Государство заинтересовано в качестве управления и управленцев


22 - 23 сентября в Минске произошло событие, не заметить которое было невозможно - первая международная научная конференция по проблемам управления "Руководитель на рубеже XXI века". И, конечно, не могла обойти молчанием этот форум и наша рубрика. Но - по порядку.

Тон конференции был призван задать доклад "Белорусское общество: основные проблемы и перспективы" одного из первых лиц, представляющих руководство РБ, д. э. н. М. В. Мясниковича.

Впервые с позиций оценки путей модернизации экономики и проблем государственной кадровой политики прозвучал анализ состояния белорусского общества, его основных ориентиров и проблем развития.

В напутственном слове к участникам конференции г-н Мясникович высказал пожелание, чтобы конференция серьезно проанализировала социально-экономическую ситуацию в странах, где активно идут процессы системной трансформации, для выработки принципиально новой парадигмы, переосмысления накопленного знания в области общественных наук и экономики. Глава администрации сказал, что, только ответив на вопрос: "Какой тип государства, общества и экономики мы стремимся утвердить в Беларуси?", можно технологично ответить на вопрос о том, в каком именно руководителе нуждается наше общество. В целом доклад очень интересный. По крайней мере потому, что нынешняя администрация как говорит, так и поступает. Поэтому стоит прислушиваться к ее высказываниям.

Так, г-н Мясникович уверен, что "Беларусь может успешно развиваться, только продвигаясь по собственному пути" и "именно такой подход является основой деятельности руководства нашей страны". Что же это за путь? Докладчик подчеркнул, что "Беларусь сделала свой выбор в пользу концепции устойчивого развития, и мы реально движемся к общим идеалам прав человека, демократии и свободной экономики". Белорусская модель развития не является ни западной, ни восточной, "а именно белорусской", что подразумевает организацию экономической системы страны, в которой будут исключены такие явления рыночной экономики, как "эгоцентризм, безработица, резкая имущественная дифференциация населения".

Глава администрации высказал мнение, что основная забота кадров государственного управления - "всесторонняя разработка целостной системы идей, выражающих интересы белорусского народа", так как "без идеологии государство несостоятельно". Без нее же невозможно ответить на вызов времени. Впрочем, характеризуя состояние экономики государства как "исторический поворот" к постиндустриальному обществу и социально ориентированной рыночной экономике, докладчик выразил обеспокоенность тем, что при якобы устойчивом экономическом росте функцию сбережения и накопления выполняет в основном американский доллар, а не белорусский рубль.

Г-н Мясникович справедливо заметил, что состояние дел в экономике любой страны современного мира зависит от состояния науки в обществе. По различным данным, научно-технический прогресс обеспечивает до 80% экономического роста. Национальная экономическая стратегия Беларуси также предусматривает развитие социально ориентированной рыночной экономики на основе использования новых знаний.

Несмотря на некоторые меры по улучшению социальной защищенности научных работников со стороны государства, в целом оплата труда в науке ниже, чем в промышленности и некоторых других отраслях материального производства. Такое положение способствует внешней миграции научных кадров и специалистов высокой квалификации, хотя основные потери происходят за счет внутренней миграции. Можно ожидать, что научная миграция будет молодеть. Отток, скорее всего, будет идти за счет молодых перспективных исследователей, лучших выпускников вузов. Это касается прежде всего физиков, математиков, программистов.

Г-н Мясникович заявил, что администрация президента работает над этой проблемой и считает, что "прямое административно-законодательное подавление интеллектуальной миграции в настоящих условиях представляется мало реальным и политически нецелесообразным" и полагает противопоставить этому процессу систему компенсаторных механизмов, стимулирующих работу на родине и возвращение из-за рубежа.

Отдельно глава администрации остановился на вопросе государственной кадровой политики. По мнению докладчика, управленческие кадры - золотой фонд нации. От их профессионализма зависит настоящее и будущее страны. Г-н Мясникович считает, что "управленцы должны обеспечить выполнение главной задачи - создать надлежащий уровень благосостояния для всех граждан". Повышение эффективности использования руководящих кадров - одно из центральных направлений работы администрации президента, которое рассматривается "не только как организационно-управленческая задача, но и в первую очередь - как задача политическая".

Докладчик отметил, что, начиная с 1994 г. в республике практически заново создана система работы с кадрами государственного и хозяйственного управления, основы которой заложены рядом указов президента. В соответствии с указаниями главы государства за это время администрация практически превратилась в штаб, обеспечивающий реализацию внутренней и внешней политики через работу с кадрами, ее идеологическое и правовое обеспечение.

Приоритетными направлениями работы с кадрами в настоящее время в республике являются формирование единой системы работы с руководящими кадрами всех уровней управления и сфер деятельности, обеспечение потребностей органов управления в кадрах профессионалов-управленцев, формирование резерва руководящих кадров, повышение эффективности использования руководящих кадров, ответственности руководителей за решение стоящих проблем, создание условий для профессионального роста управленческих кадров, обеспечение непрерывной переподготовки и повышения квалификации кадров.

Сегодня 60% руководителей РБ имеют высшее образование. Среди руководителей государственного аппарата высшее образование имеют 86%. Идет омоложение кадрового корпуса государственных служащих: в настоящее время удельный вес руководителей в возрасте до 40 лет составляет 27%.

Преобразования в экономике и жизни страны существенно изменили требования к руководителям и специалистам органов государственного управления, субъектов хозяйствования.

Если ранее в силу высокой степени централизации процесса выработки и принятия организационно-управленческих решений от руководителей требовались не столько инициатива и самостоятельность, сколько элементарная исполнительность, то сейчас существенно возрастают требования к уровню теоретической и практической подготовленности управленческих кадров, которым приходится самостоятельно принимать и реализовывать решения в условиях быстро меняющейся ситуации на рынке.

Обучение - основа повышения профессионального уровня руководящих кадров. Поэтому руководством страны поставлена задача создания единой системы переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов сферы государственного и хозяйственного управления.

Главной целью переподготовки и повышения квалификации, как разъяснил в своем выступлении г-н Мясникович, "является не только восполнение пробелов в знаниях в области экономики, управления, права, но и упреждающая подготовка с учетом перспектив социально-экономического и политического развития в обществе".

Подводя итог вышесказанному, докладчик высказал мнение о необходимости разработки целевой концепции последипломного образования, в числе важнейших направлений которой должны быть предусмотрены: создание организационных основ осуществления государственной кадровой политики в области последипломного образования, обеспечение дальнейшего взаимодействия в этой области республиканских и местных органов государственного управления; осуществление целенаправленных мер по усилению мотивации в постоянном повышении профессионально-квалификаци-онного уровня кадров, что должно найти отражение в соответствующих нормативных актах; организация изучения реального спроса на дополнительные образовательные услуги, разработка государственного регулирования рынка образовательных услуг в сфере последипломного образования; расширение масштабов международного сотрудничества в области переподготовки и повышения квалификации кадров.

Наиболее значимыми отличительными чертами формирующейся системы должны стать фундаментализация образования, формирование у каждого из обучаемых творческого мышления, способности системного анализа стоящих проблем.

Особое значение в профессиональной подготовке современных руководителей, по мнению г-на Мясниковича, имеет овладение ими "современными политическими, социальными и информационными технологиями".

Предполагается, что для эффективного решения комплекса назревших кадровых вопросов нужна общегосударственная программа "Кадры".

Одно из реализуемых направлений в данной области является формирование системы мониторинга деятельности руководителей республиканских и местных органов. Основная идея такого мониторинга заключается в "комплексном объективном подходе к анализу и оценке деятельности руководителей за определенный период времени". В процессе мониторинга предусматриваются оценки результатов работы курируемых руководителями сфер деятельности (отраслей, регионов), выполнения ими решений вышестоящих органов управления, решения социальных вопросов, работы в политической области, а также "управленческого потенциала руководителя", то есть его профессионального уровня, деловых и личностных качеств. В процессе мониторинга значительное внимание будет уделяться анализу общественного мнения о деятельности руководителей, в том числе на основе социологических исследований.

Отметив рост популярности высшего образования в республике, г-н Мясникович подчеркнул, что он должен сопровождаться соответствующим ростом его качества. Причем за годы учебы в вузе должна целенаправленно формироваться установка на постоянный профессиональный и гражданский рост будущего руководителя.

Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 1999 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость