Осуществляется дальнейшая разработка положений жилищного кодекса
Первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства РБ Г. Г. Добровольский выступил на научно-практической конференции "Развитие системы управления недвижимостью в Минске" с сообщением "Основные направления реформирования жилищных отношений и развития законодательства о регистрации прав на недвижимость".
Составной частью комплекса мер по стабилизации экономики страны и является жилищно-коммунальная реформа, подчеркнул Георгий Георгиевич. В частности, реформа эта направлена на обеспечение конституционного права граждан (в соответствии с их потребностями и возможностями) приобретать в собственность, строить, конструировать либо получать в пользование по договору найма жилые помещения. Проведению реформы должно сопутствовать появление ряда нормативных актов. Один из них, жизненно необходимый, - это Жилищный кодекс РБ, введенный в действие с 1 июля 1999 года и законодательно закрепивший то новое, перспективное, что было наработано в жилищной политике государства за последние годы, сохранив при этом социальную направленность существующего правового механизма реализации конституционного права граждан на жилище.
Вот основные концептуальные положения кодекса. Это, во-первых, гарантированное предоставление государством жилых помещений социального пользования по договору найма малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Во-вторых, это государственная поддержка малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий различными путями. В-третьих, это упорядочение платы за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами. В целях конкретизации содержащихся в кодексе правовых норм группой специалистов Минжилкомхоза РБ и других министерств и ведомств страны с участием общественности был разработан и внесен в СМ РБ ряд проектов нормативных актов. В настоящее время в основном все эти проекты приняты. Так, постановлением СМ РБ утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РБ. В этих Правилах установлен порядок учета, обязательный для всех местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, утверждены правила обмена жилых помещений государственного жилфонда РБ, разработано положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений социального пользования, разработан порядок отселения из жилых домов лиц, отнесенных к категории проживающих в специальных домах, утверждены положение об общежитиях и типовой договор найма жилого помещения в общежитии, разработано положение о порядке обследования состояния жилых помещений, признания их несоответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, утвержден типовой договор найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, урегулированы некоторые вопросы организации деятельности ЖСК, определен порядок государственного учета жилищного фонда, упорядочены расчеты населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами, утверждены типовые договоры найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда и поднайма жилого помещения в домах госжилфонда.
В настоящее время сотрудниками Минжилкомхоза РБ совместно с другими министерствами и ведомствами с привлечением ученых разрабатывается проект Закона РБ "Об организации граждан-застройщиков", в котором должны быть определены правовые, социальные, организационно-экономические отношения внутри подобной организации. К таким организациям относятся ЖСК, жилищные кооперативы, МЖК, КИЗ. В настоящее время ведется работа над положением о домах маневренного фонда, типовым договором найма жилого помещения в специальном доме, правилами пользования жилыми помещениями, содержания вспомогательных помещений жилого дома в РБ.
(В ближайшее время необходимо закончить инструкцию о порядке регистрации и технической инвентаризации жилищного фонда.)
Осуществляется деятельность в области придания жилищно-эксплуатационным организациям местных советов статуса юридического лица.
Решается вопрос ежегодного выделения средств на реконструкцию и модернизацию существующего жилья. Создается единая система учета жилых помещений, содержащая сведения о владельцах жилья, в собственности которых находится более одной квартиры.
В стране ведется постоянная работа по совершенствованию системы регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. При проведении данной работы специалисты Минжилкомхоза РБ руководствуются Гражданским кодексом РБ, Законом РБ о залоге, указом президента РБ от 4 января 1996 г. №9 "Об упорядочении использования зданий и сооружений, а также иных помещений, находящихся в государственной собственности", постановлением СМ РБ №585 "О создании единого государственного реестра".
К сожалению, более двух лет назад министерством был разработан и внесен в СМ РБ проект Закона РБ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", однако рассмотрение проекта было отложено до принятия нового Гражданского кодекса. Кодекс вступил в силу, проект же закона так и остался проектом.
В начале и конце своего выступления г-н Добровольский обратился к разработчикам Концепции управления минской недвижимостью (см. "СиН" №40 от 12 октября 1999 г., стр. 7), ко всем, кто будет сопровождать этот документ до его вступления в законную силу, с пожеланием более взвешенного подхода. Разумеется, должно быть позаимствовано все самое лучшее, что уже наработано в странах ближнего и дальнего зарубежья, однако вместе с водой не должен быть выплеснут ребенок, то есть то полезное, что характерно для существующей системы, должно остаться на вооружении. Об этом говорили во время визита в РБ представители Мирового банка.
От чересчур кардинальной ломки предостерегал посетивший Минск в январе этого года председатель Литовской ассоциации недвижимости А. Сабинскас - соседи РБ уже прошли через негативные последствия подобного радикализма. "Сегодня Минск убирается и ремонтируется. Если вы хотите, чтобы это имело место и впредь, не повторяйте наших ошибок", - подчеркнул г-н Сабинскас.
Негативные примеры последствий изменения направления финансовых потоков являют Могилев и такие города Минской области, как Борисов, Молодечно и Солигорск.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 1999 год в рубрике недвижимость