотрудничеству.
Сопутствующая информация (цены, условия торговли и доставки, результаты торгов, актуальная аналитика по государственным закупкам, изменения в нормативно-правовой базе и т.д.), поступающая из зарубежных информационных сетей и агентств, а также загранучреждений МИД, позволит оптимизировать затраты по продвижению продукции на внешние рынки.
Можно сказать, что проекты ИС "Тендеры" и МЦЭТ являются символом участия государства в развитии сектора информационно-коммуникационных технологий. Развивая электронные государственные закупки, государство выигрывает экономически, сокращая свои расходы на закупки на 12-20 %, выигрывает политически, делая свои расходы понятными, прозрачными, контролируемыми, выигрывает стратегически, создавая инфраструктуру для электронного правительства, ускоряя свое движение в информационное общество.
Именно система государственных электронных закупок является началом работ по развертыванию полноценного присутствия центральных и региональных органов в Сети. Государство становится одним из ведущих игроков на рынке информационно-коммуникационных технологий.
Полномасштабное внедрение информационной системы "Тендеры" позволит обеспечить централизацию управления процессами проведения тендеров и госзакупок в увязке с другими элементами бюджетного процесса. Важное значение имеет также формирование обоснованных цен и обеспечение открытости торгов, достигаемые при использовании ИС "Тендеры" в проведении внутренних тендеров и защите интересов отечественных товаропроизводителей за рубежом. Это повысит конкурентоспособность продукции белорусских предприятий.
Предполагается, что систему "Тендеры" в первую очередь начнут использовать соответствующие структуры Минсельхозпрода, Минздрава, МВД, Минобороны, Управления делами Президента, БелЖД, Минобразования, Государственного казначейства, Комитета государственного контроля.
Несмотря на то, что участие Минстройархитектуры и подотчетных ему структур в этом проекте могло бы принести огромную пользу всем участникам инвестиционного процесса, и строителям не в последнюю очередь, о нем пока ничего не известно. Кроме прочего, министерство могло бы присоединится к этому почину своими уже сформированными электронными банками данных, например, Банком данных по конъюнктуре рынка подрядных работ, созданном НИАП "Стройэкономика", или второй очередью единой компьютерной системы Госстройнадзора, суммирующей анализ уровня качества строительно-монтажных работ подрядных организаций.
Единая программно-технологическая платформа на основе официального сайта позволит оптимизировать затраты по информационной поддержке продвижения продукции белорусских предприятий на внешние товарные рынки, сочетая необходимый вид доступа и обслуживания.
Национальный официальный сайт также существенно расширяет возможности выхода зарубежных фирм с запросами, предложениями к белорусским партнерам.
Твердо обозначенная поддержка государством сектора информационно-коммуникационных технологий и электронной торговли не осталась незамеченной ни крупнейшими белорусскими компьютерными фирмами, ни международными организациями. Электронная коммерция в Беларуси растет, будет расти достаточно быстрыми темпами в комплексе с использованием международного опыта по упрощению процедур торговли, что является составной частью по подготовке вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию.
Реакцией на это развитие явилось то, что Всемирный банк совместно с Представительством ПРООН поддержал заявку на грант на исследование рынка ИКТ в Беларуси, которую по предложению ПРООН подготовил Государственный комитет по науке при Совете Министров совместно с частными и общественными организациями. Представительство проекта Глобальная инициатива по политике Интернета "GIPI" осуществляет активный поиск донорских организаций и инвесторов для проектов в сфере электронного бизнеса. Делегация Комитета Европейской экономической комиссии ООН по упрощению торговых и транспортных процедур после ознакомления с ситуацией развития электронного бизнеса в Беларуси высказала мнение о целесообразности рекомендовать Комитету ЕЭК ООН провести в Беларуси в 2002 году международный семинар по упрощению процедур торговли и определить Минск как место размещения региональной штаб-квартиры Комитета по странам Центральной и Восточной Европы на ближайшие три года.
Это далеко не полный перечень примеров заинтересованного внимания международных организаций и форумов к развитию сектора ИКТ и электронной торговли в Беларуси.
ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА "ТЕНДЕРЫ"
В соответствии с Национальной программой развития экспорта на 2000-2005 гг. (Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 г., №93) и во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 4 апреля 2001 г., № 31/205-547 о реализации проекта по обеспечению белорусских предприятий информацией о тендерах, проводимых за рубежом, и постановления Совета Министров Республики Беларусь №1819 от 17.12.01 п.28 с 1 февраля 2002 г. введена в эксплуатацию информационная система "Тендеры". Эта система разработана Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен в соответствии с Решением Комиссии по экспорту от 20.11.2000 г. (протокол № 3) в целях оказания информационной поддержки органам государственного управления в проведении государственных закупок, предприятиям в их деятельности по увеличению объемов экспорта белорусских товаров и услуг (www.icetrade.by).
ИС "Тендеры" является составной частью проекта межгосударственного центра электронной торговли (МЦЭТ - www.etp2000com) и предназначена для оперативного предоставления органам государственного управления, юридическим лицам информации о тендерах и конкурсных торгах, проводимых в регионах Российской Федерации, странах СНГ и зарубежья путем анализа информационных ресурсов Интернета, периодических изданий и других систем.
В ИС "Тендеры" систематизируется информация из специализированных бюллетеней, из отчетов торговых представителей за рубежом, а также проводится автоматический обзор свыше 600 сайтов в мировом интернет-пространстве, что позволит (при выходе на полный режим) ежесуточно отслеживать информацию о более чем 5000 тендерах и конкурсных торгах, проводимых в различных государствах. Специальная группа контент-анализа осуществляет обработку, перевод на русский язык и редактирование этой информации для ее адресного направления заинтересованным юридическим лицам и органам государственного управления и контроля.
Для проведения внутренних тендеров и конкурсных торгов в системе предусмотрена возможность размещения полной информации о тендере и сбор предложений от заинтересованных предприятий с указанием предлагаемых продукции, товаров и услуг на электронной торговой площадке.
Одновременно с информированием о тендерах и конкурсных торгах можно использовать возможности портала www.icetrade.by для представления информации о предприятии, его продукции и услугах, для создания электронной торговой площадки в Интернете (инструкция о регистрации и размещении информации представлена на сайте). Эти мероприятия позволяют существенно (в 10-20 раз) сэкономить затраты на информирование о деятельности предприятия, на рекламу продукции и услуг. Использование информации, предоставляемой Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ), поможет осуществлять эффективный маркетинг, формировать ценовую политику.
Решение этих вопросов позволит существенно повысить информативность web-сайта ("все о тендерах и в одном месте") и оперативность доведения информации о тендерах и государственных закупках до предприятий, организаций и заинтересованных лиц. Будут созданы необходимые предпосылки защиты интересов отечественных товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках путем обеспечения состязательности поступающих предложений по закупкам, их открытости и возможности общественного контроля.
Уникальность проекта состоит в том, что массовое внедрение в хозяйственную и социальную сферы государства инструментов электронной торговли будет обеспечено единой методологией на основе типовых системно-технических решений. Причем, одновременно в национальном масштабе будет формироваться информационный ресурс по торговле и внешнеэкономической деятельности, включая единые регистры предприятий, продукции, услуг, нормативно-справочную информацию, общепринятые формы и регламенты электронного документооборота, удостоверяющие центры для использования электронной цифровой подписи, национальные стандарты, используемые в электронных платежных системах. Параллельно будут формироваться механизмы изучения интересов делового сообщества в этой сфере.
В настоящее время НЦМиКЦ совместно с компаниями "Белхард", "Международный деловой альянс" (IВА), "Деловая сеть", "Белсофт", c Центром поддержки предпринимательства Минской области и Белорусской торгово-промышленной палатой, c ООО "Центр Электронных Технологий" (г. Барановичи), компанией "Трансинформ" (г. Брест) и Витебским центром маркетинга осуществляет эксперимент по формированию и размещению на центральном портале информационных ресурсов национального масштаба для проведения тендеров и государственных закупок.
Целью этого эксперимента является поиск форм сотрудничества государственных и частных компаний - как в центре, так и областях - в целях облегчения для предприятий и организаций доступа к маркетинговой информации, обеспечения их присутствия в Сети.
Предусмотрено снижение стоимостного порога подсоединения к Интернету путем выпуска для предприятий специальных льготных интернет-карт. Кроме того, предприятиям будет оказана помощь в создании интернет-ресурса и размещении этого ресурса на портале МЦЭТ.
Эксперимент рассчитан на проведение в течение первого полугодия 2002 года. После проведения эксперимента в масштабе Минской, Брестской и Витебской областей можно будет говорить о создании на базе "ИС - тендеры" первой очереди центрального правительственного портала по вопросам внешнеэкономической деятельности и торговли. Этот портал позволит объединить как новые, так и уже существующие в Интернете государственные сервисы и информацию. Начнется реализация проекта "Электронное правительство".
В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь в первом квартале 2002 года Минторгом совместно с Минэкономики и Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен будет проведена конференция по вопросам использования информационных технологий при проведении тендеров и государственных закупок.
Справки, замечания и предложения можно направлять в НЦМиКЦ по факсу (017) 206-34-77, 206-34-78, 223-91-29, 226-67-58 или электронной почте ncm@icetrade.by.Подготовила Светлана ГЛАЗКОВА
С сообщением "Об информационных системах тендеров и госзакупок" выступил директор Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен при Министерстве иностранных дел, президент Международного общественного объединения по содействию электронной торговле, профессор Борис Паньшин.
Как и во всем мире, в Республике Беларусь идет напряженный поиск путей развития экономики в условиях растущей конкуренции. Сегодня в Европе на одну фирму-покупателя приходится более 20 фирм-поставщиков. Продавая на мировых рынках свою продукцию и свой труд, мы продаем и часть своей жизни. Поэтому продавать и покупать мы должны разумно и эффективно.
Строительство, как никакая другая отрасль хозяйства, характеризуется зависимостью от состояния конъюнктуры и перспектив рынка. С другой стороны, в экономике Беларуси строительство играет значительную роль как одна из "точек" экономического роста, как отрасль хозяйства, в которой занято более 10% населения, и как важнейший участник экспорта республики. В последнее время наряду с экспортом стройматериалов наблюдается увеличение экспорта белорусских подрядных услуг строительства. Согласно "Правилам заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда", заключению договоров должно предшествовать проведение торгов.
От массового развития практики подрядных торгов зависит формирование конкурентной среды, конкурентоспособность белорусских строителей на отечественном и зарубежных рынках подрядных работ. Это положение сегодня входит в число важнейших приоритетов Министерства архитектуры и строительства РБ, всей отрасли. С утверждением в декабре 1999 года новой редакции "Положения о порядке организации и проведении торгов в строительстве" отрасль получила хорошую законодательную базу европейского уровня для тендерных конкурсов, однако серьезным препятствием для их широкого внедрения в будни строительства является отсутствие доступной информации о торгах.
Как известно, международные торги (тендеры) - это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку, предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов (по ценам и другим коммерческим и техническим условиям).
Ежемесячно в мире проводятся тысячи тендеров. К примеру, государственные закупки товаров только в странах ЕС составляют 11 % всего ВНП и составляют примерно 720 млрд евро в год. В результате закупок товаров в рамках проектов, финансируемых Всемирным банком, присуждается около 20 000-30 000 контрактов общей стоимостью около 20 млрд долларов США. Объем поставок, осуществляемых подразделениями ООН, составляет 3,5 млрд долл. США.
В соответствии с мировой практикой цель закупок товаров и услуг на тендерной основе состоит в следующем:
- либерализация и расширение международной торговли путем установления прозрачной, объективной и открытой практики закупок;
- обеспечение экономии денежных средств и повышение эффективности закупок;
- предоставление поставщикам из развитых и развивающихся стран равных возможностей в честном соревновании на международном рынке.
За рубежом размещение информации о проводимых закупках на тендерной основе в сети Интернет - уже давно обычная практика. Существуют веб-сайты ООН, Европейского Союза ежемесячного издания.
В Украине подобный сайт представляет собой информационно-аналитический бюллетень "Вестник государственных закупок", в России существует сайт по государственным торгам, в Эстонии и Польше действуют офисы государственных закупок.
Для Республики Беларусь как экспортно-ориентированного государства создание такой системы является насущной проблемой. Ежегодно предприятия республики заключают свыше 200 тыс. внешнеторговых контрактов.
Недавнее Постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении мероприятий по созданию условий развития экспорта Республики Беларусь на 2002 год" №1819 от 17.12.01 содержит свыше 10 ключевых пунктов по использованию информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли.
К этому перечню следует отнести и Постановление Совета Министров о формировании информационных ресурсов на базе системы Телеинтернет и использовании этих ресурсов для развития электронной торговли.
Отсюда следует, что главной особенностью нового этапа применения информационных технологий в народном хозяйстве является организация взаимодействия различных информационных систем на основе общей правовой базы и государственных установок по максимальному использованию экспортного потенциала республики. Это значит, что представляемая на сайтах коммерческая информация должна быть систематизирована, соответствовать международным стандартам, регулярно обновляться и быть не только на русском языке.
Многие государственные и частные компании имеют собственные сайты или интернет-страницы (по республике их более 4500, из них более 1600 информируют о товарах и услугах). Информацию выставлять научились, теперь задача стоит в том, чтобы ее эффективно использовать. Поэтому важно создать информационную систему по принципу "все о тендерах в одном месте".
Дело это очень перспективное. Несмотря на все возрастающее количество проблем в экономиках всех стран, один сектор тем не менее всегда демонстрирует оптимизм - это сектор информационных технологий.
Разработанная Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен в соответствии с Национальной программой развития экспорта на 2000-2005 гг. (Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 г., № 93) информационная система "Тендеры" является реальным решением проблем обеспечения юридических лиц информацией о зарубежных тендерах и конкурсных торгах.
С 1-го февраля 2002 года система "Тендеры", согласно решению Межведомственного Совета по развитию экспорта, введена в опытную эксплуатацию.
Работа с ней позволит предприятиям упростить поиск информации о тендерах и торгах, проводимых в стране и за рубежом, получать эту и сопутствующую информацию практически в день объявления торгов, осуществлять эффективный маркетинг продукции и услуг.
Информационная система "Тендеры", являясь составной частью Межгосударственного центра электронной торговли (МЦЭТ), обеспечит возможность разместить в базе данных "Белорусские экспортеры" визитную карточку предприятия, электронную экспозицию изготавливаемой продукции, предложения по сотрудничеству.
Сопутствующая информация (цены, условия торговли и доставки, результаты торгов, актуальная аналитика по государственным закупкам, изменения в нормативно-правовой базе и т.д.), поступающая из зарубежных информационных сетей и агентств, а также загранучреждений МИД, позволит оптимизировать затраты по продвижению продукции на внешние рынки.
Можно сказать, что проекты ИС "Тендеры" и МЦЭТ являются символом участия государства в развитии сектора информационно-коммуникационных технологий. Развивая электронные государственные закупки, государство выигрывает экономически, сокращая свои расходы на закупки на 12-20 %, выигрывает политически, делая свои расходы понятными, прозрачными, контролируемыми, выигрывает стратегически, создавая инфраструктуру для электронного правительства, ускоряя свое движение в информационное общество.
Именно система государственных электронных закупок является началом работ по развертыванию полноценного присутствия центральных и региональных органов в Сети. Государство становится одним из ведущих игроков на рынке информационно-коммуникационных технологий.
Полномасштабное внедрение информационной системы "Тендеры" позволит обеспечить централизацию управления процессами проведения тендеров и госзакупок в увязке с другими элементами бюджетного процесса. Важное значение имеет также формирование обоснованных цен и обеспечение открытости торгов, достигаемые при использовании ИС "Тендеры" в проведении внутренних тендеров и защите интересов отечественных товаропроизводителей за рубежом. Это повысит конкурентоспособность продукции белорусских предприятий.
Предполагается, что систему "Тендеры" в первую очередь начнут использовать соответствующие структуры Минсельхозпрода, Минздрава, МВД, Минобороны, Управления делами Президента, БелЖД, Минобразования, Государственного казначейства, Комитета государственного контроля.
Несмотря на то, что участие Минстройархитектуры и подотчетных ему структур в этом проекте могло бы принести огромную пользу всем участникам инвестиционного процесса, и строителям не в последнюю очередь, о нем пока ничего не известно. Кроме прочего, министерство могло бы присоединится к этому почину своими уже сформированными электронными банками данных, например, Банком данных по конъюнктуре рынка подрядных работ, созданном НИАП "Стройэкономика", или второй очередью единой компьютерной системы Госстройнадзора, суммирующей анализ уровня качества строительно-монтажных работ подрядных организаций.
Единая программно-технологическая платформа на основе официального сайта позволит оптимизировать затраты по информационной поддержке продвижения продукции белорусских предприятий на внешние товарные рынки, сочетая необходимый вид доступа и обслуживания.
Национальный официальный сайт также существенно расширяет возможности выхода зарубежных фирм с запросами, предложениями к белорусским партнерам.
Твердо обозначенная поддержка государством сектора информационно-коммуникационных технологий и электронной торговли не осталась незамеченной ни крупнейшими белорусскими компьютерными фирмами, ни международными организациями. Электронная коммерция в Беларуси растет, будет расти достаточно быстрыми темпами в комплексе с использованием международного опыта по упрощению процедур торговли, что является составной частью по подготовке вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию.
Реакцией на это развитие явилось то, что Всемирный банк совместно с Представительством ПРООН поддержал заявку на грант на исследование рынка ИКТ в Беларуси, которую по предложению ПРООН подготовил Государственный комитет по науке при Совете Министров совместно с частными и общественными организациями. Представительство проекта Глобальная инициатива по политике Интернета "GIPI" осуществляет активный поиск донорских организаций и инвесторов для проектов в сфере электронного бизнеса. Делегация Комитета Европейской экономической комиссии ООН по упрощению торговых и транспортных процедур после ознакомления с ситуацией развития электронного бизнеса в Беларуси высказала мнение о целесообразности рекомендовать Комитету ЕЭК ООН провести в Беларуси в 2002 году международный семинар по упрощению процедур торговли и определить Минск как место размещения региональной штаб-квартиры Комитета по странам Центральной и Восточной Европы на ближайшие три года.
Это далеко не полный перечень примеров заинтересованного внимания международных организаций и форумов к развитию сектора ИКТ и электронной торговли в Беларуси.
ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА "ТЕНДЕРЫ"
В соответствии с Национальной программой развития экспорта на 2000-2005 гг. (Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 г., №93) и во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 4 апреля 2001 г., № 31/205-547 о реализации проекта по обеспечению белорусских предприятий информацией о тендерах, проводимых за рубежом, и постановления Совета Министров Республики Беларусь №1819 от 17.12.01 п.28 с 1 февраля 2002 г. введена в эксплуатацию информационная система "Тендеры". Эта система разработана Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен в соответствии с Решением Комиссии по экспорту от 20.11.2000 г. (протокол № 3) в целях оказания информационной поддержки органам государственного управления в проведении государственных закупок, предприятиям в их деятельности по увеличению объемов экспорта белорусских товаров и услуг (www.icetrade.by).
ИС "Тендеры" является составной частью проекта межгосударственного центра электронной торговли (МЦЭТ - www.etp2000com) и предназначена для оперативного предоставления органам государственного управления, юридическим лицам информации о тендерах и конкурсных торгах, проводимых в регионах Российской Федерации, странах СНГ и зарубежья путем анализа информационных ресурсов Интернета, периодических изданий и других систем.
В ИС "Тендеры" систематизируется информация из специализированных бюллетеней, из отчетов торговых представителей за рубежом, а также проводится автоматический обзор свыше 600 сайтов в мировом интернет-пространстве, что позволит (при выходе на полный режим) ежесуточно отслеживать информацию о более чем 5000 тендерах и конкурсных торгах, проводимых в различных государствах. Специальная группа контент-анализа осуществляет обработку, перевод на русский язык и редактирование этой информации для ее адресного направления заинтересованным юридическим лицам и органам государственного управления и контроля.
Для проведения внутренних тендеров и конкурсных торгов в системе предусмотрена возможность размещения полной информации о тендере и сбор предложений от заинтересованных предприятий с указанием предлагаемых продукции, товаров и услуг на электронной торговой площадке.
Одновременно с информированием о тендерах и конкурсных торгах можно использовать возможности портала www.icetrade.by для представления информации о предприятии, его продукции и услугах, для создания электронной торговой площадки в Интернете (инструкция о регистрации и размещении информации представлена на сайте). Эти мероприятия позволяют существенно (в 10-20 раз) сэкономить затраты на информирование о деятельности предприятия, на рекламу продукции и услуг. Использование информации, предоставляемой Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ), поможет осуществлять эффективный маркетинг, формировать ценовую политику.
Решение этих вопросов позволит существенно повысить информативность web-сайта ("все о тендерах и в одном месте") и оперативность доведения информации о тендерах и государственных закупках до предприятий, организаций и заинтересованных лиц. Будут созданы необходимые предпосылки защиты интересов отечественных товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках путем обеспечения состязательности поступающих предложений по закупкам, их открытости и возможности общественного контроля.
Уникальность проекта состоит в том, что массовое внедрение в хозяйственную и социальную сферы государства инструментов электронной торговли будет обеспечено единой методологией на основе типовых системно-технических решений. Причем, одновременно в национальном масштабе будет формироваться информационный ресурс по торговле и внешнеэкономической деятельности, включая единые регистры предприятий, продукции, услуг, нормативно-справочную информацию, общепринятые формы и регламенты электронного документооборота, удостоверяющие центры для использования электронной цифровой подписи, национальные стандарты, используемые в электронных платежных системах. Параллельно будут формироваться механизмы изучения интересов делового сообщества в этой сфере.
В настоящее время НЦМиКЦ совместно с компаниями "Белхард", "Международный деловой альянс" (IВА), "Деловая сеть", "Белсофт", c Центром поддержки предпринимательства Минской области и Белорусской торгово-промышленной палатой, c ООО "Центр Электронных Технологий" (г. Барановичи), компанией "Трансинформ" (г. Брест) и Витебским центром маркетинга осуществляет эксперимент по формированию и размещению на центральном портале информационных ресурсов национального масштаба для проведения тендеров и государственных закупок.
Целью этого эксперимента является поиск форм сотрудничества государственных и частных компаний - как в центре, так и областях - в целях облегчения для предприятий и организаций доступа к маркетинговой информации, обеспечения их присутствия в Сети.
Предусмотрено снижение стоимостного порога подсоединения к Интернету путем выпуска для предприятий специальных льготных интернет-карт. Кроме того, предприятиям будет оказана помощь в создании интернет-ресурса и размещении этого ресурса на портале МЦЭТ.
Эксперимент рассчитан на проведение в течение первого полугодия 2002 года. После проведения эксперимента в масштабе Минской, Брестской и Витебской областей можно будет говорить о создании на базе "ИС - тендеры" первой очереди центрального правительственного портала по вопросам внешнеэкономической деятельности и торговли. Этот портал позволит объединить как новые, так и уже существующие в Интернете государственные сервисы и информацию. Начнется реализация проекта "Электронное правительство".
В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь в первом квартале 2002 года Минторгом совместно с Минэкономики и Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен будет проведена конференция по вопросам использования информационных технологий при проведении тендеров и государственных закупок.
Справки, замечания и предложения можно направлять в НЦМиКЦ по факсу (017) 206-34-77, 206-34-78, 223-91-29, 226-67-58 или электронной почте ncm@icetrade.by.Подготовила Светлана ГЛАЗКОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2002 год в рубрике менеджмент