Европейский опыт вовлечения частных компаний в государственные программы

Огромный опыт включения частных инвестиций в сферу государственных проектов и особенно в области строительства и транспортной инфраструктуры уже давно накоплен многими европейскими странами. Успех, достигнутый в этих странах, показывает, что вовлечение негосударственных компаний в создание и эксплуатацию проектов, осуществляемых государственным сектором, дает положительные результаты. Будучи реализованными, эти проекты удовлетворяют как государственные власти, так и частные агентства, а также граждан и налогоплательщиков. С другой стороны, повышение частного финансирования предоставляет, по опыту европейских стран, только краткосрочную помощь бюджету без предоставления каких-либо существенных выгод для экономики в целом. Однако нехватка финансовых средств - достаточно серьезный аргумент для привлечения частных инвестиций.

Ограниченные возможности маневрирования в республиканском и местных бюджетах делает привлечение капитала частных компаний к государственным программам первоочередной задачей.

Стоит отметить, что в Европе большое внимание уделяется исследованиям и анализу условий и примеров успешной реализации таких проектов в соседних государствах, о чем свидетельствует серьезная финансовая поддержка таких исследований со стороны правительств некоторых европейских стран.

Для осуществления того или иного проекта прежде всего оценивается его успешность. Вот основные условия обеспечения успешности проектов в Европе: общие налоговые условия, гарантирующие равные права частных и государственных компаний; гарантированность конкуренции как лучшая гарантия успешности в условиях выбора; тщательный анализ эффективности проектов, основанный на анализе будущих денежных потоков и платежей в течение всего жизненного цикла проекта; учет при анализе всех эффектов на экономику в целом; создание "центров компетенции", то есть экспертных советов, в которых принимают участие наиболее авторитетные и опытные специалисты, дающие заключение о целесообразности проекта; распределение рисков между государством и частными компаниями, обеспечивающее наименьшие затраты не только в период создания, но и эксплуатации объекта.

Едва ли не единственный, но очень важный контраргумент против активного вовлечения частных агентств - это опасения возникновения повышенных издержек, которые в конечном итоге лягут на плечи налогоплательщика. Но чтобы этого не произошло, проводится конкурс и предварительный анализ проектов. Кроме этого, соответствующие условия и ограничения оговариваются в контрактах.

Наибольшим опытом в сфере совместных государственных и частных инвестиций обладает Великобритания, затем - Нидерланды. Далее приведены примеры успешной реализации таких проектов во Франции, Испании, Италии, Португалии и Германии.

Великобритания

Отправной точкой проектов вовлечения частного сектора в государственные строительные инвестиции (PFI) было заявление Министра финансов страны осенью 1992 г. Основная идея этой инициативы - привлечение фирм-исполнителей от частного сектора, которые были бы ответственны за полный жизненный цикл строительных проектов на базе стандартизированных контрактов.

Преимущество отдавалось долгосрочным контрактам. Государство и общество получает следующие выгоды от такого подхода: сокращение государственного долга при соответствующем использовании высвободившихся средств; реализация проектов, которые в других случаях могут быть отложены; выработка дополнительных источников доходов частного сектора; передача риска частному сектору (например, при возрастании строительных издержек); использование инноваций и управленческих ноу-хау.

На сегодняшний день в Великобритании реализовано более сотни проектов PFI, которые составляют 14% полного объема государственных инвестиций (а это ни много ни мало - несколько десятков миллиардов фунтов стерлингов).

Приведем важнейшие модели подходов государственного и частного сотрудничества: проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация (DBFO); проектирование - строительство - управление - финансирование (DCMF); строительство - приобретение прав собственности - управление - передача (BOOT).

Первые проекты в Великобритании были в сфере создания транспортной инфраструктуры.

Частные фирмы должны были подать заявки на условиях DBFO. Между ними проводился конкурс. В результате победителями ряда проектов стали следующие компании (которые инвестировали в эти проекты десятки и сотни миллионов фунтов стерлингов): "Roadlink", "Yorkshire Link", RMG, "Connect", "UK Highways" и "Autolink".

Сотрудничество частного и государственного секторов в строительстве помимо создания транспортной инфраструктуры включает новые разработки, строительство и реновацию существующих зданий. Среди последних преобладают школы, правительственные здания, больницы и даже тюрьмы.

Очень серьезно правительство относится к отбору проектов. Исключаются проекты, которые очень малы или в которых нововведения не могут использоваться широко из-за небольших размеров фирмы, а значит, отсутствия необходимых финансовых средств.

Контракты заключаются в различных областях. Так, например, здравоохранение имеет комплекс контрактов для строительства и эксплуатации больниц на различные сроки.

Следует еще отметить, что обычно в секторе строительных инвестиций на практике краткосрочные контракты на 3-5 лет преобладают над долгосрочными до 25 лет.

Нидерланды

В 80-е годы проблема качества и густоты дорог была одной из важнейших проблем в этой стране. Для ее решения требовались огромные средства, которые, чтобы не создавать дефицита бюджета, принято было привлечь за счет участия в государственных программах частных компаний. Были созданы экспертные группы для разработки системы привлечения частного капитала. В результате были созданы необходимые финансовые и контрактные условия.

Наиболее яркими примерами реализации этих проектов является строительство двух тоннелей - Ноорд-тоннеля и Юкер-тоннеля.

Примечательно, что инвесторами стали банки Нидерландов, которые инвестировали в Ноорд-тоннель более 700 млн датских гульденов. Срок контракта - 30 лет. Именно в течение этого периода государство должно "выкупить" эти тоннели.

Аудиторское бюро Нидерландов проанализировало практическую сторону реализации контрактов. Анализ был разделен на следующие части: отбор подрядчиков и передача риска. Для выполнения первой части были отобраны финансово стабильные опытные фирмы и проекты.

Для Юкер-тоннеля плюс ко всему осуществлялся и серьезный ценовой отбор. Что же касается второй, то по Норд-тоннелю частное агентство взяло на себя весь риск потери в случае продления сроков строительства. По Юкер-тоннелю процентный риск был минимизирован строгим выполнением гарантированного периода строительства, оговоренным в контракте.

С середины 90-х годов в строительстве был заключен ряд арендных и лизинговых договоров. При этом одобрялись только те лизинговые контракты, для которых частное участие дешевле, чем государственное финансирование. Условия контракта не должны превышать 10 лет. Следует отметить тот факт, что 80-90% объема строений оформляется как собственность инвестора.

Франция

Во Франции могут быть выделены 2 главные модели контрактов частного финансирования.

Модель "Самоокупаемые договоры" используется в случаях, когда может быть создан новый рынок товаров или услуг (транспортных, туристических и прочих), и платежи по контракту могут быть осуществлены за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет. Например, частная компания строит здание с магазином на первом этаже. В этом случае для расчета с инвестором должны использоваться налоговые поступления от функционирования магазина.

В соответствии же с моделью МЕТР (Marche d'Enterprise de Travaux Publics) контракт рассматривается, если расходы не осуществляются по социально-политическим причинам, а государственное участие невозможно по техническим причинам.

Вознаграждение здесь выплачивается из бюджетных фондов в соответствии с условиями контракта. Контроль осуществляется с помощью заранее оговоренных качественных индикаторов.

В результате реализации частного финансирования проектов в частных руках во Франции оказались некоторые автобусные, трамвайные линии и аэропорты. Наиболее известный железнодорожный проект - Евротоннель - также финансируется из частных источников.

Плохое состояние некоторых зданий (школ, университетов, больниц) стало отправной точкой программы стоимостью в 12,3 млн франков, начатой в 1990 г.

Рефинансирование программы выполнялось ежегодными платежами соответствующих административных объединений. При этом необходимо отметить, что в определенных случаях невыполнения обязательств взыскивались штрафы. Договорные штрафы - это взыскание, если стандарты качества на постройки, текущий ремонт и иные работы, указанные в контракте, не выполняются.

Часть проектов были осуществлены с помощью лизинга.

Испания

В то время как законные основания взимания пошлин с дорожной сети были приняты в 50-х годах первая налогооблагаемая автострада была открыта в 1965 г. В 1960 г был издан закон, включающий нормы проведения реконструкции, текущего ремонта и управления автострадами.

Он создал благоприятные условия для частных компаний, имеющих соответствующую лицензию на осуществление этих работ.

Были даны гарантии обеспечения правительством необходимой финансовой помощи, исключающие риск валютного курса.

Вот что включают условия выдачи лицензии: частным капиталом являются не менее 10% инвестиций; обеспечивается строительство, ремонт и эксплуатация автострад; сроки действия лицензий не должны превышать 50 лет.

Сегодня текущее развитие строительства дорожного сектора обеспечивается привлечением частного сектора. Протяженность автострад в Испании около 7000 км, из которых порядка 2000 км облагаются дорожным сбором.

Для успешной реализации проектов была создана соответствующая общественная организация, которая преследует следующие цели: предотвращение или уменьшение пробок на дорогах; минимизация рисков; стимулирование вовлечения частного сектора в реализацию проектов дорожного строительства.

В качестве успешного привлечения частного капитала можно привести примеры строительства железнодорожной сети в районе Мадрида. Линия была введена в 1999 г. Рефинансирование имеет место за счет пользовательской платы и налоговых сборов. Следует также сказать и о таком проекте, как строительство и эксплуатация больницы, который был реализован как общественно-частное партнерство. 65% эксплуатационных расходов легли на жителей обслуживаемой территории.

Как и в других странах с федеральной структурой, частные финансируемые проекты находятся в секторе городского развития и реализуются преимущественно на региональном уровне.

Португалия

Частные финансируемые проекты были, главным образом, сосредоточены в транспортном секторе, и они поддерживаются со стороны Европейского инвестиционного банка. При отборе претендентов происходит их оценка в отношении их финансовой и экономической стабильности, также их опыта и рекомендаций.

В Португалии вся дорожная система оборудована автоматизированным комплексом пошлинной системы. Мосты и другие проезды являются налогооблагаемыми.

Первый частный финансируемый проект в транспортном секторе - это мост Васко да Гама. Управление мостом осуществлялось частным обществом Novaponte.

В дополнение к налогооблагаемым объектам государство обеспечивает реализацию шести проектов за счет дорожных сборов.

Италия

В 1965 году была основана общественная организация с целью строительства и управления автомагистралями. Сегодня она управляет 3100 км автострад, что составляет более чем 56% итальянской дорожной сети.

Первые шаги были вводом в действие магистрали Милан-Неаполь. Капитал для инвестиционных вложений был найден в виде займов, которые погашались за счет налоговых поступлений.

В секторе строительства возводятся объекты, которые финансируются частными организациями, а затем сдаются государственным организациям в аренду на срок 6-9 лет.

В октябре 1998г правительство Италии создало специальную группу для подготовки частного финансирования. Она поддерживается и контролируется властями и общественными организациями в выборе и подготовке подходящих проектов, а также в предоставлении соответствующей технической и финансовой информации инициаторам и инвесторам.

Германия

Здесь частные финансирования в строительстве играют незначительную роль.

В секторе дорожного строительства существует 27 успешно финансируемых проектов. Для ж/д линий такой проект единственный (Ingolstadt-Munich). Серьезная финансовая поддержка оказывается Европейским инвестиционным банком. В секторе строительства только федеральное правительство и муниципалитеты могут утверждать использование частного финансирования, преимущественно в форме лизинга без переноса риска. В секторе университетского строительства правительство приняло финансовую форму, которая называется "университетский строительный лизинг".

Таким образом, правительство Германии делает ставку на внедрение и использование лизинга как наиболее успешной формы сделки.

Проанализировав ситуацию в ряде европейских государств, можно сделать вывод, что частный капитал был вовлечен в различные проекты и преимущественно в транспортную инфраструктуру.

Опыт 7 европейских стран указывает на существование схожих проблем, связанных с частным финансированием. Безусловно полезен опыт данных стран наилучшего использования частных инвестиций. Наиболее интересны модели, которые используют Велико-британия и Франция. Это строительство самофинансируемых объектов, создание венчурных предприятий (часть расходов покрывается налоговыми поступлениями), конкурсный отбор на основе государственных тендеров.

Хотя не существует образцовых методов привлечения частных инвестиций, в чем-то может быть полезен опыт европейских стран, где специальные экспертные команды организуют сотрудничество между государством и частным сектором, осуществляется распределение риска между частным и госсектором, обеспечивается конкуренция в размещении тендеров, создаются условия привлечения частного капитала. (В том числе в части государственных гарантий.) Министерство финансов играет лидирующую роль, проекты имеют фискальную направленность.

Налицо ориентация на выгодные макроэкономические проекты. Разумеется, для реализации проектов требуются время и терпение.

Опыт европейских государств показывает, что проекты, в которые успешно вовлечены частные инвестиции, могут быть реализованы только в том случае, если все выполняют свои обязательства (в частности, и государство).Николай СИНЯК, кандидат экономических наук


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2001 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость