Научиться думать и работать по-другому


Менеджмент - одно из тех приобретений последнего десятилетия, которые еще проявят свои неоспоримые преимущества. Это и наука, и искусство, и практические навыки. Но самое главное, что все это имеет очень широкий спектр применения.

На вопросы нашего корреспондента отвечает Ирина Афанасьевна Белова, профессиональный консультант по менеджменту.

После окончания в 1978 году политехнического института она начала свою карьеру с должности инженера-конструктора, а уже через 12 лет была руководителем технического отдела дирекции по качеству крупного СП по производству торгово-холодильного оборудования. В начале 90-х гг. И.А. Белова одновременно заканчивает отделение управления коммерческим предприятием Open University (Great Britain) и БГЭУ по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит промышленных предприятий", работает главным бухгалтером иностранного предприятия. Сейчас И.А. Белова сотрудничает с консалтинговыми фирмами, являясь аттестованным тьютором школы бизнеса Открытого университета Великобритании, преподает в высшей школе рекламы Академии последипломного образования.

- Чем отличается современный менеджмент от советских установок и традиционной практики управлении?

- Это две различные, несовместимые системы, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Если в советское время управлением занимались работники технических и экономических специальностей, то в современных условиях управление становится профессиональным видом деятельности.

Еще одно отличие состоит в том, что до перестройки предприятие самостоятельно не занималось стратегическим планированием. Система управления строилась на основе планов, которые доводились сверху. План имел силу закона и выполнить его нужно было любой ценой. По выполнению плановых показателей оценивалась работа и коллектива, и директора. Неважно, что продукция остается на складе и производство убыточно. План выполнен, значит, все получат зарплату и премию.

В рыночной экономике законом должны быть запросы потребителей, а планирование - это всего лишь один из основных механизмов действия законов рынка. Если запросы не удовлетворены, то не директор получит партийное взыскание, а весь коллектив рискует остаться без работы.

Основная забота менеджеров - это максимум продаж при минимуме затрат, что обеспечивает наибольшую прибыль. От них требуется умение построить такую систему управления предприятием, которая бы гибко реагировала на любые изменения внешних условий. Это достигается, в первую очередь, эффективным управлением информационными ресурсами. Современный менеджер должен уметь добыть информацию и превратить ее в прибыль.

- Насколько современный менеджмент востребован в нашей стране?

- Ситуация парадоксальная. С одной стороны, потребность в менеджерах огромная, и в сложнейшей теперешней ситуации многим руководителям не хватает квалификации. С другой стороны, модель экономики - не рыночная и не административно-хозяйственная, значит, управленцам приходиться работать в условиях неопределенности и очень напряженно. Поэтому они не всегда находят время для учебы.

Последние годы многие специалисты изучают управление бизнесом на экономических факультетах вузов, в школах бизнеса, на курсах, осваивают принципы, по которым работает западная экономика. Но когда западные модели перекладываются на наш менталитет, получается нечто совсем другое. В этой сфере тоже есть определенная проблема: чему учить и как учить. Думать по-другому не всегда можно научиться на курсах.

Очень жесткая внешняя среда, колоссальная нагрузка на управленцев, в том числе психологическая, невысокие финансовые результаты, что характерно для нашей республики, создают неблагоприятную ситуацию для самого высококлассного специалиста.

- Есть ли все-таки тенденция, что в управление приходит новое поколение профессионалов? Ясно, что им нужно время, чтобы адаптировать знания к конкретной практической сфере. Но если новые люди пришли, с новым образованием, с новым мышлением, это и есть развитие.

- С одной стороны, идет естественная смена кадровых поколений. С другой стороны, частные и государственные предприятия работают в разных режимах. Молодые люди, как правило, могут более успешно реализовать себя в частных структурах. Собственник заинтересован в максимально эффективном использовании творческого потенциала своих работников.

В государственном секторе ситуация другая. Руководители этих предприятий практически несвободны в принятии решений относительно того, что производить, кому и по какой цене продавать свою продукцию. Они не могут в полной мере использовать современные модели управления предприятием. Раз не могут, то и не проявляют к ним особого интереса - ни к моделям, ни к людям.

- С точки зрения консультанта, какая помощь сейчас наиболее актуальна? По управлению собственностью, по работе с персоналом, привлечению инвестиций? Может быть, экологический менеджмент или управление качеством, отдельным проектом?

- Более востребован финансовый менеджмент. Как правило, предприятие решает проблемы, связанные с получением краткосрочных кредитов, долгосрочным вложением средств в собственность, инвестированием в развитие предприятия, подготовку персонала. Пользуется спросом консультирование по общим вопросам управления, разработке системы мотивации. Работают консультанты по маркетингу, по управлению малым бизнесом.

У консалтинговых фирм те же проблемы становления, что и у менеджмента в целом. Специалистов, которые бы в полной мере отвечали требованиям современной рыночной экономики, очень немного. Это новый рынок, который только складывается. Для квалифицированного консалтинга необходим высочайший профессионализм, но, к сожалению, мы наблюдаем отток из страны специалистов. Уезжают в Россию, другие страны.

- Руководители, которые приглашают на предприятие консультантов, в большей степени нуждаются в подтверждении правильности своих действий или они готовы к переменам?

- Консультантов привлекают тогда, когда предприятие готовится к реструктуризации. Это связано с переменой собственника, акционированием, внедрением новых технологий, с новой ситуацией на рынке и подготовкой к выведению нового продукта, часто с изменившимся финансовым положением. И руководство осознает, что старая структура в новых условиях работать больше не может.

Есть несколько мотивов, которые вынуждают пригласить независимых консультантов. В первую очередь, глубокое понимание перспективы, дальнейшего развития организации. Во-вторых, необходимость по-новому взглянуть на управление предприятием. Основное условие для работы консультанта - готовность к переменам со стороны высшего руководства. К сожалению, это условие не всегда выполнимо. В таких случаях от консалтингового проекта приходится отказываться.

- Может ли управление творческим процессом, требующим фантазии, быть достаточно гибким? Или в жестких, кризисных ситуациях нужно действовать абсолютно четко?

- Ответ заложен в самом определении менеджмента. Это наука, искусство и философия одновременно. А искусство без творчества невозможно. Если у человека отсутствует творческое начало, учить его науке управления бесполезно.

И в советской системе, и сейчас есть понятие "кадрового резерва". Этих людей специально готовят к будущей карьере. Чтобы отобрать такой резерв, нужно оценить возможности претендентов. Когда творческий потенциал у человека есть, то средства, вложенные в его обучение как менеджера, можно считать эффективными инвестициями. Если способности к творческому труду у служащего нет, то нет и перспективы топ-менеджера.

- Каким бы ни было управление на предприятии, стиль руководителя всегда на виду. Если считать, что мы все-таки ушли от авторитарного подхода к руководству, какой стиль наиболее адекватен для нашей экономической ситуации?

- Нет универсального стиля, который был бы успешным во всех случаях. Иногда, в неблагоприятных условиях, руководитель вынужден прибегать к жестким непопулярным мерам и они оправданы и эффективны.

Есть ситуации, в которых авторитарный стиль руководства наносит колоссальный ущерб предприятию. Главное, чтобы менеджер обладал управленческой компетентностью, позволяющей ему гибко использовать возможности науки управления. Проблема в том, что правовое поле, в котором работает руководитель, подвержено непредсказуемым изменениям. В таких тяжелых условиях нагрузка на управленцев, юристов, кадровиков, бухгалтеров огромна. Люди на самом деле очень устали. Если ничего в экономической ситуации не изменится, и для государственных, и для негосударственных предприятий, нас ждет полный отток квалифицированных кадров. Еще раз все начать, восстановить кадровый потенциал будет неизмеримо сложнее. 5-7 лет нужно для того, чтобы поставить новое предприятие на ноги, значит, 5-7 лет жизни человека уходит на тяжелейший период становления и собственную самореализацию.

Перемены произойдут только тогда, когда будут проведены серьезные реформы, отработана и укреплена законодательная база. Законы и ответственность перед законом должны быть едины для всех, и работать они должны во благо общества.

Записала Любовь ГАВРИЛЮК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2000 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость