Оценщики встречаются в Вене


Сегодня трудно представить себе современный город без парков, скверов, насаждений на улицах. Известна огромная архитектурно-декоративная и санитарно-гигиеническая роль, которую играют в современном мире растения.


Каковы же основные показатели озеленения города, которые в основном предопределяют уровень экологического благополучия его жителей? Что делается в РБ для увеличения площадей зеленых насаждений городов и улучшения их качества?

Основными нормируемыми градостроительными показателями развития системы озеленения являются обеспеченность населения насаждениями общего пользования (парки, скверы, бульвары, лесопарки) в расчете на одного городского жителя и уровень озелененности города (отношение площадей зеленых насаждений к общей площади города). Норма насаждений общего пользования зависит от величины населенного пункта и должна составлять в крупных городах (с численностью населения более 500 тыс. чел.) 21 м2, больших (от 100 до 250 тыс. чел.) - 18 м2, средних (от 50 до 100 тыс. чел.) - 14 м2, малых городах и поселках - 8 м2.

Вот и получается, что средний город РБ (к примеру, Полоцк) должен иметь около 120 га зеленых насаждений общего пользования, он же имеет лишь 51 га, то есть на одного городского жителя в нем имеется всего 6 м2 этих насаждений при нормативе 14 м2.

Для Жлобина соответствующая цифра составляет 3 м2, для Слуцка - 3 м2, для Солигорска - 4 м2.

По имеющимся в Белорусском конструкторско-технологическом институте городского хозяйства (АНПО "Жилкоммунтехника" Минжилкомхоза РБ) данным 139 (65% общего количества) городских поселений республики не имеют необходимого количества зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, благоустроенных лесопарков), причем каждый второй из них не имеет и половины норматива. Речь идет о таких городах РБ, как Слуцк, Солигорск, Вилейка, Воложин, Пинск, Ивацевичи, Лунинец, Бобруйск, Осиповичи, Гродно, Лида, Слоним, Волковыск, Витебск, Орша, Лепель, Глубокое, Речица, Рогачев.

В последние 6-8 лет в республике наблюдается тенденция к снижению ранее достигнутых показателей в области озеленения городов. Объясняется это не только тем, что создание зеленых насаждений в городах практически не ведется, но и тем, что многие из имеющихся насаждений просто сносятся под застройку или гибнут.

Уровень озелененности городских поселений республики (отношение площадей зеленых насаждений к общей площади города) составляет в среднем 20-22% при нормативе 40-50%.

Анализ состояния озеленения городов республики показывает, что городское зеленое хозяйство и его составляющие находятся в глубоком кризисе. Налицо тенденция к сокращению зеленого фонда городов, сокращение площадей, отводимых под новое озеленение, деградация и гибель насаждений, резкое снижение санитарно-гигиенического эффекта объектов озеленения.

Значительная часть парков и скверов городов республики создавалась в послевоенный период, зачастую без проектов на озеленение и с использованием быстрорастущих малоценных местных пород, в основном тополей, кленов, ивы. В результате насаждения этих объектов озеленения, как правило, бесструктурны (рядовая посадка), перегущены или изрежены, поражены болезнями и вредителями, многие деревья на таких объектах находятся в аварийном состоянии, хотя это слабо отражается на внешних признаках (заболонная и ядровая гниль, отмирание вершины, скелетных ветвей, раковые заболевания). Даже при слабом ветре старые деревья, ослабленные болезнями, представляют реальную угрозу для населения и городских строений (достаточно вспомнить ураган 1997 г.). Разросшиеся кустарники в скверах и парках усугубляют криминальную обстановку в населенных пунктах. Вместе с тем нежелательна и сплошная рубка таких насаждений.

Таких объектов озеленения в городских поселениях около 55-60%. Эффективность зеленых насаждений в них очень низка. Они требуют проведения работ по их реструктуризации или полной замене. Совокупность многих факторов (отсутствие специалистов-озеленителей, финансовых средств на выполнение соответствующей документации и на проведение работ по реконструкции объектов озеленения) является причиной того, что к данному вопросу обращаются только в чрезвычайных ситуациях.

Сокращение работ по созданию и реконструкции зеленых насаждений городов повлекло за собой снижение спроса на посадочный материал и как результат - резкое уменьшение его выпуска декоративными питомниками республики. Дефицитными стали даже наиболее распространенные в недалеком прошлом породы и виды древесно-кустарниковых растений.

Сложившаяся в зеленом хозяйстве РБ ситуация показывает, что озеленение городов не должно быть второстепенным делом и требует общегосударственного управления и гибкой и полноценной координации усилий всех заинтересованных сторон (в первую очередь - местных властей, гор- и райисполкомов).

В 1998 г. Минжилкомхозом РБ были разработаны и разосланы руководителям облисполкомов республики "Мероприятия по улучшению экологической обстановки городских поселений Республики Беларусь средствами озеленения", которые содержат конкретные предложения по решению проблем озеленения в ближайшее время. Однако лишь некоторые из городов предприняли определенные меры для решения вопросов улучшения городской экологической среды. Из них можно отметить исполкомы и РПО (ГПО) ЖКХ Глуска, Белыничей, Молодечно, Жодино, Осиповичей, Дзержинска, Мяделя, Лиды. В этих городах проводятся работы по обследованию зеленых насаждений, реконструкции скверов, парков, лесных массивов, организации декоративных питомников.

Большинство же городов заняли выжидательную позицию, ссылаясь на отсутствие средств. А зря, ведь на решение этих вопросов через некоторое время потребуется во много раз больше средств, чем теперь, ибо большинство насаждений в городе придется создавать заново. А чем измерить здоровье горожан, состояние которого тесно связано с состоянием экологической обстановки в городе?

Феликс ГЕНИН, к. б. н., зав. отд. БелКТИГХ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 1999 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость