Cохранение жилищных прав

Согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. При реализации этого права должно обеспечиваться конституционно гарантированное каждому гражданину одно из важнейших социально-экономических прав - право на жилище (статьи 21, 29, 48) и, в частности, сохранение жилищных прав за временно выбывшими гражданами по месту их постоянного проживания.

Вопросы, связанные с реализацией жилищных и других, связанных с ними, прав таких граждан (независимо от продолжительности отсутствия в месте постоянного проживания), как-то: сохранение права пользования жильем или права собственности на него, сохранение права пребывания на квартирном учете или постановки на такой учет, права получения жилого помещения или государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения, получения земельного участка (или сохранение выделенного) для индивидуального жилищного строительства, участия в приватизации жилых помещений, разделе, обмене их, в сделках по отчуждению жилья и многие другие, довольно часто возникают в правоприменительной практике.

Вместе с тем отсутствие специального нормативного документа, регулирующего механизмы реализации жилищных и других прав граждан, временно выбывших из места постоянного проживания, создает немало трудностей прежде всего для граждан (как нанимателей жилых помещений, так и собственников жилья) и членов их семей, так и для работников соответствующих служб, к которым они обращаются при возникновении указанных выше и подобных им вопросов.

Местом жительства гражданина по Гражданскому кодексу Республики Беларусь (ст. 19) признается тот населенный пункт, где он постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. Кодекс не содержит терминологического понятия "место постоянного жительства", что также может создать сложности в правоприменительной практике. Так, не всегда однозначно понимается положение граждан, не имеющих в постоянном пользовании по договору найма жилого помещения в доме государственного жилищного фонда и проживающих как "квартиранты" (т.е. на условиях договора поднайма в государственном жилищном фонде или найма в домах частного жилищного фонда) или в общежитии (кроме поселившихся в связи с обучением), или в служебных жилых помещениях в данном населенном пункте. Такие граждане при переезде в другой населенный пункт и проживая там опять в качестве "квартирантов", в общежитии или в служебных жилых помещениях могут считать себя временно выбывшими из этого населенного пункта, где она проживали до переезда.

Необходимость временного отсутствия граждан в месте постоянного проживания может возникнуть по различным причинами. У одних это связано со спецификой работы (члены экипажей судов, работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и другие работники, деятельность которых связана с постоянным передвижением), с командированием или выездом по своей инициативе на работу за границу и т.д.

У других выезд может быть связан с необходимостью лечения или ухода за больным родственником, проживающем в другом населенном пункте. Могут иметь место и другие жизненные обстоятельства, при которых потребуется временное отсутствие гражданина на месте постоянного проживания.

В данной публикации сделана попытка обратить внимание на необходимость соблюдения ряда действующих положений, содержащихся в различных нормативных документах, а также на пробелы и коллизии в законодательстве по вопросам регулирования отношений, связанных с реализацией прав граждан, временно отсутствующих в месте постоянного проживания, применительно как к государственному так и к частному жилищным фондам.

Государственный жилищный фонд

Жилищный кодекс 1983 года (действовал до 1.07.1999 г) предусматривал (ст. 70), что при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохранялось жилое помещение в течение 6 месяцев. Если наниматель или члены его семьи отсутствовали по уважительным причинам свыше 6 месяцев, этот срок по заявлению отсутствующих мог быть продлен наймодателем, а в случае спора - судом.

Кодекс содержал также конкретный перечень случаев, когда жилое помещение сохранялось за временно отсутствующими и на более длительный срок. Так, при призыве граждан на действительную срочную военную службу, а также призыве офицеров из запаса на действительную военную службу на срок до 3-х лет жилье за ними сохранялось в течение всего времени прохождения указанной военной службы (при пребывании на действительной военной службе в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхпрочной службы - в течение первых пяти лет пребывания на действительной военной службе).

В случае временного выезда из постоянного места жительства по условиям и характеру работы (экипажи судов, работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и т.п) либо в связи с обучением (студенты, аспиранты и т.п.) жилое помещение сохранялось в течение всего времени выполнения данной работы или обучения.

При помещении детей на воспитание в детское учреждение, к родственникам, опекуну или попечителю жилье сохранялось (если в нем оставались проживать другие члены семьи) в течение всего времени пребывания их в этом учреждении, у родственников, опекуна или попечителя.

Если граждане выезжали в связи с выполнением обязанностей опекуна или попечителя, жилое помещение за ними также сохранялось в течение всего времени выполнения этих обязанностей.

Нахождение в лечебно-профилактическом учреждении или лечебно-трудовом профилактории в другом населенном пункте также являлось основанием для сохранения жилого помещения в течение всего времени пребывания в этих учреждениях. Сохранялось жилье и в случае заключения гражданина под стражу - в течение всего времени нахождения под следствием и судом.

Во всех перечисленных случаях жилые помещения сохранялись за отсутствующими в месте постоянного проживания со дня окончания указанных сроков еще в течение 6 месяцев.

Временное отсутствие нанимателей и членов их семей не освобождало их от исполнения соответствующих обязанностей по договору найма жилого помещения и в то же время сохраняло их права, связанные с договором найма.

На время отсутствия наниматель был вправе сдать жилое помещение в поднаем либо поселить в нем временных жильцов, а также обменять жилое помещение, разделить и т.п.

Жилищное законодательство, действовавшее до 1.07.1999 г., содержало также институт бронирования жилого помещения. Занимаемые нанимателями и членами их семей жилые помещения бронировались при направлении их на работу за границу - на все время пребывания за границей, при выезде на работу в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности - на все время действия трудового договора.

Правом на бронирование жилья не пользовались лица, проживающие в общежитиях, в служебных жилых помещениях, поднаниматели и временные жильцы. На время своего отсутствия в пределах срока действия охранного свидетельства наниматель был вправе заселить забронированное жилое помещение по договору поднайма либо предоставить его временным жильцам без взимания платы за пользование помещением.

Все вышеперечисленные нормы, устанавливавшие возможность сохранения жилого помещения за временно отсутствующими гражданами в течение определенных сроков, действовали и применялись на практике до конца июня 1996 г.

В соответствии с Заключением Конституционного суда Республики Беларусь от 25.06.1996 г. №3-38/96 ст.70 Жилищного кодекса была признана несоответствующей Конституции Республики Беларусь и утратившей силу.

В Заключении суд отметил, что временное отсутствие нанимателя или членов его семьи в жилом помещении само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении этими лицами своих жилищных прав и обязанностей по договору найма и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. По мнению суда, временное отсутствие нанимателя или членов его семьи не изменяет предназначение жилого помещения и не нарушает права и законные интересы других лиц, если при этом выполняются условия договора найма жилого помещения.

В результате при разработке действующего ныне Жилищного кодекса (вступил в силу с 1.07.1999 г.) в него не были включены нормы по сохранению в течение определенных сроков жилых помещений за временно отсутствующими нанимателями и членами их семей, а также бронирование жилых помещений. Это в принципе соответствует требованиям Заключения Конституционного суда Республики Беларусь от 25.06.1996 г., но с другой стороны - налицо пробел в жилищном законодательстве в части регулирования отношений, связанных с реализацией прав нанимателей и членов их семей, временно выбывших из места постоянного проживания, независимо от срока отсутствия. Думается, что в новой редакции Жилищного кодекса должна быть предусмотрена специальная статья, устанавливающая, что за временно отсутствующими в месте постоянного жительства гражданами (независимо от срока отсутствия) сохраняется не только право пользования жилым помещением, но и другие жилищные и связанные с ними права при условии осуществления ими своих прав и выполнения своих обязанностей по договору найма жилого помещения.

Кроме того, должна быть обеспечена и полнота регулирования в соответствующих статьях новой редакции Жилищного кодекса вопросов, связанных с реализацией жилищных прав временно отсутствующих нанимателей и членов их семей.

Действующий ЖК не отличается такой полнотой. Если в ст. 65 (взимание платы за пользование жилым помещением), ст. 75 и ст.77 (обмен жилых помещений) отражены соответствующие права граждан, за которыми сохраняется право пользования жилым помещением, то в других статьях, например, в ст. 30 (права и обязанности членов семьи нанимателя), в ст.ст.3, 47, 48 (прием на квартирный учет и его сохранение), ст. 77 (обмен доли жилого помещения), ст. 85 (поднаем жилого помещения) и ряде других статей их права проигнорированы.

Такая же картина наблюдается и в действующих Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений (утверждены постановлением Совета Министров от 22.09.1999 г. №1468, изменения и дополнения внесены постановлением от 30.06.2000 г. №988). Здесь специально оговорены только некоторые права граждан, состоящих на квартирном учете по месту работы.

За ними согласно п.20 Правил сохраняется право состоять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае призыва на срочную военную службу, в том числе по контракту, а также призыва офицеров запаса на военную службу на срок до двух лет - в течение всего времени прохождения военной службы и одного года со дня окончания этого срока.

Сохраняется учет и при направлении организацией на учебу - в течение всего времени обучения.

В разделе Правил, регламентирующем порядок предоставления гражданам жилых помещений, граждане, временно выбывшие из места постоянного проживания и сохраняющие свои жилищные права, вообще не упоминаются.

Поэтому на практике не исключены, например, такие случаи, когда семье, состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется при подходе очереди жилое помещение без учета временно отсутствующего члена семьи, который на несколько лет выехал по контракту на работу за пределы республики и при этом потребовалась его выписка с места постоянного жительства.

В то же время за таким членом семьи нанимателя жилого помещения, как это следует из Заключения Конституционного суда, сохраняется право пользования жилым помещением по месту постоянного жительства (независимо от срока отсутствия), если по отношению к нему выполняются все условия договора найма жилого помещения.

Отказ в предоставлении на отсутствующего полагающейся его по закону нормируемой площади жилого помещения может быть правомерен, в частности, при условии, если по месту новой прописки ему было предоставлено в постоянное пользование другое жилое помещение.

Закон о приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь содержит норму (ст.7), согласно которой члены семьи нанимателя, а также иные лица, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право пользования жилым помещением, имеют право участвовать в приватизации этого жилого помещения. Однако порядок приватизации, установленный специальным Положением (в редакции постановления Совета Министров от 05.08.1998 г. №1236), существенно ограничивает право временно выбывших из жилого помещения (п.8) требованием о том, что они могут приватизировать жилое помещение только при возвращении на постоянное место жительства.

А если возвращение на момент подачи семьей заявления о приватизации занимаемого жилого помещения невозможно по условиям и характеру выполняемой работы и по другим обстоятельствам?

Не дает ответа на этот вопрос и Инструкция о порядке приватизации жилых помещений и нотариальном удостоверении договоров приватизации (утверждена Минюстом и Минжилкомхозом, приказ от 14.10.1998 г. №275/178).

Особый вопрос - соблюдение прав граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и общежитиях, в случае их временного отсутствия.

Ни в одном из действующих нормативных документов, регламентирующих вопросы предоставления, пользования и выселения из служебных жилых помещений и общежитий, эти права не оговорены.

Как известно, служебные жилые помещения и общежития предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений и на время их работы в организации, предоставившей служебное жилое помещение или общежитие.

Однако во время проживания в этих жилых помещениях у граждан (как тех, кому непосредственно были предоставлены жилые помещения, так и членов их семей) может возникнуть необходимость выезда из места постоянного проживания в связи, например, с призывом на военную службу, направлением на учебу, переходом на работу в государственные органы на выборную должность (при этом, в частности, за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы) и по другим обстоятельствам.

Законодательством предусмотрено, что граждане, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией по определенным основаниям, подлежат выселению из служебных жилых помещений и общежитий со всеми проживающими с ними гражданами без предоставления другого жилого помещения.

Ряд категорий граждан (проработавшие на предприятии 10 и более лет, пенсионеры, инвалиды и некоторые другие) не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения и остаются на длительное время проживать с членами своих семей в занимаемых служебных жилых помещениях и помещениях в общежитиях по причине отсутствия других свободных жилых помещений.

Сам по себе факт проживания в служебном жилом помещении и общежитии является основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и по месту жительства и постановки их на квартирный учет в местном исполнительном и распорядительном органе.

Сохраняется ли за временно выбывшим гражданином из общежития или служебного жилого помещения (когда, например, потребуется его выписка из этого жилого помещения и вообще из данного населенного пункта в связи с заключением трудового контракта в другом населенном пункте на определенный срок или работа будет связана с постоянным передвижением) право пользования занимаемым до выезда помещением, право состоять на квартирном учете (независимо от срока отсутствия), право на получение жилого помещения или получения государственной поддержки (субсидии и льготные кредиты и др.) при подходе очереди?

Не ясно, поскольку нет конкретных записей на этот счет ни в Жилищном кодексе, ни в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, ни в других нормативных документах.

Не оговорены в нормативных документах и права граждан, проживавших в общежитиях и служебных жилых помещениях, в населенных пунктах, избранных ими для постоянного проживания, в случае расторжения трудового договора с предприятием и временного выезда (с добровольным освобождением занимаемых жилых помещений) в другой населенный пункт как по условиям и характеру выполняемой работы, так и по другим обстоятельствам. Сохраняются ли за ними другие жилищные и связанные с ними права (надо полагать, что право на занимаемое ранее помещение в общежитии или служебное жилое помещение они утратили) по избранному месту постоянного жительства? Какие права у тех, кто выселен в принудительном порядке из указанных жилых помещений и вынужден искать место работы в другом населенном пункте?

Такие же вопросы можно поставить и по отношению к гражданам, проживавшим на условиях договора поднайма жилых помещений, в случае их временного выезда из населенного пункта, избранного местом постоянного проживания.

Если они в населенном пункте, где пребывали временно, не получили или не приобрели в постоянное пользование жилое помещение, то при возвращении в населенный пункт, избранный ими для постоянного проживания, они вправе претендовать на реализацию конституционно гарантированных прав на жилище.

Причем период временного отсутствия должен включаться в срок проживания в населенном пункте, избранном для постоянного проживания, при определении очередности на получение в установленном порядке жилого помещения или государственной поддержки (субсидии, льготные кредиты) при строительстве или покупке жилья.

За временно отсутствующими поднанимателями и членами их семей должно сохраняться и право пользования жилым помещением (занимаемым на условиях договора поднайма до выезда) в пределах срока действия договора поднайма, а в случае заключения договора поднайма без указания срока - в течение всего времени отсутствия в месте постоянного проживания.

Представляется также, что если временно отсутствующие граждане получили в населенном пункте, куда они выехали, жилые помещения, предназначенные для сезонного и временного проживания, или помещение (место) в общежитии либо служебное жилое помещение, а также если им предоставлено в постоянное пользование жилое помещение, на отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, то они не могут быть лишены жилищных прав по месту постоянного проживания по мотивам обеспеченности их жильем в другом населенном пункте.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на жилище, свободу передвижения и выбор места жительства, права одновременно отсутствующих граждан, проживающих или проживавших в общежитиях, служебных жилых помещениях или в качестве поднанимателей в домах государственного жилищного фонда следовало бы оговорить прежде всего в соответствующих статьях Жилищного кодекса, регулирующих вопросы предоставления, пользования и выселения из общежитий (ст., ст. 97,98), служебных жилых помещений (ст.91-96), договора поднайма жилого помещения (ст. 85-89), либо изложить их в изменяемой редакции кодекса, а также в других подзаконных нормативных актах.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2001 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость