Об осмысленности затрат бюджетных средств


22 июня Минский городской комитет по управлению государственным имуществом и приватизации в сотрудничестве с Управлением бытового обслуживания населения при техническом содействии Международной финансовой корпорации (МФК) провел семинар для руководителей и представителей трудовых коллективов государственных и арендных предприятий бытового обслуживания населения. Тема семинара "Об актуальных вопросах разгосударствления и приватизации предприятий бытового обслуживания населения".

В работе семинара приняли участие представители Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации, Белорусского республиканского союза предприятий бытового обслуживания населения, Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации, Управления бытового обслуживания населения Мингорисполкома и консультанты проекта Международной финансовой корпорации "Малая приватизация в г. Минске".

Председатель Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Т. К. Малиновский познакомил присутствующих с результатами разгосударствления и приватизации предприятий бытового обслуживания населения. По статистике Минскгоримущества, в Минске реформировано 69,9% указанной сферы. Он отметил, что государственные предприятия бытового обслуживания нуждаются в финансовом оздоровлении. По итогам 1998 года три государственных и одно арендное предприятие находятся на контроле комитета по санации и банкротству, четыре госпредприятия имеют убытки, общая сумма которых составляет 12 938 млн рублей. При этом убытки государственных предприятий бытового обслуживания превышают полученную ими прибыль на 248 млн рублей. В то же время негосударственные предприятия бытового обслуживания являются прибыльными.

Анализ балансовой прибыли государственных предприятий рассматриваемой сферы показал, что основная деятельность - оказание услуг населению - убыточна и нерентабельна. По состоянию на 01.01.1999 года убытки государственных предприятий от реализации работ, услуг, продукции превышают прибыль на 31 млрд 565 млн рублей и составляют 44,778 млрд рублей. При этом доходы от внереализационных операций и прочей реализации дали государственным предприятиям бытового обслуживания 31,317 млрд рублей. Получены они в основном за счет сдачи в аренду пустующих площадей.

"Данное положение дел нельзя назвать благополучным и способствующим развитию отрасли, - сказал Т. К. Малиновский. - Задача государственных органов управления - исправить сложившуюся ситуацию. Необходимо разработать оптимальный вариант реформирования предприятий и провести разгосударствление и приватизацию в кратчайшие сроки. Правительство Республики Беларусь определило срок завершения приватизации объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания - 1 июля 1999 года. Поэтому отрасль бытового обслуживания должна быть готова к процессу приватизации. Руководству предприятий необходимо провести работу в трудовых коллективах и дать предложения по их реформированию".

Об итогах работы предприятий бытового обслуживания населения г. Минска в 1998 году и перспективах развития сферы услуг рассказал присутствующим начальник Управления бытового обслуживания населения Мингорисполкома А. П. Ковшер. "В прошедшем году деятельность предприятий сферы услуг города осуществлялась в сложных экономических условиях, - сказал А. П. Ковшер. - 21 государственное предприятие на начало 1998 год имело неудовлетворительное финансовое положение: кредиторские задолженности, в том числе и просроченные, недостаток или отсутствие оборотных средств. К концу года их количество сократилось до 5". Сохранилась и достигнутая в 1997 году тенденция роста объема услуг. В 1998 году населению города оказано услуг на сумму 2202 млрд рублей, в том числе 450,4 млрд рублей (20,4%) - предприятиями с государственной формой собственности. Темп роста бытовых услуг по государственным предприятиям составил 119,4% при среднем темпе 117,4%.

Тем не менее, сфера бытового обслуживания г. Минска в целом не обеспечила уровень соответствующего периода прошлого года по объемным показателям. По предприятиям Управления темп роста в сопоставимых ценах за 5 месяцев 1999 года составил 111,9% к соответствующему периоду прошлого года. По мнению А. П. Ковшера, итоги работы предприятий сферы услуг зависят не от формы собственности, а от жизненного уровня населения и его доходов.

В заключение А. П. Ковшер поделился планами по развитию сферы бытовых услуг. В настоящее время Управление бытового обслуживания населения совместно с Управлением капитального строительства и Комитетом архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома формирует Программу развития материально-технической базы предприятий бытового обслуживания населения до 2005 года. В программе предусматривается создание в каждом микрорайоне небольших объектов бытового обслуживания населения с полным набором услуг повседневного спроса.

На семинаре также выступили начальник отдела экспертиз и оценки имущества Минскгоримущества И. А. Белякова и юрист МФК О. Н. Зюзгина. Они познакомили участников семинара с особенностями учета и методикой оценки государственного имущества, а также с юридическими аспектами приватизации предприятий бытового обслуживания.

Опытом работы предприятий после приватизации поделились директор КП "Прогресс" С. М. Ковалева, директор ОАО "Андарак" В. А. Бравичева и заведующая прачечной НПКП "Юпоком" Т. В. Любецкая. Выступающие отметили, что в первую очередь необходимо обеспечивать равные условия для деятельности предприятий всех форм собственности. Так, КП "Прогресс" после реформирования столкнулось с тем, что поставщики жестко ограничили предприятию отпуск сырья и прикладных материалов, так как оно стало негосударственным. В целом же представители приватизированных предприятий подтвердили, что основной путь к повышению эффективности работы предприятий бытового обслуживания и качества услуг состоит в привлечении негосударственных инвестиций, чему способствует приватизация.

Вице-президент Белорусского республиканского союза предприятий бытового обслуживания населения О. И. Кушпир в своем выступлении отметил, что не видит причин, по которым невозможна приватизация предприятий бытового обслуживания г. Минска.

Подводя итоги семинара, заместитель министра по управлению государственным имуществом и приватизации О. В. Мельников отметил, что эффективно хозяйствующие негосударственные предприятия вытесняют с рынка неудовлетворительно работающие государственные. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, население готово платить деньги только за высокое качество обслуживания. Процесс приватизации идет и обязательно будет завершен. Отведенный законодательством срок на реформирование предприятий сферы услуг очень короткий и на раскачку времени нет.

В первую очередь подлежат приватизации убыточные и низкорентабельные предприятия, так как в соответствии с проводимой в республике политикой недопустимо тратить бюджетные средства на поддержку неэффективно работающих субъектов хозяйствования. Вместо предоставления дополнительных преференций надо активнее освобождаться от них. Пусть в них инвестируется частный капитал, а государственные средства направляются в те сферы, где они действительно нужны. Вывести из кризиса данные предприятия можно только за счет частных инвестиций. Государственные средства, в сою очередь, будут направлены в те сферы экономики, где они необходимы.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 1999 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость