Коллизии служебного жилья

На практике при предоставлении служебного жилья работникам предприятий, организаций и учреждений нередко возникают спорные вопросы. Например, должен ли осуществляться специальный учет граждан, нуждающихся в получении такого жилья? Как определить очередность на предоставление служебных жилых помещений? Кто из проживающих в служебных квартирах имеет преимущественное право на получение в пользование большего по размеру служебного жилого помещения?

Действующее жилищное законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих порядок учета граждан (принятие на учет, снятие с учета, перенос или изменение очередности), желающих получить служебное жилье. Согласно п.33 Правил учета граждан, нуждающихся и улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь (утверждены постановлением Совета Министров от 22 сентября 1999 года № 1468, изменения и дополнения внесены постановлением от 30 июня 2000 года № 988) служебные жилые помещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений по решению администрации организации, в ведении которой находятся эти помещения.

Из п. 25 указанных Правил следует, что предоставление служебных жилых помещений гражданам не связывается с обязательным их нахождением на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и соблюдением очередности исходя из времени принятия на учет. В то же время в п. 34 Правил предусмотрено, что первоочередное право на получение служебного жилья имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данные положения Правил полностью соответствуют требованиям статей 91 и 94 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

При решении вопросов, связанных с предоставлением служебного жилья, необходимо учитывать, что служебные жилые помещения предназначены для заселения определенной категорией граждан, которые по характеру своих трудовых обязанностей должны проживать по месту работы или вблизи от нее.

Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, согласно ст. 92 ЖК устанавливается Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь. Например, постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1995 года № 292 утвержден перечень категорий работников жилищно-коммунального хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения. В него, в частности, включены категории работников, специфика трудовых обязанностей которых требует близкого расположения места жительства от места работы. Среди них: диспетчер, слесарь-сантехник, электрогазосварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; дворник, уборщик территорий, уборщик мусоропроводов, рабочий по комплексной уборке и содержанию домовладений и др.

Правовой режим служебных жилых помещений отличается от правового режима обычных жилых помещений государственного жилищного фонда. Особое назначение служебного жилья определяют и соответствующие ограничения жилищных прав проживающих в нем граждан.

Эти помещения предоставляются гражданам не в бессрочное пользование, а на время выполнения работы, в связи с которой они предоставлены. Наниматель служебного жилого помещения не вправе сдать его в поднаем, обменять, разделить или приватизировать. Договор найма служебного жилого помещения не может быть переоформлен на другого члена семьи и т.д.

Работники, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежат выселению в установленном порядке из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними гражданами без предоставления другого жилого помещения, кроме случаев, предусмотренных Жилищным кодексом и другими актами законодательства.

Специфичность регламентированных нормами законодательства правоотношений, имеющих место при предоставлении и использовании служебного жилья, позволяет сделать вывод о том, что функция такого жилья сводится прежде всего к обеспечению производственных нужд предприятия, учреждения, организации и нормальной их деятельности, а не только к улучшению жилищных условий граждан.

В связи с этим решение вопроса об улучшении жилищных условий работникам как не имеющим в постоянном пользовании жилых помещений, так и уже проживающим в служебных жилых помещениях (путем предоставления им служебного жилья большего размера или с большим количеством комнат) находится в исключительной компетенции администрации предприятия, учреждения, организации и должно рассматриваться как средство обеспечения надлежащего выполнения работниками своих трудовых обязанностей.

Необходимо также отметить недостаточную правовую урегулированность вопросов, связанных с предоставлением и пользованием служебными жилыми помещениями в домах колхозов и совхозов. Дело в том, что в соответствии с ранее принятыми законодательными актами Союза ССР и Белорусской ССР практически все жилье в домах колхозов и совхозов было отнесено к разряду служебного.

Так, на основании п. 24 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. № 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" в домах совхозов все жилые помещения, независимо от времени их заселения, считались служебными.

В домах, принадлежащих колхозам, включение жилых помещений в число служебных и установление перечня категорий работников, которым могли предоставляться такие помещения, согласно ст.119 прежнего Жилищного кодекса (действовал до 1 июля 1999 г.) производилось по решению общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных), утверждаемому исполкомом районного, городского, районного в городе Совета депутатов.

Далее. В соответствии с Порядком использования жилых домов (квартир), построенных в сельской местности (утвержден постановлением Совета Министров от 19 мая 1998 г. № 788 во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 3 марта 1998 г. № 98), жилые помещения, построенные колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями в сельской местности за счет льготных кредитов, предоставленных Белагропромбанком, а также за счет собственных средств этих колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий по решению соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа включаются в число служебных.

При наличии таких условий, когда практически все жилые помещения колхозов и совхозов являются служебным, вряд ли является оправданным (с точки зрения соблюдения конституционных прав граждан на жилище) введение ограничений как при предоставлении таких помещений (очередность, норма площади жилого помещения и др.). так и при пользовании ими (обмен, раздел, приватизация и др.).

Кроме того, существует и еще одна коллизия в законодательстве. В новом Жилищном кодексе (введен в действие с 1 июля 1999 г.) отсутствует такой вид жилищного фонда, как "общественный жилищный фонд", к которому по классификации ранее действовавшего ЖК относились дома колхозов и других кооперативных организаций, их объединений, профсоюзных и иных общественных организаций. В действующем ЖК нормы, регулирующие вопросы предоставления служебных жилых помещений, содержатся в главе 5 "Государственный жилищный фонд". В то же время в главе 6 "Частный жилищный фонд", к которому по новой классификации относятся дома юридических лиц негосударственной формы собственности (в том числе и колхозов), не предусмотрена возможность отнесения жилых помещений, построенных колхозами, к числу служебных.

Надо полагать, что указанные противоречия могут быть разрешены при доработке новой редакции действующего Жилищного кодекса, которая уже принята в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2002 год в рубрике недвижимость

©1995-2022 Строительство и недвижимость