«Экономическая несостоятельность» не означает «банкротство»

Как сообщила вашему корреспонденту директор "Школы бизнеса и развития персонала" (Минск) Любовь Саяпина, с августа 2000 г. "Школа бизнеса" обладает лицензией № 2 в категории "С" на осуществление деятельности доверенного лица в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Новая редакция закона об экономической несостоятельности и банкротстве, принятая Палатой представителей и одобренная Советом Республики Беларусь, введена в действие 22 июля 2000 г.

Деятельность доверенного лица в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве - это новый вид деятельности, который в Беларуси существует менее двух лет.

Названный вид деятельности существует во всех странах с развитыми рыночными отношениями. Формирование рыночной среды в Беларуси выявило необходимость создания экономической базы процедуры вывода предприятий из состояния экономической несостоятельности и процедуры банкротства.

Возглавляет и руководит деятельностью доверенных лиц Комитет по санации и банкротству, который отвечает за аттестацию специалистов и выдачу лицензий на данный вид деятельности.

Сегодня в "Школе бизнеса" создан отдел антикризисного управления банкротства, поэтому "Школа" готова сотрудничать с фирмами и организациями, которым необходимо решить вопрос закрытия старых предприятий, которые, являясь убыточными, ищут пути выхода из кризисной экономической ситуации и собираются подать в суд иск на признание своего предприятия или предприятия-должника экономически несостоятельным или банкротом.

Следует сказать, что процедура банкротства проводится в два этапа: первый соответствует экономической несостоятельности, второй же - собственно банкротству.

На первом после анализа результатов деятельности этапе доверенное лицо составляет план санации предприятия, то есть разрабатывает комплекс мер, которые, по мнению управляющего, смогут оздоровить работу предприятия.

Второй этап наступает только в том случае, если составленный план после его реализации не дает положительных результатов как средство вывода предприятия или организации из положения экономической несостоятельности.

Продолжительность первого этапа и время начала процедуры банкротства определяется судом. Только суд может принять решение о пороцедуре банкротства и объявить юридическое лицо банкротом. Поэтому основной задачей доверенного лица на стадии экономической несостоятельности является вывод вверенного ему предприятия из кризиса. Данное лицо должно выявить причины ухудшения финансового состояния, разработать план финансового оздоровления с целью восстановления платежеспособности и поддержания рентабельной деятельности предприятия.

Доверенное лицо может назначить само предприятие (в том числе и из своего состава, но при условии, что выбранный представитель обладает вышеупомянутой лицензией). В противном случае предприятие должно найти стороннего эксперта.

Очень важно: доверенное лицо должно, во-первых, пользоваться доверием хозяйственного суда, кредитора и должника, во-вторых, не должно быть заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора, в-третьих, должно исполнять свои обязанности разумно и добросовестно.

Вот три заповеди управляющего, которых он обязан придерживаться.

Правда, если на предприятии и есть человек с лицензией, он не может быть назначен управляющим, поскольку является заинтересованным лицом. Так ли это?

Вроде бы да, но такому специалисту не обязательно говорят "нет": ведь если он соблюдает вышеуказанные заповеди, то все в порядке. Так или иначе, в данном случае вопрос в значительной степени переходит в этическую сферу.

Обычно сведения об антикризисных управляющих размещаются в специальном вестнике и рассылаются в суды, а также в заинтересованные министерства и ведомства.

Если речь идет о ситуации, когда дело об экономической несостоятельности (банкротстве) предприятия еще не заведено, и предприятие еще находится в том состоянии, когда оно может быть выведено на нормальный уровень, вопрос может решать сам собственник, обращаясь в ту же "Школу бизнеса" и заключая с ней договор о принятии антикризисных мер и дальнейших действиях в соответствии с вышеописанным алгоритмом "анализ хозяйственной деятельности - выявление причин неплатежеспособности - разработка антикризисных мер - восстановление платежеспособности предприятия".

Если дело дошло до того, что фирма не перерегистрируется, потому, что на предприятии уже нет хозяина, однако еще есть долги (как налоговые, так и кредиторские), процедура такова: налоговые органы через исполнительные информируют судебные о банкротстве предприятия.

По заданию суда эту процедуру исполняет доверенный управляющий. Далее создается комиссия, в которую он может входить либо не входить - главная его задача состоит в информировании всех кредиторов о том, что данное юридическое лицо объявляется банкротом и что все претензии следует предъявлять до такого-то числа.

В случае, когда банкрот не обладает никаким имуществом, процедура представляется формальной.

В результате ее рождается список кредиторов и дебиторов, проверяется наличие либо отсутствие имущества, в соответствии с определенной формой составляется заключение о том, что предприятие признается банкротом, что окончательно устанавливается в ходе судебного заседания.

Это - так называемая пустышка, то есть предриятие, оставленное его собственником. В настоящее время в Беларуси таких предприятий достаточно много.

В былые времена одно юридическое лицо могло быть учредителем ряда предприятий, сегодня же - не более чем трех, причем учредитель одного предприятия не может пройти перерегистрацию по остальным, если не перерегистрировано это первое. Поэтому сегодня многие стремятся выйти из ставших им помехой предприятий, тем или иным образом закрыться.

Более сложной представляется процедура банкротства в случае, когда на предприятии есть персонал, которому следует выплатить зарплату, а также имеется на балансе имущество. Вследствие ли того, что по ряду причин падает спрос на продукцию предприятия, оттого ли, что удорожание энергоносителей делает данное производство менее рентабельным, предприятие становится неплатежеспособным. Долги его растут, и кредиторы предприятия (а то и оно само) обращаются в суд, так как банкротом юридическое лицо может быть признано только по суду.

В этом случае антикризисный управляющий, который приступает к работе на предприятии, защищает интересы и должника, и кредитора. Первое заключается в поиске и принятии решений (если вообще еще не поздно таковые принимать), способствующих выходу из кризиса.

Можно попытаться изменить технологию, избавиться от неликвидов, продать что-то из имущества - так или иначе работникам предприятия должны быть выплачены зарплата и выходное пособие, должны быть возвращены долги кредиторам и отчисления в госбюджет.

В это же время управляющий активно взаимодействует с судебными органами, делая все возможное, чтобы дело об экономической несостоятельности предприятия было доведено до логического конца. Если в течение определенного периода всевозможные предпринимаемые антикризисные шаги не помогают, дело о банкротстве передается в суд.

Какова роль антикризисного управляющего на данном этапе? Он полностью отвечает за ликвидацию неплатежеспособного должника, то есть фактически занимается ликвидацией предприятия. Он отвечает за распродажу имущества должника, предпринимаемую для того, чтобы рассчитаться с кредиторами.

При этом управляющий, удовлетворяя требования кредиторов, руководствуется критериями очередности, определенными законодательством.

В круг задач антикризисного управляющего входит и выявление случаев утаивания имущества, которое, к примеру, не находится на балансе предприятия или переоформлено на третье лицо и которое собственники либо учредители стремятся любым путем не отдать государству либо кредиторам.

И, разумеется, управляющий должен закрыть фирму. Процедура закрытия осуществляется в судебном порядке и сопровождается продажей имущества. Когда имущества не хватает для того, чтобы путем его продажи рассчитаться со всеми, кредиторы последних очередей остаются неудовлетворенными, и долг считается списанным.

Каковы последствия банкротства предприятия для его собственников? К сожалению, многие руководители не знают о том, что с момента начала судебного дела об экономической несостоятельности долги предприятия, как налоговые, так и кредиторские, останавливаются, то есть перестают расти.

Предприятие может быть закрыто (а его долги - списаны) цивилизованным образом, а не просто брошено, как это сплошь и рядом имеет место сегодня.

После этого его бывший руководитель уже без всяких помех может заниматься, например, другим, возможно, более успешным своим предприятием.

Здесь уместно вспомнить крылатую фразу: "Банкротство - это законная процедура, при которой вы, перекладывая деньги в брюки, пиджак отдаете кредитору".

Возможен и третий случай, когда между кредиторами и должниками заключается мировое соглашение, в котором они решают вопросы, связанные с разделом имущества и возвращением долгов.

Говоря о процедуре установления экономической несостоятельности (банкротства), важно отметить, что за данным направлением - будущее.

Г-жа Саяпина склонна рассматривать свою деятельность в данном направлении как способствующую не столько банкротству предприятий, сколько развертыванию определенных перспектив. Если речь идет о реорганизации, укрупнении, или, наоборот, разделе предприятия, его продаже или перепродаже, то во всех этих процедурах антикризисному управляющему отводится достаточно существенная роль.

Скажем, за рубежом такой вид деятельности, как продажа и перепродажа предприятия, организация и сопровождение слияния предприятий, вывод предприятия на новую ступень развития осуществляют специальные фирмы. Поэтому введение института антикризисных управляющих является важным этапом правового и экономического развития Беларуси. В будущем востребованность и актуальность этой сферы деятельности будет возрастать.

Преимущество "Школы бизнеса" в области антикризисного управления состоит в том, что в настоящее время кроме лицензии на антикризисное управление "Школа бизнеса" имеет еще три лицензии - на риэлторскую деятельность, на оценку неденежных вкладов в уставной фонд и на оценку интеллектуальной собственности.

По всем этим видам деятельности здесь имеются квалифицированные специалисты с достаточно продолжительным опытом оценочной и риэлторской деятельности.

Поэтому, если речь идет о распродаже либо оценке имущества (а оба вида деятельности неизбежно присутствуют в процедуре установления экономической несостоятельности предприятия), у клиента не возникает дополнительных затрат на приглашение стороних экспертов.

Все эти гонорары входят в оплату услуг доверенного управляющего.

Важно и то, что со "Школой бизнеса" сотрудничают такие организации, как, например, Институт недвижимости и оценки госимущества, а также минское БРТИ. (Последнее обстоятельство бывает кстати в случаях, когда на предприятии не решены вопросы регистрации имущественных прав. С помощью БРТИ эти вопросы решаются достаточно быстро.)

В штат "Школы бизнеса" входит, помимо квалифицированных экономистов, специалист по финансовому анализу и бухгалтерскому учету.

Кроме того, со "Школой бизнеса" сотрудничает ряд антикризисных управляющих, которые также имеют лицензии. В частности, речь идет об экспертах в сфере права.

Следует сказать, что лицензия категории "С" позволяет работать с такими юридическими лицами, как предприятия с большой численностью персонала.

С другой стороны, доверенному лицу лучше быть юридическим лицом, а не частным предпринимателем.

Однако на сегодняшний день лицензии получило только пять фирм страны. Остальные 50-60 лицензий получили частные предприниматели.

Любому частному предпринимателю труднее строить отношения с переживающим кризис предприятием нежели юридическому лицу, вооруженному соответствующими договорами, материалами и требованиями.

В настоящее время ряд предприятий строительной отрасли Беларуси находится на стадии банкротства. Поэтому именно этой отраслью промышленности страны институт доверенных управляющих востребован в немалой степени.

А поскольку директор "Школы бизнеса" является не только кандидатом экономических наук, но и специалистом в области строительства с 25-летним стажем, и, кроме того, со "Школой бизнеса" сотрудничают специалисты строительного факультета БГПА, данной структуре удается успешно отвечать неизбежно возникающим запросам.

Резюме?

Образно говоря, болит давно, лечить начали только что, поэтому через некоторое время СиН предполагает вернуться к данной теме. Следующая встреча с экспертом Саяпиной должна быть посвящена опыту лечения, который к тому времени, следует надеяться, будет накоплен.Подготовил Владимир ДАНИЛОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2000 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость