Ход строительства


21 февраля в Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь проведена пресс-конференция, посвященная ходу выполнения установленных заданий по строительству жилья. Перед журналистами выступили министр Г. Ф. Курочкин, его заместители, начальники главных управлений министерства.

Выступая на пресс-конференции, министр Г. Ф. Курочкин сообщил, что в настоящее время в строительной отрасли около 400 000 человек работают в 4000 субъектах хозяйствования. Предприятиями министерства выполняется 43-45% строительно-монтажных работ от всего объема работ в республике. Подразделениями министерства ведется строительство социального жилья, жилья по кредитным ресурсам, объектов государственного назначения. Одновременно осуществляется контроль за ценообразованием. В январе-феврале 1999 года рентабельность предприятий промышленности строительных материалов отрасли упала до -0,9%. Без принятия экстренных мер производство материалов оказалось на грани приостановления. Поэтому в мае были повышены цены на 12% по отношению к другим отраслям. Это позволило увеличить рентабельность до 6%. Это при том, что нормальное функционирование промышленности строительных материалов обеспечивается при рентабельности 15%. После этого цены на строительные материалы не росли. Все финансовые средства, выделенные на строительство в 1999 году, предприятиями отрасли освоены на 100%.

На пресс-конференции был подробно рассмотрен ход выполнения установленных заданий по строительству жилья.

В соответствии с утвержденными параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2000 год задание по вводу в эксплуатацию жилья установлено в объеме 3 млн 500 тыс. м 2 общей площади, что составляет 119% к 1999 году. Это самый высокий параметр по республике, который по темпам роста в несколько раз превышает все остальные.

Вместе с тем характерной особенностью наступившего года является резкое сокращение выделяемых бюджетных средств на жилищное строительство. Так, Законом о бюджете объем кредитных ресурсов на жилищное строительство определен в сумме 64 млрд деноминированных рублей, что в сопоставимых ценах в 2 раза меньше, чем в 1999 году. При этом рост валового внутреннего продукта составит 102-103%, а реальные денежные доходы населения вырастут только на 101%.

Для выполнения заданий в этих условиях Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 4 февраля 2000 г. №156 "О мерах по выполнению программы жилищного строительства в 2000 году".

В целях осуществления эффективного контроля за ходом строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов в течение года облисполкомам и Минскому горисполкому установлены задания по кварталам: в первом квартале ввод должен быть обеспечен в объеме не менее 20% от годового, в первом полугодии - 45% и за 9 месяцев - 75%. Таких показателей республика не добивалась и при благоприятных условиях финансирования, когда база строительной отрасли была загружена на полную мощность. Большой объем незавершенного строительства в городах дает основание надеяться, что такая задача будет выполнена.

Так как в 2000 году объем кредитных ресурсов предусмотрен в Законе о бюджете, облисполкомам и Минскому горисполкому впервые доводятся лимиты кредитных ресурсов, что позволит сформировать конкретные графики строительства объектов, сбалансированные с кредитными ресурсами и согласованные с соответствующими банками.

В целом ввод жилых домов с государственной поддержкой в виде льготных кредитов планируется в объеме 945 тыс. м 2.

Ввод жилых домов за счет средств консолидированного бюджета по строительству социального жилья, жилья для силовых структур и по программе ликвидации последствий чернобыльской катастрофы предусмотрен в объеме 168 тыс. м 2.

Таким образом, за счет средств консолидированного бюджета и льготных кредитных ресурсов предусмотрено ввести 1 млн 113 тыс. м 2 жилья.

Остальной объем ввода жилья - 2 млн 387 тыс. м 2 должен быть обеспечен за счет внебюджетных источников финансирования, т.е. средств предприятий всех форм собственности, личных доходов и сбережений граждан.

На пресс-конференции было отмечено, что выполнение поставленных задач по строительству жилья в 2000 году может быть обеспечено при следующих условиях: все без исключения предприятия республики, независимо от форм собственности, должны внести в жилищное строительство свой финансовый вклад; максимальное количество незавершенных жилых домов, которые строит население за счет своих средств (включая и коттеджи вокруг крупных городов), должны быть достроены и введены в эксплуатацию в этом году. Местным органам исполнительной власти на региональном уровне, отмечено на пресс-конференции, необходимо создать для этого условия, предоставив определенные льготы физическим и юридическим лицам, обеспечив строительство объектов инфраструктуры в районах индивидуальной застройки.

Постановлением предусмотрено обеспечить за счет средств предприятий ввод в эксплуатацию 1 млн. 016 тыс. м 2 жилой площади от общего объема; за счет средств населения - 1 млн. 371 тыс. м 2.

Министерство экономики наряду с заданиями по вводу жилья определило расчетные показатели по источникам финансирования жилищного строительства, что позволило сбалансировать финансовые ресурсы в целом по республике и по регионам.

За ходом жилищного строительства установлен постоянный контроль. На областном уровне эти вопросы рассматриваются на заседаниях штабов не менее двух раз в неделю, на республиканском - ежемесячно.

В первом квартале необходимо обеспечить ввод жилья в объеме 701 тыс. м 2, что составляет 20% от годового объема. По итогам работы за январь введено жилья в объеме 163 тыс. м 2, что к январю 1999 года составляет рост на 155%, а от задания на первый квартал - 23,3%. Основная причина недовыполнения задания по вводу жилья - недостаток финансовых средств у заказчиков и оборотных средств у подрядных строительных организаций.

Сложное положение складывается со строительством жилья на селе. В январе введено 56,9 тыс. м 2, или 35,5% от общего объема. Вместе с тем, чтобы выполнить годовую программу по строительству на селе, а это 1 млн 050 тыс. м 2, для ее реализации необходимо освоить 121 млрд рублей. Выделение же кредитных ресурсов по линии АКБ "Белагропромбанк" предусмотрено лишь в объеме 34 млрд рублей, или 28% от потребности. В связи с этим Минсельхозпроду предстоит изыскать недостающие ресурсы. Не выделены также бюджетные средства на субсидии и для строительства социального жилья.

Руководители министерства констатировали, что финансирование жилищного строительства за счет кредитных ресурсов и бюджетных средств по программе 2000 года еще не начато (на момент проведения пресс-конференции).

С учетом сложившейся ситуации Минстройархитектуры подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь и предусмотренное к утверждению этим постановлением Положение, которым устанавливается порядок предоставления организациями займов и оказания материальной помощи своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство жилых помещений.

Проектом предусмотрено также привлечение средств организаций всех форм собственности в жилищное строительство за счет выделения займов и оказания материальной помощи своим работникам, строящим жилье в ЖСК, КИЗ и МЖСК.

В этом году будет продолжена работа по совершенствованию ценообразования в жилищном строительстве.

Сопоставительные данные о стоимости 1 м 2 жилья были приведены на примерах строительства в столице. Стоимость 1 м 2 общей площади квартир типовых потребительских свойств для наиболее характерной базовой серии домов в г. Минске с учетом затрат на строительство внутриплощадочных сетей и затрат на благоустройство в текущих ценах были даны по состоянию на 01.01.2000 г. без затрат на оборудование.

Стоимость 1 м 2 общей площади жилья в базовом доме - доме типовых потребительских свойств серии М-464 в ценах на 01.01. 1991 года составляла 398,6 рублей, а в ценах на 01.01.2000 года - 55 512 рублей (398,6х139,269). Соответственно серии III-90 в ценах на 01.01.1991 года - 456,9 рублей, а в ценах на 01.01.2000 года - 63 632 рубля (456,9х139,269), где 139,269 - индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ домов КПД по г. Минску за декабрь 1999 года. Для сравнения - индекс потребительских цен соответственно составил 137,130.

С введением новых нормативов по термическому сопротивлению ограждающих конструкций (применение многослойных наружных стен, ненесущих наружных стен из теплоэффективных строительных материалов), устройством улучшенного заполнения оконных проемов, чердачных кровель, мансард, установкой приборов учета и регулирования (холодной и горячей воды, газа), домофонов, усиленных входных дверей в подъездах и других факторов увеличились единовременные затраты на строительство одного квадратного метра жилья к базисным ценах 1991 года в среднем до 45%.

В результате проектная стоимость 1 м 2 общей площади квартир типовых потребительских свойств в доме серии М-464 сейчас составляет в уровне цен 1991 года 559,9 рублей и в уровне цен на 01.01.2000 г. - 77 977 рублей, соответственно серии III-90 - 642,08 рублей и 89 432 рубля. При этом неизбежный рост затрат в процессе строительства жилых домов в последующем окупается за счет снижения эксплуатационных расходов. Экономическая эффективность эксплуатации возрастает в 1,5-1,8 раза.

Снижение стоимости строительства жилья ведется путем совершенствования проектных и организационно-технологических решений, способствующих снижению издержек производства, по обеспечению ресурсосбережения в строительстве и сокращению стоимости строительной продукции за счет применения научно-технических достижений, государственного регулирования цен. Все это позволило сократить стоимость строительства жилья на 14%.

Реализация указанных мер позволила в среднем на 25-30% сократить производственные затраты на строительство жилья и соответственно его стоимость при улучшении качества и комфортности.

Сегодня стоимость 1 м 2 жилья в базовом доме серии М-464 составляет 63 438 рублей, соответственно серии III-90 - 69 760 рублей. По такой стоимости осуществляют строительство жилья граждане в домах ЖСК и КИЗ. Они освобождены от возмещения затрат на инфраструктуру. Вместе с тем граждане при строительстве жилья в порядке долевого участия в соответствии с решением Мингорисполкома от 19.03.1998 г. №297 "О структуре стоимости одного квадратного метра жилья УКС Мингорисполкома в 1998-2000 гг." оплачивают дополнительные средства на возмещение затрат по инфраструктуре в размере 47% от стоимости дома с сетями и благоустройством.

Для установления единых подходов в регионах Минстройархитектуры во втором квартале текущего года должна быть завершена работа по утверждению цен на строительство 1 м 2 общей площади в жилых домах типовых потребительских качеств с выделением предельного уровня затрат на инфраструктуру.

В этом году планируется впервые довести показатели по источникам финансирования жилищного строительства, для чего Минстатом будет внесена дополнительная информация в государственную статотчетность. На пресс-конференции отмечен опыт Гомельского облисполкома по организации работы с предприятиями области по финансированию жилищного строительства, которые могут быть взяты на вооружение и другими регионами республики.

В целях изыскания дополнительных источников финансирования строительства жилья в текущем году представляется целесообразным, по мнению руководителей министерства, создание в республике целевого внебюджетного фонда жилищного строительства, так как только в 2000 году такие средства потребуются для ввода 770 м 2 жилья, или 22% от годового объема.

В ходе встречи Г. Ф. Курочкин сообщил, что пресс-конференции теперь планируется министерством проводить регулярно. Кроме того, был затронут вопрос об освещении прессой проблем строительной отрасли.

Факторы, повлекшие увеличение единовременных затрат стоимости 1 м2жилья в базисных ценах на предприятиях Минстройархитектуры Республики Беларусь


Наименование% увеличения стоимости в сравнении с базовыми ценамиПримечание
Увеличение нормативного сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций, в т.ч.:До 30СНБ 2.04.01-97 “Строительная теплотехника”
наружные стены15
покрытия, перекрытия над проездами5
перекрытия над подвалами4
заполнение световых проемов6
Установка дополнительных приборов учета (холодной и горячей воды, газа)1-1,5СНБ 4.03.01-98 “Газоснабжение”, СНиП 2.04.01-85 “Внутренний водопровод и канализация зданий”, СНиП 2.04.05-91 “Отопление, вентиляция и кондиционирование”
Установка металлических входных дверейДо 0,5По требованию МВД
Применение новых эффективных долговечных материалов и новых технологий (уплотнители, герметики, сухие смеси, новые кровельные и гидроизоляционные материалы)5-7СНиП 2.08.01-89 “Жилые здания”, СНиП II-26-76 “Кровли” и пособия к ним
Дополнительные требования к входам, лифтам и лестничным клеткам для проживания инвалидов (увеличение ширины лестничных клеток, лифтовых шахт и санитарных узлов, устройство пандусов)5-7Изменения №1 СНиП 2.08.01-89 “Жилые здания”
Увеличение энергопотребления в жилых помещениях до 50% за счет увеличения количества бытовых приборов, что увеличивает затраты на кабельно-проводниковую продукцию1—1,5ВСН 59-88, Госкомархитектуры “Электрооборудование жилых и общественных зданий”
Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2000 год в рубрике недвижимость

©1995-2022 Строительство и недвижимость