Ни на одних часах стрелки не указывают, как жить
К Европейскому соглашению о международных автомагистралях (СМА) Республика Беларусь присоединилась еще в 1982 году, взяв на себя таким образом обязательства по обеспечению требований к высокому качеству дорог на территории республики.
Следует отметить, что автомобильная дорога М-1/Е-30, Брест-Минск-граница Российской Федерации - это участок Критского коридора (Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород), соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. По определению Европейского Союза, этот участок магистрали является одним из наиболее приоритетных, что связано со значительным количеством проходящих через него торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность автомобильной дороги по территории республики составляет 604 км. Она строилась в период с 1940 по 1997 год и практически на всем своем протяжении, за исключением участка длиной в 37 км, от Орши до границы с РФ, имеет четырехполосное движение с центральной разделительной полосой. Интенсивность движения на отдельных участках дороги достигает 8 500 - 10 000 автомобилей в сутки.
"Деньги - это то, что деньги делают" (К. Макконел, С.Брю)
Завершившийся 21 февраля 2000 года белорусско-российский семинар "Организация зимнего содержания автомобильной дороги М-1/Е-30" еще раз подтвердил, что развитие добрососедских отношений должно проходить на всех уровнях, начиная с решения политических вопросов до сотрудничества в области дорожного строительства и телекоммуникаций. Это позволит дорожным службам сопредельных государств осуществлять постоянную круглосуточную связь, отслеживать и оперативно реагировать на возникающие в процессе эксплуатации магистралей сложные ситуации.
В январе 1994 года Правительство РБ приняло решение о проведении модернизации автомобильной дороги М-1/Е-30 в целях доведения ее параметров до международных стандартов, что соответствует требованиям Европейского соглашения о международных автомагистралях (СМА). Правительство РБ и Европейский банк реконструкции и развития в апреле 1994 года подписали Соглашение о предоставлении займа по Проекту модернизации автомобильной дороги Брест-Минск-граница Российской Федерации, на основании которого банк предоставил Беларуси кредит, эквивалентный 50 млн долларов США для финансирования проведения дорожных работ. Выполнение комплекса работ по модернизации дороги на участке от г. Ивацевичи до г. Минска протяженностью 234 км было начато в сентябре 1994 года и закончено в октябре 1998 года, а погашение кредита должно быть завершено в 2007 году.
Начиная с 1994 года расходы Беларуси, связанные с модернизацией дороги М-1/Е-30, составили 122 млн долларов США, в том числе средства кредита ЕБРР - 50 млн долларов США, остальные 72 млн долларов США были выделены из средств республиканского бюджета. В 1999 году модернизация дороги продолжена на 35 -ти километровом участке от обхода г.Минска до г. Жодино. В 1998 году за счет средств республиканского бюджета полностью завершена реконструкция участка дороги Борисов-Орша общей протяженностью 123,8 км. Необходимо отметить, что реконструкция этого участка дороги обошлась республике в 110 млн долларов США.
В соответствии с условиями Соглашения о предоставлении займа и решением Правительства РБ с 1 ноября 1996 года с владельцев транспортных средств за проезд по дороге взимается плата. Собранные средства направляются ЕБРР в счет погашения кредита и процентов по нему, а также частично используются на содержание, ремонт и реконструкцию дороги. Работы по модернизации дороги совместно с белорусскими подрядными организациями выполнила фирма "Todini Costruzioni Generali S.p.A." (Италия), выигравшая международный тендер, а технический надзор осуществляли специалисты датской фирмы "Kampsax International A/S".
Система телекоммуникаций
Длина телекоммуникационной сети на участке автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест - Минск - граница Российской Федерации (от г. Бреста до г. Борисова) составляет примерно 70% протяженности дороги. На дороге оборудовано 117 пунктов экстренной связи, что дает пользователям возможность беспрепятственно связываться с дежурным оператором на любом из соответствующих участков магистрали. Оператор в свою очередь осуществляет связь с Государственной автомобильной инспекцией, медицинскими учреждениями, технической помощью, дорожной службой и т. д.
В 1979 году были проложены первые метры телекоммуникационной связи. Надо сказать, что поначалу дорожникам оказалось не под силу самостоятельно освоить такие мощности, данное направление работ в дорожной отрасли в то время для них было совершенно новым. Поэтому производственно-технический узел связи появился только в 1986 году. В его функции входило обслуживание средств автоматики, телемеханики и радиосвязи на дорогах. С тех пор прошло 14 лет. За это время проложено 430 км трассы технологической связи, уложено около 800 км кабельных линий. Сегодня на обслуживании РГПП "Белавтострада" находятся более 150 радиостанций. В составе управления технологической связи находятся 3 линейно-технических цеха, в которых работают 85 человек. В каждом ДЭУ есть свой участок связи.
Внедрение новых технологий в развитие отрасли сетей коммуникации позволило существенно повысить роль технических средств в зимнем содержании автомобильных дорог. Имеется в виду оперативность управления дорожной техникой (солеразбрасыватели, поливочные машины), сбор и обработка информации о состоянии дорожного покрытия. Для этих же целей предназначены технические средства, которые помогают диспетчерской службе оперативно принимать решения в любой сложной ситуации.
На дороге действует современная система раннего обнаружения гололеда ГФС-2000, которая позволяет прогнозировать погодно-климатическую обстановку и своевременно принимать необходимые меры для обеспечения безопасности движения автотранспорта. На дороге установлено 12 метеорологических постов, 7 пунктов учета транспортного потока и 4 пункта взвешивания транспортных средств.
В настоящее время разработан проект развития системы телекоммуникаций автомобильной дороги М-1/Е-30 на участке от г. Борисова до границы с Российской Федерацией. Предусмотрено использование волоконно-оптических линий связи для увязки всех технологических (дорожно-эксплуатационных) комплексов в единую систему управления содержанием автомобильной дороги. Планируется дополнительно оборудовать одну метеостанцию, 85 пунктов экстренной связи, радиосвязь с подвижными объектами, а также обеспечить включение пунктов сервиса в единую сеть. В соответствии с разработанной "Схемой развития дорожного сервиса на сети магистральных дорог РБ до 2005 года" на дороге функционирует 9 комплексов сервисного обслуживания, включающих автозаправочные станции, кафе, гостиницы, мотели, кемпинги, платные стоянки и станции технического обслуживания автомобилей. Среди них наиболее известны комплексы: "Лукойл-Брест" (19 км), "Новая Веска"(257 км), "Гном" (279 км), "Веста" (314 км), "Магистраль" (442 км), "Лукойл-Беларусь" (602 км).
Система сервисного обслуживания пользователей дороги включает 23 автозаправочные станции, 4 станции технического обслуживания, 21 охраняемую стоянку, 36 постоянных пунктов питания. В стадии строительства находятся еще 25 объектов сервиса, в том числе 3 комплекса, предусматривающих оказание водителям и пассажирам полного перечня всех необходимых услуг. Согласованы проекты на строительство еще 23 аналогичных объектов. В ближайшие годы на дороге будет полностью завершено формирование структуры сервисного обслуживания. Следует отметить, что в дальнейшем развитие услуг дорожного сервиса будет происходить в основном за счет привлечения инвестиций частного сектора.
Система взимания платы за проезд
Решением Правительства РБ с ноября 1996 года введена плата с владельцев (пользователей) транспортных средств за проезд по дороге Брест-Минск-граница Российской Федерации. Взимание платы за проезд в соответствии с установленными ставками сбора осуществляет РГПП "Белавтострада". Система взимания платы за проезд предусматривает проведение расчетов в различных видах валют, при помощи пластиковых электронных карточек и безналичных расчетов для иностранных пользователей с помощью пластиковых карт Euroshell. В настоящее время в целях упрощения расчетов проводится усовершенствование системы взимания платы с использованием кредитных карточек Visa, Euro и Master.
От уплаты за проезд, по предоставлении в РГПП "Белавтострада" соответствующих документов, освобождаются владельцы транспортных средств, которые осуществляют перевозку грузов в порядке гуманитарной помощи. Размеры ставки платы за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск-граница Российской Федерации для всех остальных владельцев транспортных средств установлены в зависимости от категории транспортных средств в пределах от 3 до 25 долларов США.
Концепция развития сети телекоммуникаций
Для развития сети телекоммуникаций в РГПП "Белавтострада" разработана концепция развития телекоммуникаций. Она состоит из 6 разделов, в каждом из которых рассмотрены основные пути и принципы развития телекоммуникаций на автодороге М-1/Е-30. Значительное внимание уделено роли и работе центральной диспетчерской службы. Суть концепции заключается в том, что в республике впервые разработан технологический комплекс по содержанию автомобильной дороги. Кроме того, в концепции рассмотрена возможность развития сервисных услуг и организация строительства и реконструкции.
Согласно концепции развития сети телекоммуникаций, система технологической связи построена на базе восьмипарного медного кабеля. В масштабах созданной инфраструктуры работает двенадцатиканальная аналоговая аппаратура. Во всех ДЭУ организованы диспетчерские службы экстренной связи, каждая из которых оснащена устройством, обеспечивающим связь с участниками движения и ближайшими постами ГАИ. Сегодня на магистрали работает 117 пунктов экстренной связи, зона действия которых заканчивается в районе за Борисовым (в прошлом году было проложено более 15 км трассы). В ближайшем будущем их строительство планируется продолжить до границы с Российской Федерацией.
Система контроля за проезжей частью и система учета интенсивности существующего транспортного потока обустроены за счет средств кредита ЕБРР. С внедрением технических и электронных средств в структуру сервиса автомобильной дороги М-1/Е-30 появилась реальная возможность работать не с последствиями неблагоприятных климатических условий, а предупреждать их возникновение соответствующими мероприятиями. Для контроля за ситуацией на дороге М-1/Е-30 в каждом диспетчерском пункте ДЭУ установлен компьютер, обрабатывающий информацию, которая поступает с 12 метеорологических пунктов и датчиков, установленных вдоль магистрали.
На автомобильной дороге М-1/Е-30 построено 12 метеорологических станций, каждая из которых стоит около 1 млн долларов США. Конечно, это большие деньги, но Комитет по автомобильным дорогам и РГПП "Белавтострада" своевременно рассчитываются за предоставленный ЕБРР кредит. В счет погашения кредита ежегодно уходит примерно 7 млн долларов. Кредит ЕБРР был получен под гарантию РБ. На первом этапе была выдана сумма в пределах 45 млн долларов.
По линиям телекоммуникации и технологической связи, в том числе и по линиям Министерства связи вся собранная информация поступает в Центральную диспетчерскую службу в Минске. Благодаря такой систематизации информации в любом из диспетчерских пунктов на автостраде, в том числе и в Центральном диспетчерском пункте г. Минска, можно получить информацию о состоянии полотна автострады.
Информация в компьютерных таблицах обновляется через каждые 15 минут. На мониторе видны показания всех метеорологических станций. Если диспетчер реагирует на нее адекватно, то он в состоянии оперативно реагировать на движение температурного фронта и фронта осадков. В шифровке таблиц встречается символ Т, обозначающий сигнал тревоги. Система работает таким образом, что на экране в графическом и цифровом варианте отражается состояние окружающей среды и дорожного полотна. Дежурный оператор на основании табличных данных может спрогнозировать предполагаемое состояние дорожного покрытия на ближайшие 2 часа. Такой уровень получения и обработки информации стал возможным благодаря технике швейцарской фирмы "Бошунг". В случае возникновения на дороге опасной ситуации на экране загорается сигнал тревоги. Первый сигнал тревоги означает, что покрытие дороги влажное, повторный сигнал предупреждает о том, что в ближайшее время на дороге велика вероятность образования гололеда. Третий сигнал фиксирует точку образования гололеда.
Момент между вторым и третьим сигналами очень важен. Если диспетчер принял решение вовремя, то дорожное полотно будет обработано противогололедными средствами своевременно и дорожники уложатся во все нормативные сроки, обеспечив безопасное состояние автострады.
В этой связи хотелось бы упомянуть о роли человеческого фактора, имеющего большое значение в части принятия управленческих решений. Один ложный вызов солеразбрасывающей машины на линию наносит дорожным службам значительный ущерб. Например, по сведениям Французского департамента по содержанию дорог один ложный вызов техники на трассу приносит убытки в 10 тыс. долларов.
В соответствии с разработанной концепцией развития телекоммуникаций на дороге должно быть обустроено 27 пунктов по метеорологическому контролю. В части программы импортозамещения РГПП "Белавтострада" прорабатывается возможность заключения договора с НПО "Агат" на разработку и выпуск отечественных метеорологических станций и пунктов учета интенсивности движения.
Кроме того, на дороге должно быть установлено 11 пунктов взимания дорожных сборов, около 20 пунктов учета интенсивности потока движения и пунктов взвешивания. Планируется оборудовать не менее 13 автоматических телефонных станций, которые будут использоваться для коммутации и обеспечения формирования информационных потоков между дорожными организациями магистрали М-1/Е-30. В целом, используя географическое положение магистрали (от Бреста до России дорога по диагонали пересекает основные магистрали М5, М8, девятый транспортный коридор), осуществив укладку телекоммуникаций до границы с Россией, Беларусь получит связь сразу с тремя областями: Витебской, Могилевской и Гомельской. В стороне остается только Гроденская область, для осуществления связи с ней придется проложить отдельные коммуникации.
Что касается пунктов взвешивания, то они приносят весьма ощутимый доход в системе взимания дорожных сборов. Хотя их появление связано с некоторыми проблемами. Дело в том, что изначально ЕБРР отсрочил кредитную линию. А Правительством РБ во второй половине 1999 года было издано постановление о том, что к 1 ноября 1999 года необходимо сделать дорогу платной. Учитывая то, что средства под строительство и оборудование пунктов взимания дорожных сборов ни ЕБРР, ни государственные структуры не выделили, руководство РГПП "Белавтострада" приняло решение сделать пункты взимания дорожных сборов самостоятельно. Первоначально был разработан временный вариант пунктов для взимания дорожных сборов. Практически все оборудование было сделано собственноручно: кабины были закуплены на МАЗе, внутренняя аппаратура разработана инженерами управления технологической связи. Целый год временная схема по взиманию дорожных сборов исправно работала и приносила доход. Простота и надежность работы собственноручно созданного оборудования сыграли не последнюю роль в том, что ЕБРР все-таки выделил средства на строительство 2 пунктов взимания дорожных сборов. Еще один пункт контроля взимания дорожных сборов в районе г.п. Колосово построен собственными силами за счет средств Дорожного фонда республики. Такой же пункт контроля запланировано построить в районе Крупок.
В перспективе на наиболее ответственных и опасных в транспортном отношении участках дороги планируется установить систему видеоконтроля. Сегодня в республике на посту ГАИ (дорога Минск-Гродно) уже установлено информационное табло. Но наиболее ощутимую пользу при эксплуатации магистрали должна приносить мобильная связь. В концепции развития коммуникаций в целом по отрасли, в первую очередь, обращено внимание именно на эти виды связи. В Комитете по автомобильным дорогам РБ понимают, насколько важно обеспечить дорожную технику мобильной связью. Поэтому сегодня серьезно прорабатывается вопрос использования импортного оборудования фирмы "Моторолла" и белорусского завода Министерства связи (фирма "Лес"). Кроме того, рассматривается возможность применения средств радиосвязи Молодечненского завода "Спутник". В ближайшее время должно быть принято решение о том, чье оборудование будет использоваться для осуществления мобильной связи в масштабе системы дорожной отрасли Беларуси.
Для того чтобы успешно реализовать все, заложенные в Концепции идеи необходимо произвести подробные экономические расчеты проектов. Понятно, что эффект от внедрения технических средств можно получить только после того, как будет создана целостная система сети дорожных телекоммуникаций. А для ее завершения нужны огромные средства.
Марина СОЛДАТЕНКО, фото Сергея ШАРУБЫ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2000 год в рубрике дороги