Строительная отрасль Польши: итоги и прогнозы
Жилищное строительство является одним из приоритетов социальной политики Беларуси. Приоритет этот был определен наравне с производством продовольствия и экспортом Основными направлениями социально-экономического развития страны до 2000 года. После принятия этого документа в республике постоянно уделяется большое внимание строительству жилья как в городе, так и на селе.
В результате уже в 1996 году был преодолен спад в жилищном строительстве и обеспечен ежегодный рост его объемов. Так, если в 1995 году было введено в эксплуатацию всего 1,8 млн м 2 жилья, то в 1997 - 3,3 млн м 2, в 1998 - 3,64 млн м 2. В сельской местности в 1996 году было построено 385 тыс. м 2 жилья, в 1997 - 700 тыс. м 2, а в 1998 - 890 тыс. м 2, что составило в среднем 4 дома или квартиры в каждом хозяйстве. В течение трех последних лет разработаны новые проекты и построены экономичные и примечательные по архитектуре усадебные жилые дома в различных районах Беларуси.
Осуществление целенаправленной жилищной политики позволило Беларуси вновь занять лидирующее положение среди стран СНГ по вводу жилья.
Своеобразный рывок в достройке незавершенных домов и создании новых ЖСК удалось сделать благодаря открытию кредитных линий и организации субсидирования. Это дало возможность нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам республики, строящих или покупающих жилье с использованием собственных средств, получить весомую государственную поддержку и реализовать одну из первейших жизненно необходимых потребностей человека.
Вместе с тем успехи в жилищном строительстве сопровождались инфляцией, которая достигла 300% годовых. В связи с этим законом о бюджете на 1999 год эмиссионные кредиты были ограничены 21 триллионом рублей. Темпы жилищного строительства стали снижаться. За 10 месяцев ввод в эксплуатацию жилых домов составил 60% от прогнозируемых.
Несмотря на то, что комплекс получил денег на строительство жилья в 1999 году в 2,5 раза больше от запланированных, жилищная программа года может быть выполнена только на 80-85%. Это связано с тем, что выделенная сумма вдвое меньше необходимой.
Программа жилищного строительства жилья на следующий год была определена в ноябре текущего года при обсуждении проектов прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежной политики Беларуси на 2000 год. На совещании было определено, что объемы жилищного строительства снижены не будут. В 2000 году в Беларуси должно быть введено 3,5 млн м 2 жилья. При этом будет снижена доля инфляционных источников в финансировании жилищной программы и ликвидирован необоснованный рост цен в строительстве.
Существовавшая до сих пор практика кредитования приводила к удлинению сроков строительства объектов и удорожанию их стоимости в связи с отсутствием средств на авансирование и предварительную оплату материалов, изделий, конструкций и инженерного оборудования.
А последствиями такой ситуации становились нарушение технологического цикла строительства, уменьшение из месяца в месяц выполненных объемов строительно-монтажных работ, задержки с выплатой заработной платы, долги строительных организаций, балансовые убытки, рост стоимости строительства€
Ограниченные возможности бюджета вызвали необходимость изменения подходов к решению проблемы финансирования жилищного строительства. Уже в 1999 году удельный вес льготного кредитования в объеме финансирования строительства жилья снизился по сравнению с 1997 и 1998 годами, в будущем планируется его дальнейшее сокращение. Принятие нового Жилищного кодекса потребовало приведения действующих законодательных актов, регламентирующих вопросы льготного кредитования граждан, в соответствие с его нормами. Кроме того, 14 сентября 1999 года Президиум Совета Министров принял решение об изменении, начиная с 2000 года, кредитной политики и параметров льготного кредитования жилищного строительства. Предусматривается уменьшение максимального размера предоставляемого льготного кредита, сокращение сроков его погашения и увеличение процентной ставки за пользование кредитом.
В проекте социально-экономического развития на 2000 год Минэкономики предусматривает 17% от потребности жилищной программы профинансировать за счет кредитных ресурсов. Вклад предприятий в строительство жилья должен увеличиться в 2,5 раза и составить 22,5%. Половину необходимых капвложений предстоит собрать у населения, что в 1,6 раза больше нынешних инвестиций граждан. И если сейчас имеется ясность по кредитам, то по остальным источникам финансирования идет подготовка нормативной базы, экономических механизмов через льготы и налоги. Планируется создание внебюджетного фонда в областях и Минске.
Таким образом, в сложившейся ситуации основными источниками финансирования строительства жилья должны стать внебюджетные источники - собственные средства граждан и юридических лиц, прежде всего предприятий всех форм собственности, банков, а также других инвесторов.
Как доказала практика, прежняя система финансирования не стимулировала граждан к использованию собственных средств при строительстве жилья. Суть реализуемого сегодня подхода заключается в следующем: квартиры, построенные за государственный счет, предоставляются малоимущим и социально незащищенным гражданам. Люди с материальным достатком приобретают жилье за полную стоимость. Граждане с невысокими доходами строят жилье с использованием собственных средств при соответствующей поддержке государства. Одновременно всем инвесторам должны быть предоставлены гарантии в том, что вкладываемые в строительство деньги не будут утеряны и обесценены. Кроме того, необходимо создать условия, при которых инвестор будет заинтересован вкладывать свои свободные средства в жилищное строительство. Это относится, в первую очередь, к гражданам, не признанным в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также к банкам и предприятиям.
Наиболее реальными формами финансирования жилищного строительства в сегодняшних условиях являются: целевые жилищные займы (краткосрочное финансирование, предполагающее фактически покупку уже готовой квартиры); долевое строительство жилья (среднесрочное финансирование, с рассрочкой платежей за срок строительства дома); система стройсбережений (долгосрочное финансирование, предполагающее фазу предварительных накоплений, вселение в квартиру, оплаченную на 50%, и выплату оставшихся 50% в режиме погашения жилищного кредита длительностью от 2 до 14 лет).
Каждая из указанных форм финансирования имеет своих потенциальных инвесторов. Учитывая это, Министерств архитектуры и строительства совместно с другими министерствами и ведомствами целенаправленно проводит работу по созданию нормативно-правовой базы внебюджетного финансирования жилищного строительства, изучению, обобщению и распространению передового зарубежного и отечественного опыта в этой сфере.
Сейчас наиболее юридически подготовлена модель облигационных займов, но она приемлема для людей с высокими доходами. Долевое строительство требует совершенствования, так как в коммерческие цены строительства жилья по этой модели включается стоимость создания инфраструктуры.
Система стройсбережений граждан наиболее приемлема в Беларуси. Сейчас на правовую экспертизу и регистрацию в Минюст направлен пакет нормативных документов программы стройсбережений, разработанных в ходе проводимого эксперимента фирмой "Рациональный дом".
Большие усилия ученых строительной отрасли направлены на решение такой проблемы строительного производства, как снижение стоимости, материало- и энергоемкости строительства и улучшение его качества. Отраслевыми институтами выполнен комплекс научно-исследовательских и проектных работ по созданию новых ресурсо- и энергосберегающих конструктивных систем жилых домов. Жилые дома нового поколения позволяют на основе имеющейся в республике строительной базы строить с применением одних и тех же конструкций как государственное жилье, так и квартиры под заказ. Такое жилье отличается от традиционного повышенными потребительскими качествами, в будущем его можно легко модернизировать без существенных капитальных вложений.
В республике уже ведется строительства объектов по новым конструктивным системам. Подготовлена нормативно-техническая документация, обеспечивающая развитие мансардного строительства, тепловой реабилитации существующего жилищного фонда, надстройку верхних этажей над ранее возведенными зданиями. Ведется активная работа по созданию Национальной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве, в которую включено около 800 документов. Жесткое соблюдение требований, изложенных в них, позволит гарантировать качество строительной продукции. Этим же целям служит сертификация строительных материалов, изделий и конструкций, выпускаемых на предприятиях отрасли. Начиная с 1998 года введена обязательная сертификация целой группы материалов и изделий, во многом определяющих качество и комфортность возводимых зданий и сооружений.
В Минстройархитектуры разработана долгосрочная программа повышения потребительских свойств зданий и сооружений на период до 2005 года, предусматривающая разработку и внедрение в производство ресурсо- и энергосберегающих технологий, повышение долговечности используемых материалов, более широкое применение экономических методов управления качеством, совершенствование системы ценообразования и ряд других мер.
По материалам Минстройархитектуры Республики Беларусь подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2000 год в рубрике недвижимость