Итоги работы дорожной отрасли Беларуси в 2001 году

Общие итоги

Географическое положение Беларуси предопределило ее роль как транзитной державы. Автодороги страны являются одним из важнейших элементов европейской транспортной системы. Вместе с тем дорожное хозяйство представляет собой одну из важнейших отраслей белорусской экономики.

Протяженность сети автодорог общего пользования составляет 75 тыс. км, из них дорог республиканского значения - 15 тыс. км. Протяженность сети местных дорог за последние 33 года возросла на 23 тыс. км (в том числе в 2001 г. - на 1 тыс. км) и в настоящее время составляет 60 тыс. км.

В течение 2001 г. деятельность дорожных организаций страны была нацелена на выполнение государственной программы "Дороги Беларуси".

Выполнен капитальный и средний ремонт 5750 км дорог, в том числе 2643 км дорог республиканского значения. Отремонтировано 6718 погонных метров мостов.

Реконструировано и введено в эксплуатацию 100 км дорог, в том числе 27 км республиканских и 73 км местных дорог.

В условиях ограниченного финансирования дорожно-эксплуатационные организации не допустили ухудшения транспортно-эксплуатационного состояния дорог и уровня их содержания в безопасном для движения состоянии. Показатель степени дефектности республиканских дорог по сравнению с уровнем 2000 г. снизился на 2,3 пункта и составил 28,6, что обеспечивает безопасность движения.

Вместе с тем из-за постоянных недоремонтов техническое состояние дорог оставляет желать лучшего.

Одним из основных показателей, характеризующих состояние автодорог, является их ровность. В настоящее время колейность глубиной 15 мм и более зафиксирована на проезжей части 3 тыс. км республиканских дорог. (В том числе колейность глубиной более 30 мм - на проезжей части 1,2 тыс. км дорог этой категории.) Имеются участки дорог с недостаточной прочностью дорожной одежды.

На дорогах общего пользования из 5000 мостов не соответствует нормативным требованиям 2171 мост, что существенно снижает безопасность проезда большегрузного автотранспорта.

Продолжалось совершенствование системы маршрутного ориентироваия и информирования водителей о направлениях движения. В 2001 г. было установлено около 3000 знаков маршрутного ориентирования, выполнена разметка проезжей части 13,5 тыс. км дорог.

Департаментом "Белавтодор" успешно реализуется Концепция модернизации технологической связи в дорожном хозяйстве, которая до настоящего времени не была объединена в единую систему. В ближайшее время будет поэтапно создана система, обеспечивающая постоянную и устойчивую связь основных подвижных дорожных механизмов с линейными дорожными дистанциями, дорожно-эксплуатационными участками, департаментом и министерством, а также обеспечена возможность отслеживать состояние покрытий республиканских автодорог.

Дорожный сервис

Дорожными организациями проводится работа по реализации схемы развития дорожного сервиса на магистралях страны. За 2001 г. на магистралях введены в эксплуатацию 3 АЗС, построена 51 и отремонтировано 186 автобусных остановок, построено и реконструировано 16 площадок отдыха, построено 58 и отремонтировано 770 автопавильонов. Развитие объектов придорожного сервиса и в дальнейшем планируется осуществлять за счет привлечения финансовых средств частных инвесторов.

Организационное развитие

Продолжается организационное развитие предприятий дорог Беларуси. Создана устойчивая система управления дорогами на всех уровнях. Разделены функции заказчика и подрядчика при выполнении работ по ремонту и содержанию дорог. Усилены функции заказчика. Автодоры управляют республиканскими дорогами, осуществляют их содержание по линейному принципу и одновременно являются представителями дорог в областях, выполняют функции контроля содержания местных дорог.

Благодаря реализации системы организационного развития и управления республиканскими дорогами сокращается привлечение мощностей облдорстроев на ремонт и содержание республиканских дорог, что дает облдорстроям возможность в полной мере приступить к содержанию местных дорог. (Сегодня более 10% местных дорог не имеет твердого покрытия. В основном это подъезды к сельским населенным пунктам, которые были включены в сеть местных дорог из числа сельскохозяйственных.)

Для реализации задачи обеспечения к 2005 г. бесперебойного проезда ко всем сельским населенным пунктам Беларуси в первую очередь необходимо наладить надлежащий учет подъездных путей и круглогодичное их содержание, регулярно выполняя неотложные работы.

Безопасность движения

В 2001 г. на автодорогах общего пользования совершено 2710 ДТП, в которых погибло 997 и было ранено 2809 человек. Из-за сокращения пригородных автобусных маршрутов значительно увеличилось число пешеходов, передвигающихся по дорогам. Это явилось причиной гибели и увечья в ДТП в 2001 г. 876 пешеходов.

Причиной 35 ДТП послужило состояние дорог, в которое они пришли в связи с погодными условиями.

Экономика дорожной отрасли

Рост объема производства промышленной продукции составил 127, 4%.

Выполнена программа импортозамещения и достигнута экономия валютных средств.

В 2001 г. в организациях дорожного хозяйства проведена определенная работа по снижению расхода ТЭР. В результате реализации годовой энергосберегающей программы показатель энергосбережения составил 14,2% при задании 7,5%.

В дорожной отрасли сложилось положительное сальдо внешнеэкономической деятельности, которое вдвое превысило сальдо 2000 г.

По итогам работы за 2001 г. рентабельность составила 6,7%, что на 1,3 пункта меньше по сравнению с 2000 г.

Финансирование отрасли

Задолженность Минфина Беларуси отрасли за 2001 г. составила 23 млрд BYR. По прошествии января 2002 г. она снизилась до 10 млрд BYR.

Задолженность по местным дорожным фондам составила 15 млрд BYR.

В течение 2001 г. дорожные организации страны были вынуждены привлекать кредиты банков под программу дорожных работ. Следует отметить, что за сумму, уплаченную в качестве процентов за кредиты, можно было бы осуществить средний ремонт 233 км автодорог.

Научно-техническая деятельность

В 2001 г. план развития науки и техники выполнялся по 114 темам научно-исследовательских, проектно-технологических, конструкторских и вычислительных работ. По программе развития стандартизации в 2001 г. продолжалась работа, направленная на совершенствование нормативно-технической базы дорожного хозяйства. Научными и проектно-технологическими организациями департамента "Белавтодор" разработано 12 нормативно-технических документов.

Значительно расширены объемы применения холодных технологий, основанных на использовании катионных битумных эмульсий. Устроено 1,3 тыс. км защитных слоев покрытий. Изготовлено более 4 тыс. т эмульсионно-минеральных смесей для ямочного ремонта. Способом холодной регенерации восстановлено более 40 км покрытий дорог местной сети. Всего в 2001 г. произведено 24 тыс. т битумной эмульсии.Пресс-служба департамента "Белавтодор"


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2002 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость