Профессионально-значимые качества менеджера. Взгляд вчера и сегодня


Имея в виду какое-либо предприятие, помысли, точно ли оно тебе удается. (Козьма Прутков)

Сегодня, планируя свой профессиональный путь, свою карьеру, многие не задумываются: а подхожу ли я на ту или иную должность? Обладаю ли я нужным потенциалом качеств? Не обходит это явление и должность менеджера. Слово новое, красиво звучит. А какими качествами должен обладать современный менеджер? - об этом задумывается далеко не каждый.

Само слово "менеджер" (менеджмент) уже прочно закрепилось в нашем лексиконе. Оно пришло к нам с Запада и сейчас неотъемлемо от нашей жизни. Первоначально данный термин обозначал умение объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит английский глагол "to manage" (управлять), который в свою очередь исходит от латинского "manus" (рука). Буквальный перевод термина "менеджмент" - "руководство людьми". В современной литературе менеджмент понимается как процесс управления отдельным работником или целым коллективом.

Итак, история слова "менеджер" достаточно долгая. Но чтобы выделить и определить основные качества современного менеджера, надо знать историю науки менеджмента. Какое же время считается временем зарождения менеджмента или с чего начинается менеджер?

Официально считается, что менеджмент зародился примерно семь тысячелетий назад. Период существования менеджмента можно характеризовать как эволюционный процесс. Одно то, что за этот период произошло пять управленческих революций, говорит о изменении требований к менеджеру и месте самого менеджера в обществе.

Как было уже выше сказано, около семи тысяч лет назад произошло событие, которое положило начало менеджменту, - это появление письменности в древнем Шумере. Данное событие принято называть первой управленческой революцией или "религиозно-коммерческой" революцией. Оно привело к тому, что в обществе появился особый слой "жрецов-бизнесменов", которые осуществляли торговые операции, деловую переписку, могли производить математические коммерческие расчеты, а так же передавать ценные знания потомкам.

Другим шагом этой революции явилось то, что в древнем обществе началось расслоение высшей касты священников. Причиной раскола явилось то, что религиозные принципы начали трактоваться по-разному. В частности, если ранее в дань богам надо было приносить человеческие жизни, то позднее появилось мнение, что боги будут удовлетворены приношением денег, скота, ремесленных изделий, драгоценностей.

Как видим, к управленцам того времени предъявлялись немалые требования. Необходимо было хорошо знать все религиозные законы и обряды, уметь убеждать людей и поддерживать их веру, а также умело вести деловую документацию, владеть основами математики.

Второй крупный шаг в развитии образа менеджера и менеджмента пришелся на время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Этот правитель разработал свод законов управления государством. Регулированию стали подвластны общественные взаимоотношения между различными социальными группами. Нововведением в менеджменте стало лидерство, то есть защита и опека людей. Стали появляться новые методы мотивации поведения работающего слоя, то есть зарождаться новая философия управления.

Третья революция, известная как "производственно-строительная", относится к временам правления другого великого царя Навуходоносора II (605-562 гг.). Многим известна данная личность как автора проектов некоторых из семи чудес света (Вавилонская башня и висячие сады). В области менеджмента он внес свой вклад как соединитель государственных методов управления с контролем сферы производства и строительства. Так расширяются требования к менеджеру в области управления персоналом и контроля качеством, организации целой системы власти.

Зарождение капитализма, бурный рост промышленности в развитых странах - четвертая управленческая революция. Собственники стали сменяться большим количеством акционеров, что повлекло за собой отделение менеджера от собственника. Функции менеджера постоянно расширялись. В рамки его деятельности стало входить планирование, сбыт, закупки, усовершенствование всего процесса, делопроизводство и так далее. Менеджмент стал на путь профессионального развития, однако менеджер, как частичка системы управления того времени, не стал еще профессионалом. Под менеджментом понималось контролирование намеченных целей.

Окончательная, пятая управленческая революция относится к XIX-началу XX веков. Она носит название бюрократической и характеризуется появлением целого нового класса - менеджеров и науки менеджмента. Образ менеджера видоизменяется, корректируется по мере развития науки, техники, производства. И темпы этого видоизменения возрастают с каждым днем. Проблема управления человеческими ресурсами становится все более актуальной. Так, по подсчетам А. И. Кравченко, проанализировавшего большое количество работ по общей теме "Общество и экономика", опубликованных в разное время, всего 40% вышли в свет до 1979 года, 38% - в период с 1980 по 1984 годы, а 22% - после 1985 года. Таким образом в последние 15 лет свет увидело в 1,5 раза больше книг по данной проблеме, чем за все предшествующие десятилетия, вместе взятые.

Итак, в процессе веков происходило формирование образа идеального менеджера. Конечно, любой менеджер - это прежде всего, человек. Он обладает своими качествами, чертами характера. Однако одни качества способствуют продуктивной менеджерской деятельности, а другие - нет.

Какими же качествами должен обладать идеальный менеджер? Каждый специалист в области управления отвечает на этот вопрос по-своему. Так, по мнению Конфуция, основными качествами является тонкое и глубокое проникновение в характеры и чувства своих сотрудников. Греки времен Гомера выделяли в идеальном руководителе: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует. Однако он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.

Родоначальник, отец научной организации труда Ф. Тейлор считал основными у идеального менеджера качествами - ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность. Другой классик менеджмента А. Файоль на первое место ставил предвидение. Большое внимание он придавал также организаторским способностям, компетентности, крепкому здоровью, интеллекту, высокой культуре и нравственности.

Современные ассы менеджмента также не имеют общего мнения, какими качествами и чертами характера должен обладать хороший менеджер. Однако следует отметить, что в силу различных национальных особенностей, различного экономического развития стал вырисовываться идеальный менеджер для каждой страны.

Рассмотрим образ идеального менеджера разных стран.

Так, в США принято выделять следующую цепочку важных качеств хорошего менеджера: развитость ума; честность; логичность; техниковооруженность; широта познаний; перспективность; коммуникабельность; цельность характера; лидерство; способность делегировать власть; ораторские способности; умение принимать решения; твердость; умение сосредотачиваться; умение воспитывать; чувство юмора; умение слушать; желание слушать; объективность; организаторские способности. Наверное многих, прочитавших такую последовательность, удивило, что организаторские способности на последнем месте, а слово "профессионализм" не вошло ни в первую и ни во вторую десятку. Но американцы имеют свой взгляд на менеджмент. В "Курсе для высшего управленческого персонала", переведенного с английского языка в 1970 году, можно прочесть: "Человек, занимающийся административной работой, должен быть зрелым эмоционально, наделен большим интеллектом, высокоразвитым чувством интеллектуальной любознательности и иметь солидную подготовку. Более того, черты его характера и ум намного важнее, чем знание им техники управления и наличие профессиональных знаний". Как видим, национальные особенности играют очень важную роль в формировании идеального образа менеджера. И образ неунывающего "американского героя" наложил свой особый отпечаток и на образ менеджера. Как бы в подтверждение этого можно привести слова Чарльза Швэба, одного из ведущих американских менеджеров: "Самым ценным своим качеством я считаю умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшего в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрения".

Качества, вошедшие в первые две десятки важнейших в образе идеального менеджера Англии, отличаются не только своей последовательностью, но и содержанием. Английская цепочка качеств имеет следующий вид: способность делегировать власть; коммуникабельность; доступность; умение слушать; авторитетность; компетентность; техниковооруженность; честность; твердость; заинтересованность в людях; позитивность; решительность; юмористичность; широта способностей; продуктивность; дружелюбие; прилежание; общительность; знание специальности; отсутствие болтливости.

Совершенно иной подход к образу идеального менеджера во Франции. Проведенная беседа специалистами фирмы "Коржеф" с 598 менеджерами позволила выделить следующее: 41% считает, что самое важное для менеджера - это "дар божий". При этом, под данным понятием они подразумевают умение и навыки межличностного общения. 36% опрошенных на первое место поставили неординарность, 10% - жизненный опыт, 8% - техническую компетентность, 4% - авторитет, а 1% - внешние данные.

Совершенно другое мнение о качествах, необходимых менеджерам, у финских специалистов. По их мнению, руководитель должен обладать напористостью, включающую в себя известную агрессивность (в положительном смысле слова), целеустремленность, стремление обязательно добиться достижения поставленных целей, доведения начатого дела до конца.

Опрос президентов 41 крупной японской компании позволил выделить следующие качества, необходимые менеджеру-президенту: энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска (42%), долгосрочное предвидение и гибкость (34%), широта взглядов, глобальный подход (29%), умение правильной расстановки кадров и справедливых санкций (24%), готовность и способность выслушивать мнение других (22%), личное обаяние (22%), использование открытого стиля управления, приветствующего сотрудничество (19%), умение четко формировать цели и установки (17%).

Мы рассмотрели взгляды на образ идеального менеджера в различных странах. А какой руководитель считается хорошим у нас?

Если открыть книгу Е. Е. Вендерова "Психологические проблемы управления" (1969 г.), то можно обнаружить такую статистику: 20% опрошенных к основным качествам руководителя относили отзывчивость, внимательность, вежливость; 18% - техническую грамотность; 15% - волю, настойчивость, решительность; 14% - ум, толковость, сообразительность; 13% - организаторские способности.

На протяжении нескольких лет исследователи по проблемам подбора управленческих кадров делились на два так называемых лагеря. К первым относились те, кто старался выделить универсальные психологические качества, обладая которыми можно однозначно стать универсальным менеджером. Выделялись три вида универсальных качеств: руководителя-администратора, к которым относили силу воли, решительность и смелость, склонность направлять деятельность других; руководителя-социального лидера, к которым относились восприимчивость и реагирование на психологические особенности других людей, умение ставить свои поступки в пример другим; руководителя-интеллектуального лидера (оперирование задачами, прогнозирование).

Ко второму лагерю исследователей относились люди, считающие, что универсальных черт успешного руководителя не существует, все зависит от конкретных условий деятельности и личности. Однако постепенно изменения в общественно-экономической жизни начали доказывать, что время предъявляет к менеджерам определенный список требований, без выполнения которых они не могут продуктивно работать. Так, в 1990 году один из ведущих российских специалистов в области менеджмента Эдуард Андреевич Уткин обратил внимание на подготовку менеджеров: "Совершенно очевидно, что они должны иметь широкую общую подготовку, прежде всего в экономических дисциплинах, в совершенстве знать хотя бы один из западных языков, уметь быть "на ты" с ЭВМ, без которых невозможно представить современный менеджмент. Наряду с этим каждому необходима и более узкая специализация, предопределяющая конкретную сферу бизнеса, в которой придется работать".

Что же должен уметь делать менеджер, по мнению российского специалиста?

1. Организовывать и планировать производство и реализацию продукции.

2. Принимать правильные нестандартные решения в области управления.

3. Руководить коллективом на уровне современных требований, то есть быть лидером.

4. Общаться, контактировать с людьми.

5. Побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного.

6. Находить выход из конфликтных ситуаций.

7. Быть предельно объективным независимо от своих симпатий.

8. Подбирать, отбирать и обучать работников.

9. Уметь подчиняться и соблюдать субординацию.

10. Вести деловые переговоры.

При таком огромном перечне к умениям менеджера, не меньший список требований предъявляется к минимуму необходимых черт:

1. Наличие специальных знаний, высокая компетентность и эрудиция.

2. Предприимчивость, инициативность, умение творчески подходить к делу, способность к риску.

3. Критический подход к существующему положению дел.

4. Гибкость и рациональность мышления и действий.

5. Открытость для дискуссии, свободного обмена мнениями.

6. Логичность поступков, динамичность поведения.

7. Умение общаться с людьми, способность обеспечить хороший морально-психологический климат в коллективе, творческое содружество, товарищеское взаимодействие.

8. Ориентация на конкуренцию, на свободу выбора и хозяйственного маневра.

9. Компетентность, эрудиция, широкий кругозор, потребность в постоянном получении новых знаний.

10. Умение создавать условия для развития личности подчиненных, решения социальных проблем коллектива.

Такой большой список качеств, знаний и умений, предъявляемых к менеджеру, можно объяснить тем, что менеджер сегодня выступает в ряде ролей. Сегодня менеджер - это управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор и, конечно, просто человеческое существо. Однако, если рассмотреть требования, предъявляемые к идеальному менеджеру в странах СНГ и странах с хорошо развитой рыночной экономикой, то отличия налицо. Взять, например, "ориентацию на конкуренцию". Данное требование остается чуждым и сегодня многим нашим управленцам. В требованиях к зарубежным менеджерам оно не встречается, так как является объективной реальностью.

На образ идеального менеджера большое влияние оказывают не только национальные особенности, месторасположение данной фирмы, где работает менеджер, но и отрасль, в которой он работает. Строительство не является исключением. Разбросанность, дальность расположения строительных объектов, переброска людей с одного объекта на другой, частое переформирование рабочих коллективов - эти и другие особенности работы требуют от руководителя строительной организации определенных черт характера, способностей и знаний.

Какими же чертами характера, качествами должен обладать идеальный менеджер строительной организации?

Ответ на данный вопрос начали искать еще в советский период. В 1984 году НИИЭС Госстроя СССР и в 1985 году ВНИПИ труда в строительстве рекомендовали и использовали специальные методики для оценки деловых качеств руководителей строительных организаций.

Следующим большим шагом в решении вышепоставленного вопроса явилась разработка и внедрение в конце 80-х-начале 90-х годов Главленинградстроем комплексной оценки деловых и личностных характеристик руководителей строительных организаций. Использование данной методики позволило на основе 12 000 экспертных оценок выделить качества руководителей, способствующих перспективной управленческой деятельности. Данная методика позволила также выделить качества, не отвечающие требованиям перспективного управления. Приведем некоторые результаты данного исследования.

Проходят годы, десятилетия, а вопрос "Каким должен быть хороший менеджер?" - актуален, как и прежде. Менеджер - это не только профессия, должность, но и прежде всего призвание. Сегодня его роль в развитии предприятия, отрасли, области и даже страны возрастает. Вот как в цифрах оценивает преуспевающий предприниматель сегодняшней Америки, создатель фирмы "Ричард Саундерс Интернешнл" Д. Холл роль сегодняшнего менеджера: "15% неувязок в бизнесе - вина работников и исполнительных директоров (не следуют инструкциям и нажимают "не на те кнопки"), оставшиеся 85% - вопросы, которые может разрешить только менеджмент". Именно поэтому, каждому, кто решил пуститься в плавание по "морю управления", необходимо оценить свои возможности, личностные качества, знания, умения, навыки

Елена СУТОВИЧ, психолог, аспирантка РИПО


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 1999 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость