Дороги примеряют обновку

Апробирована новая технология высококачественных асфальтобетонных покрытий с использованием модифицированного битума, позволяющая строить дороги на уровне самых строгих мировых стандартов. Кто только не ругал и не ругает наши дороги. И оправданно...

А, в самом деле, почему? Почему отечественные дорожные покрытия так недолговечны, почему на них много трещин, выбоин и ям, почему они местами напоминают стиральную доску, а местами мягки. как пластилин... Специалисты-дорожники назовут не одну причину низкого качества наших дорог - и сложные климатические условия, и отклонения в технологии строительства, жесткие режимы эксплуатации.

"Но, пожалуй, основным фактором, влияющим на малые сроки службы асфальтобетонов, если говорить о шоссейных дорожных покрытиях, является низкое качество используемых битумов" - считает к.т.н. Д.С.Киселев - заместитель директора по науке Центрального научно-конструкторского бюро (ЦНКБ г. Москва).

Сегодня при строительстве дорог в верхних слоях дорожных покрытий, используется дорожный битум марки БНД, выпускаемый отечественными нефтеперегонными заводами. Но в мировой практике все шире в последние годы используется модифицированный битум, улучшенный различного вида присадками, так называемыми термоэластопластами, которые позволяют существенно повысить эксплуатационные качества покрытий.

Использование модифицированного битума в асфальтобетоне придает дорожному покрытию ряд ценных качеств: повышается его эластичность, устойчивость к температурным воздействиям и обратимым деформациям, повышается долговечность дорожного покрытия.

Однако выдержать технологический процесс модификации такого битума весьма не просто. Дело в том, что модификаторы - термоэластопласты довольно трудно растворяются в битуме, и чтобы получить требуемый материал, необходимо строгое выполнение условий смешения: процесс должен проходить при высокой температуре, при этом необходимо обеспечивать строгое соотношение и тщательное перемешивание компонентов, а получаемая смесь должна быть полностью гомогенизированной (т.е. однородной).

Осуществление такого процесса предъявляет соответственно требования и к используемому оборудованию.

В настоящее время российская промышленность не имеет стандартных установок для получения модифицированных битумов, приобретение же оборудования за рубежом требует весьма ощутимых затрат.

Специалистами ЦНКБ была разработана технология и установка получения отечественного модифицированного битума. На предприятии были проведены обширные и весьма кропотливые исследования процессов растворения полимерных материалов в битумах различных марок. Это позволило установить оптимальные соотношения в системе полимер-битум, найти рациональные режимы процесса получения дорожного материала с требуемыми характеристиками.

На основе этих исследований и была создана автоматизированная установка для получения модифицированного битума с суточной производительностью в 100 тонн и более. Установка включает 2 мощных планетарных смесителя периодического действия, а также дополнительные устройства для подачи и дозирования полимера-модификатора и специального масла-пластификатора.

Смесители работают попеременно, обеспечивая быстрое распределение частиц полимера во всем объеме смесителя (для получения однородного состава смеси). Весь процесс приготовления смеси осуществляется под контролем автоматизированной системы управления, что позволяет обслуживать установку всего одним оператором.

После окончания процесса приготовления уже готовая масса с помощью мощных насосов (а ими оборудована каждая из камер) перекачивается в хранилище.

Получаемый модифицированный битум может использоваться для изготовления асфальта, кровельных и других строительных материалов.

Сама установка довольно компактна и экономична: занимаемая площадь 70 кв.м, потребляемая мощность 100 кВт. Она выпускается в 2-х вариантах - для работы на открытом воздухе (до -5°С) и в помещении - для круглогодичной эксплуатации. При работе установки обеспечена ее полная экологическая безопасность - выбросы вредных веществ в атмосферу исключены.

Сегодня такие установки уже эксплуатируются в ряде дорожно-строительных организаций в различных регионах России.

Настоящим испытательным полигоном стали дороги ближнего и дальнего Подмосковья. Новые экспериментальные покрытия уложены на участках автомагистрали "Беларусь" (шоссе Москва-Минск 16-48 км), на участках магистралей Москва-Нижний Новгород (15-50 км) и Москва-Ростов-на-Дону (130-150 км), на ряде отрезков Каширского шоссе.

Практика их эксплуатации подтверждает - дорожные покрытия на основе модифицированного битума отвечают самым высоким требованиям мировых стандартов. Их отличает высокая эластичность, хорошая тепло- и морозостойкость (диапазон рабочих температур от -40 до +80°С), что позволяет использовать материал в различных климатических зонах, долговечность таких покрытий в 2-3 раза выше по сравнению с обычным асфальтобетоном.

Так что строить дороги и на уровне самых строгих мировых стандартов мы можем - таково мнение специалистов-дорожников.

Немаловажно и то, что при высоком качестве получаемого полимер-битума - стоимость установки относительно невысока. Она значительно ниже подобного зарубежного оборудования. При 3-сменной эксплуатации установка окупается за 2-3 месяца работы.

Новинка прошла государственную сертификацию. На основе результатов испытаний решением федерального дорожного департамента Минтранспорта РФ модифицированный битум признан обязательным к применению в верхних слоях покрытий асфальтовых смесей при строительстве магистральных автомобильных дорог в Российской Федерации.Алексей ЛАБУНСКИЙ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2002 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость