Черты новой управленческой парадигмы


Возможно, информация, почерпнутая из выступлений участников конференции, поможет вам, любознательный читатель, составить более полную картину состояния менеджмента в нашей республике, перспектив его и как научной дисциплины, и как реальной практики. Причем научная конференция - это объективное отражение состояния творческих умов: некоторые мысли, высказанные ее участниками, противоречат выводам главного доклада. Но таков уж научный спор - в нем рождается истина.

Десяток лет назад было принято считать, что руководство - широкое понятие, включающее в себя все виды управления в обществе. Сегодня руководство понимают как часть управления, как желание индивидуума доминировать в той области, где он нашел себя, в сочетании со способностью убедить людей сделать то, что они не сделали бы добровольно.

Г-н В. И. Сперанский, д. ф. н., профессор Московской академии труда и социальных отношений, считает, что понятие "менеджмент" совпадает с понятием "руководство". И все же, если существует наука управления как сочетание теории и практики, то менеджмент - это искусство, результат творческой активности управляющего.

По сообщению к. э. н . В. М. Петровича, в 1999 г. в государственных и негосударственных вузах РБ квалификация "менеджер" присваивалась примерно по 110 специальностям и специализациям. Практически в большинстве вузов это "Экономика и управление предприятием" в соответствующей сфере деятельности. По самым скромным подсчетам, наши вузы ежегодно из вчерашних школьников делают руководителями, то есть менеджерами, около 5 тысяч человек, не считая заочной формы обучения и структур повышения квалификации.

Только официально в центрах занятости Минска по состоянию на 15 июля этого года состояло на учете 124 менеджера, являющихся вчерашними выпускниками вузов. Многие из них занимаются видами деятельности, далекими от полученной квалификации. Поэтому г-н Петрович предлагает оценивать работу учебных заведений в зависимости от востребованности их выпускников в народном хозяйстве и провести специальное маркетинговое исследование спроса на специалистов-менеджеров в республике.

В то же время в соответствии с информацией Института переподготовки и повышения квалификации кадров Минтруда РБ 33% опрошенных руководителей и служащих считают, что сотрудники работают не с полной отдачей по причине невысокого уровня управленческой подготовки руководителей, а 66% респондентов полагают, что эффективное управление персоналом непосредственными руководителями повысит результативность работы подчиненных.

Член-корреспондент НАНБ д. э. н. А. В. Русецкий считает, что работники руководящего звена должны глубоко знать саму науку управления и прежде всего в таких ее аспектах, как социально-экономический, психологический, культурологический, социально-правовой. Ни одно из названных направлений в достаточном для руководителя объеме ранее не изучалось.

Кстати, многие выступающие отмечали именно важность гуманитаризации образования руководителя. Например, д. с. н. С. В. Лапина указывает, что целью гуманитаризации образования является усвоение системных представлений о человеке и обществе, характере их взаимосвязи.

К. э. н. Т. Д. Вермеенко считает, что для нашей республики особую актуальность имеет экологическая грамотность управленческих кадров. Процесс управления необходимо переориентировать с традиционного принятия решений к их эколого-экономическому обоснованию, а в оценочные показатели деятельности субъектов хозяйствования ввести экологические показатели.

Г-н Червинский, к. ф. н., сотрудник НАНБ, отмечает, что во "Всемирной стратегии существования", определяющей пути выживания человечества, в перспективе предполагается замена экономических критериев оценки эффективности производства на экологические. При этом подчеркивается, что такой показатель социального прогресса, как валовой национальный продукт, утратит свою роль, поскольку в оценке объемов производимых товаров и услуг отдается приоритет традиционным факторам в ущерб принципам восполнения природных ресурсов.

Формирование нравственной позиции руководителя, проявляющейся в его практическом отношении к природной среде, требует создания определенной эмоциональной атмосферы в обществе, что предполагает адресное обучение руководителя, сочетающее знания на глобальном, планетарном уровне с владением местным материалом, формирующее глубокое понимание особенностей воздействия на окружающую среду того предприятия, членом которого руководитель является.

Экологическое мышление - одна из основных черт социализации менеджмента как управления стратегическими изменениями. К. э. н. В. В. Сенчушкин, доцент Академии управления при президенте РБ, считает, что хотя среди концепций реструктуризации наиболее предпочтительна активная, имеющая выраженный инновационный характер, в условиях дефицита финансовых ресурсов возможна и мягкая реструктуризация. Таковая предполагает целевую направленность инноваций не столько в производственной и научно-технической сферах деятельности, сколько в социально-экономической, социокультурной, правовой и экологической.

Социализация управления имеет несколько направлений: содействие самореализации личности, участие работников в управлении, гармонизация межличностных отношений и отношений человека со средой обитания, усиление роли гендерных исследований.

Г-н Беляцкий, д. э. н., профессор БГЭУ, сделал сообщение о существующей структуре компетентности евроменеджера. Обобщенные оценки требований к ней по 5-балльной шкале безотносительно к конкретной должности выглядят следующим образом.

Стратегическая компетентность: глобальное мышление - 4,5; системное мышление - 4,3; способность видения - 4,1; способность решать проблему - 4,0; безопасность отношений - 3,9.

Социальная компетентность: способность работать в международной команде - 4,4; способность мотивировать и убеждать - 4,3; способность к учебе и нововведениям - 4,3; личное обаяние - 4,1; способность к разрешению конфликтов - 4,0.

Функциональная компетентность: умение принимать решения - 4,4; инициатива - 4,4; навыки, связанные с работой - 4,3; проявляемая при работе гибкость - 4,1; то же, выносливость - 3,9.

Управленческая компетентность: организаторские способности - 4,3; ответственность - 4,3; сила убеждения - 3,9; авторитет руководителя - 3,8; поведение руководителя - 3,8.

Профессиональная компетентность: университетское образование - 4,1; опыт линейной и штабной работы - 4,0; работа в большинстве функциональных областей - 4,0; зарубежный опыт работы - 3,7; владение как минимум двумя иностранными языками - 3,7.

Как видим, лидеры грядущего века - это те, кто умеет управлять будущим на основе организационного и личностного развития, управления знаниями интеллектуальной организации, управления карьерой организации и ее сотрудников, а также управления рабочим временем на основе рациональной структуры его затрат.

Руководители самого разного уровня принуждены ежедневно, ежечасно делать выбор между двумя парадигмами власти. Первая стремится приносить руководимым людям благо в соответствии с их собственными представлениями - это либеральная власть. Вторая ищет надежности и эффективности, поэтому заботится о подданных таким путем, каковой сама считает наилучшим для них. Это - патернализм.

Г-жа Т. Ф. Милова, к. ф. н., сотрудник НАНБ, ставит актуальный вопрос: "Есть ли будущее у патернализма?" Патернализм, столько раз отвергнутый в истории, по сей день сохранил свои социальные позиции. Главная причина этого - фундаментальная человеческая потребность в безопасности: патернализм позволяет верить в возможность безопасного действия, одновременно скрывая вероятность того, что это действие может оказаться бессмысленным. В определенном смысле патернализм является воспитательной стратегией - по аналогии противостояния ребенка и взрослого.

Единственным основанием для самоуважения человека, считает г-жа Милова, является его свободная воля и способность управлять своими желаниями. Если человек не выбирает добро самостоятельно, не может отличить его независимо от других, он просто-напросто превращается в инструмент - из-за того, что иное сознание и иная сила принуждают его участвовать в ситуации. Так, патернализм пытается обеспечить человека безопасностью и комфортом, лишая его при этом человеческой природы. Патернализм пытается также объединить людей путем их унификации и поэтому проявляется как чрезвычайно агрессивная технология управления.

Г-н В. И. Секун, д. п. н., считает, что отказ современного общества от какой-либо идеологии повлек за собой понимание парадоксальности психологического облика личности.

Этот феномен выражается в наличии у одной и той же личности содержательно противоречивых, порой несовместимых психологических характеристик. Поведение людей стало непрогнозируемым. Это характерно и среди руководителей. Поэтому сегодня менеджмент не пытается соотносить личные качества руководителя с эффективностью выполняемых им функций. Поэтому сегодня больше распространена концепция стиля руководства.

Одной из стратегий поведения руководителя может быть социальное управление, опирающееся на творческий стиль руководства. Доцент И. Е. Ширшов и сотрудница БГЭУ О. В. Разрывина считают, что культура социального управления базируется на некоторых общих принципах. Например, на принципе всесторонней информированности руководителей и исполнителей по поводу принятия и реализации ключевых решений, на принципе компетентности (умении сочетать профессиональный опыт с гуманитарно-культурологическими познаниями), на принципе индивидуальной мотивации выбора решения, на принципе солидарности управляющих и управляемых. Я упомянула, конечно, далеко не все выступления и мнения, касающиеся эффективного менеджмента на пороге нового века, прозвучавшие на конференции. Это и не входило в мою задачу. Надеюсь, что этот субъективный отбор информации хоть ненамного приблизил прогнозы науки к запросам менеджеров-практиков, обогатил их интуицию.

Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 1999 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость