Неприкосновенность жилища гарантируется
Право на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав, которые конституционно гарантируются каждому гражданину Республики Беларусь.
Гарантии права на жилище, предусмотренные ст. 48 конституции Республики Беларусь, по существу имеют экономический характер. В то же время он выражается в обязанностях, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам в приобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатно или по доступной для них плате. Никто не может быть произвольно лишен жилья.
В состав конституционного права на жилище входит и особая гарантия неприкосновенности жилища (ст. 29). Эта гарантия обеспечивает абсолютное личное право граждан, проживающих в жилом помещении, которое связано с их имущественным правом и означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Такие законные основания определяются специальными нормативно-правовыми документами.
Например, проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на неприкосновенность жилища, регламентируется Законом Республики Беларусь от 9.07.99 г. №289-3 "Об оперативно-розыскной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,1999 г., №57, 2/64). Такие отдельные мероприятия (речь идет об обследовании жилых помещений с целью возможного обнаружения признаков преступной деятельности, а также событий или действий, создающих угрозу национальной безопасности государства) допускаются только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается обследование жилых помещений, занимаемых гражданами, на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течении 24 часов. В течении 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора на проведение такого мероприятия.
Законом предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность органам следующих оперативных подразделений: внутренних дел и государственной безопасности; государственной охраны; внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь; органов финансовых расследований и таможенных органов; пограничных войск.
Те же, кто полагает, что работа органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привела к нарушению или ограничению их прав и свобод, могут обжаловать эти действия в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, у прокурора или в суде.
В соответствии со ст. 9 Жилищного кодекса и утвержденными приказом Минжилкомхоза №177 от 7.12.99 Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь (зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11.01.2000 г., рег. №8/2546) граждане должны обеспечивать доступ в жилые и вспомогательные помещения работников, занятых обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, для проверки технического и санитарного состояния помещений и оборудования, а также проведения ремонтных и аварийных работ. Доступ в жилые помещения также обеспечивается при проведении жилищно-эксплутационными организациями ежегодных плановых весенних (в апреле) и осенних (в октябре) обследованиях жилищного фонда. Они должны проводиться с участием представителей общественности и привлечением (при необходимости) специализированных организаций и служб. Порядок обследования состояния жилых помещений утвержден постановлением Совета Министров №1392 от 7 сентября 1999г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №70, 5/1600.)
Гарантия неприкосновенности жилища реализуется также и другими нормами законодательства, которые предоставляют гражданам право требовать признания недействительным договора найма жилого помещения в случае нарушения прав других граждан на указанное в договоре найма жилое помещение (ст. 62 ЖК), признания недействительным обмена (мены) жилых помещений (ст. 34 ЖК), выселения граждан, самоуправно занявших, скажем, квартиру. Каждый также может добиваться возмещения вреда, если противоправное вторжение в дом вызвало возникновение материального ущерба (ст. 14, 933 Гражданского кодекса РБ).
Ответственность за противоправное (прямое или косвенное) посягательство на неприкосновенность жилища установлена соответствующими нормами уголовного, административного и процессуального законодательства.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы
Гарантии права на жилище, предусмотренные ст. 48 конституции Республики Беларусь, по существу имеют экономический характер. В то же время он выражается в обязанностях, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам в приобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатно или по доступной для них плате. Никто не может быть произвольно лишен жилья.
В состав конституционного права на жилище входит и особая гарантия неприкосновенности жилища (ст. 29). Эта гарантия обеспечивает абсолютное личное право граждан, проживающих в жилом помещении, которое связано с их имущественным правом и означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Такие законные основания определяются специальными нормативно-правовыми документами.
Например, проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на неприкосновенность жилища, регламентируется Законом Республики Беларусь от 9.07.99 г. №289-3 "Об оперативно-розыскной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,1999 г., №57, 2/64). Такие отдельные мероприятия (речь идет об обследовании жилых помещений с целью возможного обнаружения признаков преступной деятельности, а также событий или действий, создающих угрозу национальной безопасности государства) допускаются только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается обследование жилых помещений, занимаемых гражданами, на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течении 24 часов. В течении 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора на проведение такого мероприятия.
Законом предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность органам следующих оперативных подразделений: внутренних дел и государственной безопасности; государственной охраны; внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь; органов финансовых расследований и таможенных органов; пограничных войск.
Те же, кто полагает, что работа органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привела к нарушению или ограничению их прав и свобод, могут обжаловать эти действия в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, у прокурора или в суде.
В соответствии со ст. 9 Жилищного кодекса и утвержденными приказом Минжилкомхоза №177 от 7.12.99 Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь (зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11.01.2000 г., рег. №8/2546) граждане должны обеспечивать доступ в жилые и вспомогательные помещения работников, занятых обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, для проверки технического и санитарного состояния помещений и оборудования, а также проведения ремонтных и аварийных работ. Доступ в жилые помещения также обеспечивается при проведении жилищно-эксплутационными организациями ежегодных плановых весенних (в апреле) и осенних (в октябре) обследованиях жилищного фонда. Они должны проводиться с участием представителей общественности и привлечением (при необходимости) специализированных организаций и служб. Порядок обследования состояния жилых помещений утвержден постановлением Совета Министров №1392 от 7 сентября 1999г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №70, 5/1600.)
Гарантия неприкосновенности жилища реализуется также и другими нормами законодательства, которые предоставляют гражданам право требовать признания недействительным договора найма жилого помещения в случае нарушения прав других граждан на указанное в договоре найма жилое помещение (ст. 62 ЖК), признания недействительным обмена (мены) жилых помещений (ст. 34 ЖК), выселения граждан, самоуправно занявших, скажем, квартиру. Каждый также может добиваться возмещения вреда, если противоправное вторжение в дом вызвало возникновение материального ущерба (ст. 14, 933 Гражданского кодекса РБ).
Ответственность за противоправное (прямое или косвенное) посягательство на неприкосновенность жилища установлена соответствующими нормами уголовного, административного и процессуального законодательства.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2001 год в рубрике недвижимость