В МИРЕ

Норвежцы реабилитировали Леонардо да Винчи

В среду 31 октября в 30 километрах к югу от Осло был открыт пешеходный мост, пересекающий автостраду E18. Торжества начались вечером во вторник и продолжались на закрытом по этому случаю участке автострады всю ночь, до официального открытия моста шведской королевой Соней.
Когда с помощью вертолета и подъемных кранов было снято огромное белое полотнище, собравшиеся, несмотря на дождь и холод, зрители увидели мост, построенный по проекту Леонардо да Винчи. Это первое полномасштабное воспроизведение одного из архитектурных планов этого гения эпохи Возрождения. Правда, мост несколько короче запланированного и построен на 2 400 километров севернее, чем предполагал Леонардо.
Проект, который нынешние поклонники называют "Моной Лизой" среди мостов, Леонардо да Винчи в 1502 году разработал по заказу оттоманского султана Баязета II. Художник предложил султану простой рисунок изящного моста с огромным 240-метровым пролетом, который предлагал построить в Стамбуле через бухту Золотой Рог, разделяющую Европу и Азию.
По тем временам это был бы самый длинный в мире мост. Но султан отклонил проект как безнадежно утопичный.
Пятьсот лет спустя норвежский художник Вебджорн Сэнд вернул Леонардо да Винчи репутацию реалистичного архитектора. Сэнд увидел маленький рисунок и письмо Леонардо султану в 1996 году в Стокгольме на выставке, посвященной Леонардо-инженеру. Он был поражен красотой проекта и потратил годы, убеждая норвежское Министерство транспорта в том, что такой мост должен быть построен в Норвегии.
Наконец, чиновники согласились, но только на деревянную 100-метров версию, хотя да Винчи предполагал построить каменный мост. Сэнд и компания "Selberg Arkitektkontor" разработали необходимую документацию.
Как большинство работ Леонардо да Винчи, этот проект оказался гармоничным сочетанием функциональности и эстетики. Его элегантность очевидна даже в миниверсии. Мост выглядит удивительно футуристичным и не похож на старинный проект. Очевидно, гении работают с вечными формами, которые никогда не выходят из моды.
Мост, по которому пешеходы фактически будут переходить через улицу, поддерживают три светлые параллельные арки из клееной сосны. Этот материал широко используется в Норвегии, из него сделаны многие объекты, построенные к зимним Олимпийским играм 1994 года в Лиллихамере. Кроме того, использована нержавеющая сталь и тиковое дерево.
Принцип сдавленной дуги, который лежит в основе конструкции, позволяет распределить арочную нагрузку на расширяющиеся основания арок. Леонардо придумал это за 300 лет до того, как этот принцип стал общепринятым.
Теперь администрация общественных дорог Норвегии предполагает построить помимо деревянного еще и каменный мост, как и задумывал автор. И если мост из слоистой древесины, построенный фирмой "Moelven Laminated", известной разработкой инновационного "корабля викингов" — ледовой арены зимних Олимпийских игр в Норвегии, обошлась в 466 000 долларов, то версия в камне будет стоить в три раза больше. Каменный мост будет строиться из норвежского гранита, добываемого в каменоломнях Иде Фьорда. Гранитный мост стал бы памятником не только техническому гению Леонардо, но и современному дорожному строительству Норвегии. Вебджорн Сэнд мечтает построить такой мост на каждом из континентов.
По случаю открытия легендарного моста Леонардо британская "Guardian" опубликовала список десяти лучших зданий, которые пока "остаются только мечтой... или кошмаром". Среди нереализованных шедевров:
— небоскреб с ядерными лифтами, который планировал построить в Чикаго Фрэнк Ллойд Райт и который должен был быть в четыре раза выше, чем знаменитая "Sears Tower";
— "Большая Модель" Кристофера Рена, которую в 1675 году англиканские церковники посчитали слишком итальянской, то есть католической;
— транспортное пересечение Хаммерсмит в западном Лондоне, за которое Нормана Фостера в 1979 году называли поклонником американской постмодернистской халтуры;
— памятник Исааку Ньютону, разработанный в 1784 г. архитектором-мегаломаном Этьеном Булле;
— придуманный в 1937 году Альбертом Шпеером берлинский "Гроссехалле", где 180 000 ликующих нацистов должны были оргией отпраздновать запланированную на 1948 год победу;
— венецианский госпиталь-последний проект 1965 года Ле Корбюзье;
— офисная башня Миса ван дер Роэ в лондонском сити;
— конкурирующий с Эйфелевой башней парижский комплекс "Тур сен Фэ" Жана Нувеля, спроектированный в 1989 году;
— московский Дворец Советов 1931 года со стометровой статуей Ленина;
— британская "Вальгалла" 1880-ых — готический мемориал погибшим героям.

Японцы изобрели новый строительный материал
Основой нового строительного материала, о разработке которого объявили 29 октября компания "Sanei" и профессор фармацевтики Кикуо Ойкава, стал порошок древесного угля, нагреваемый до определенных температур. Он способен нейтрализовать запахи и ядовитые химические вещества, которые выделяются из других строительных материалов и становятся причиной так называемого "синдрома больных зданий" — в них человеку вредно жить и работать.

Эксперты решают судьбу небоскребов
На прошлой неделе в Лондоне собралась группа из шестнадцати наиболее авторитетных инженеров, которые должны будут разработать своеобразный кодекс безопасности для высотных зданий. В группу входят эксперты из Великобритании, Северной Америки, Австралии и Гонконга. Три главные области исследования — пожаростойкость зданий, способы эвакуации из них и меры, ограничивающие прогрессирующий крах зданий.
Специалисты должны решить, какими будут специальные требования пожарной безопасности для зданий выше 30 метров. В частности, они должны предложить меры, которые могут быть приняты в случае углеводородного пожара, когда горит авиационное топливо.
Эксперты рассмотрят возможности эвакуации из высотных зданий в лифтах, что до сих пор было запрещено. Что касается прогрессирующего краха зданий или эффекта домино, когда разрушение одного этажа влечет за собой разрушения последующих, то эта проблема изучалась и до событий 11 сентября. Но теперь, когда она стала особенно актуальной, экспертная группа должна рассмотреть и принять во внимание лучшую мировую практику. Группа надеется предоставить свои рекомендации в ближайшие месяцы.

В Шотландии продан дом с самым узким в мире фасадом

Этот дом в Миллпорте (на фото справа) на северном побережье Эйшира купившее его семейство из Эссекса планирует использовать в качестве загородного дома. Он называется "Клин", потому что похож на клин сыра, ширина его фасада составляет 1,19 метра. Прежние владельцы Джордж и Джун Эллисон в мае этого года выставили дом на продажу за 27 000 фунтов.
Когда они купили этот дом двадцать лет назад, они не осознавали его рекордного потенциала. Но знакомый архитектор прочитал в газете о конкурсе на самый узкий в Англии дом и предложил Эллисонам измерить их собственность. В результате пара получила место в Книге рекордов Гиннеса. Длина дома 6,7 метра, ширина в самом широком месте — 3,35 метра. На первом этаже расположена маленькая прихожая, комната-студия и гостиная-кухня. На втором — ванная и спальня.

Крошечная старушка имеет большие претензии к строительному гиганту
69-летняя японка, рост которой всего лишь 137 сантиметров, выиграла процесс против ведущей строительной компании страны "Shimizu House". Окружной суд Киото постановил, что компания должна выплатить 4,66 миллиона иен на ремонт дома женщины, чье имя не называется.
Женщина сделала специальный заказ "Shi-mizu House", оплатив строительство дома, в котором она могла бы до всего достать без специальных ухищрений и посторонней помощи. Однако компания проигнорировала ее пожелания и построила дом в стандартных спецификациях. В результате женщина, сидя, ничего не видела из окна, стоя не могла заглянуть в раковину и достать до ящика в туалете, если не становилась на бак. Без суда стороны не смогли договориться. Женщина была просто разъярена, когда представители компании посоветовали ей продать дом. Она предъявила иск "Shimizu" на сумму 7,62 миллиона иен, но получила чуть больше половины этой суммы. Но женщина надеется, что ее пример вдохновит других пожилых людей бороться за свои права.

«Похороненная» вода выиграла мировой приз
Австралийские ученые удостоены престижной награды ЮНЕСКО за инновации в области управления водными ресурсами. Приз в 20 000 долларов группа австралийских исследователей получила за разработку технологий хранения воды в городах и ее повторного использования в ирригации. Это не новая концепция, но уникальным в этой работе стало качество восстанавливаемой воды.

Выбор между безопасностью и красотой
В прошлый четверг Национальная комиссия планирования Вашингтона предложила свои рекомендации по усовершенствованию мер безопасности исторических памятников в столице США. Сегодня эти меры представляют собой бетонные заборы и проволочные ограждения, блокирующие доступ к памятным местам Вашингтона. Комиссия изучила способы, которыми можно было бы поддерживать безопасность вокруг памятников, не превращая при этом город в осажденную крепость. Доклад готовился еще до 11 сентября, но затем власти закрыли еще больше улиц и памятников.
Рекомендации были разработаны представителями почти дюжины федеральных агентств, включая ЦРУ, ФБР и Конгресса США. Толстые стальные барьеры, например, можно обернуть живой изгородью, использовать такие методы организации ландшафта, как скрытые канавы, рощи, сторожки, террасы, тумбы и даже маленькие кафе, которые могли бы заменить колючую проволоку и эстетизировать среду. Группа также рекомендовала изучить предложение о строительстве под закрытой с 1995 года Авеню Пенсильвания туннеля для легкового транспорта. Все эти меры обойдутся приблизительно в 100 миллионов долларов.

Архитектура после 11 сентября
На прошлой неделе в Бильбао открылась выставка работ американского архитектора Фрэнка Гэри, посвященная четвертой годовщине открытия музея Гуггенхайма. В приветственной речи Гэри заявил, что нападение на Нью-Йорк изменило задачи архитектуры, в которой искусство стало второстепенным, а безопасность первостепенной. Люди опасаются небоскребов, поэтому архитекторы должны думать о монтаже пожарных лестниц на внешней стороне зданий и несгораемых материалах. После успеха в Бильбао Гэри разработал еще более фантастический проект музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, но теперь он сомневается, что будет ли когда-либо проект осуществлен. Редактор мадридского журнала "Architectura Viva" профессор Луис Фернандес-Галиано в среду 31 октября заявил о том, что неуверенность среди архитекторов усиливается. По его мнению, здания теперь будут "трезвее". Даже Дональд Трамп, знаменитый строитель небоскребов, теперь держит в офисе парашют.
Но не все так пессимистичны. Нью-Йоркский архитектор Питер Эйсенман утверждает, что смелые проекты по-прежнему нужны. После многолетних дискуссий в Берлине на прошлой неделе начались работы по строительству мемориала в память жертв Холокоста по проекту Эйсенмана. Президент Бундестага Вольфганг Тирзе символически пустил в ход экскаватор. Проект обойдется в 50 миллионов марок (25,5 миллиона евро). Предполагается построить 2 700 бетонных колонн высотой от 0,5 до 4,5 метра. Строительство продлится до 2004 года.

Бразильские страсти вокруг бельгийской дамбы
Около 350 человек со всей Бразилии осадили на прошлой неделе штаб-квартиру бельгийской компании "Tractebel" в Рио-де-Жанейро. Компания, по мнению протестующих, строит сомнительные электростанции. Манифестация стала частью программы бразильского движения против дамб (MAB). Демонстранты надеются убедить "Tractebel" пойти с ними на переговоры. Они утверждают, что станции, которые компания строит в различных регионах страны, плохо влияют на окружающую среду и здоровье людей. Кроме того, "Tractebel" не выплатила компенсации 200 бразильским семействами, живущим в непосредственной близости от станций.
Однако бельгийская компания гордится своей экологической политикой. Эмиссия вредных веществ на ее объектах ниже пределов, установленных Европейским Союзом, а количество радиоактивных отходов атомных электростанций сократилось с 1989 года больше чем наполовину. Новые методы сжигания, обработки, сортировки отходов, применяемые "Tractebel", позволяют их рециркуляцию. Но демонстранты не разделяют оптимизма компании. Они требуют обсуждения альтернативной модели получения энергии для Бразилии, которая отменила бы необходимость строительства больших станций.

По материалам AP, "The Guardian", "Times Newspapers", "Aftenposten", "Mainichi Shimbun", "BBC News",
"Boston Globe", "Kyodo News", "Building magazine", "The Baltimore Sun" подготовила Елена РЫБАЛТОВСКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2001 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость