Строительные машины и механизмы ведущих фирм Европы
Самосвалы со сменными кузовами
Для перевозки насыпных и навалочных грузов в ФРГ широко применяют различные типы самосвалов со сменными кузовами (мулътилифты) грузоподъемностью до 20 тонн и выше, вместимостью кузовов до 55 м 3.
Такие машины оснащаются тросовыми, крюковыми или цепными опрокидывающимися кузовами. Крюковые грузоподъемные устройства оборудуют жесткими или шарнирными грузовыми стрелами с крюками. Самосвалы со сменными кузовами могут разгружаться точно так же, как и обычные самосвалы с разгрузкой кузова назад. Применение сменных контейнеров позволяет существенно повысить коэффициент использования базовых автомобилей.
Фирма "Gergen" (ФРГ) для транспортировки сменных контейнеров большой длины выпускает самосвалы, оборудованные тросовой опрокидывающейся конструкцией кузова, так как для размещения за кабиной водителя крюковой грузоподъемной системы требуется свободное пространство шириной 30-40 см. Машины с тросовыми грузоподъемными системами гарантируют небольшой угол наклона сменного контейнера при выполнении погрузочно-разгрузочных операций, а также разгрузку кузовов в помещениях с относительно низкими потолками. Они имеют большие удельную грузоподъемность и устойчивость и обеспечивают транспортировку негабаритных контейнеров большой вместимости. К недостаткам тросовых опрокидывающихся конструкций кузовов относятся значительный износ стальных тяговых тросов и необходимость применения ручного труда для их запасовки при погрузке сменных кузовов. Во избежание указанных недостатков фирма "NCH" (ФРГ) монтирует на торцевой стороне сменных контейнеров направляющие ролики, которые обеспечивают удобное зацепление стального троса.
Для этой цели фирма "Feka" (ФРГ) применяет специальные дополнительные крюки, которые устанавливают на вертикальных спусковых салазках нижней рамы сменного контейнера.
Самосвалы, оборудованные крюковыми опрокидывающимися конструкциями кузова, позволяют быстро выполнять погрузочно-разгрузочные операции со сменными контейнерами из кабины водителя. При этом, однако, требуется очень точная установка базового автомобиля относительно продольной оси контейнера. По сравнению с тросовыми грузоподъемными системами крюковые обеспечивают более крутой угол наклона сменных кузовов при погрузке, а кроме того, позволяют транспортировать исключительно стандартные контейнеры строго определенной длины.
Фирма "Hiab-Foco" (Финляндия) выпускает самосвалы, оборудованные цепными опрокидывающимися конструкциями кузова. Машины предназначены для транспортировки тяжелых сменных контейнеров различных габаритных размеров. Цепные грузоподъемные установки обеспечивают незначительный угол наклона сменных контейнеров при выполнении погрузочно-разгрузочных ра-бот. К недостаткам конструкций данного типа относятся большая собственная масса, высоко расположенный центр тяжести и быстрый износ грузовых цепей.
Фирма "Hiab-Foco" выпускает также самосвалы, оснащенные тросовыми (см. рис. 1) и крюковыми опрокидывающимися конструкциями кузова. Машины предназначены для транспортировки сменных контейнеров длиной от 3,5 до 7 м и вместимостью до 40 м 3. В зависимости от типа опрокидывающейся системы и грузоподъемности базового автомобиля, полезная загрузка контейнера может достигать 19 тонн.
Гидроцилиндры гидравлической крюковой грузоподъемной конструкции оснащают обратными клапанами. Установка оборудуется также специальным вентилем, который обеспечивает блокировку грузовой стрелы при наклоне рамы мультилифта, не допуская ее перемещения. В тросовых опрокидывающихся конструкциях кузова фиксация сменных контейнеров осуществляется при помощи специального тормоза. Выпускают также модификации тросовых мультилифтов, которые позволяют выполнять трехстороннюю разгрузку сменных контейнеров. Машины с крюковой грузоподъемной системой могут оснащаться шарнирными грузовыми стрелами, способными поворачиваться вокруг своей оси на 180°, а также наклоняться назад.
Последняя модель самосвала с опрокидывающейся конструкцией кузова фирмы "Hiab-Foco" оборудована крюковой гидравлической грузоподъемной системой. Собственная масса машины 1,6 тонн, ее грузоподъемность составляет от 0,4 до 0,5 тонн. Самосвал имеет некоторый высотный габарит, что позволяет перевозить более высокие сменные контейнеры. Благодаря дополнительному приспособлению, которое блокирует переднюю и заднюю опрокидывающиеся рамы, машина обладает повышенной устойчивостью против опрокидывания, что особенно важно при транспортировке старых сменных контейнеров. Механическая блокировка между задней и дополнительной рамами гарантирует устойчивость самосвала при производстве погрузочно-разгрузочных работ на неровной площадке. Кроме того, машина оснащена электромагнитной системой управления, не имеющей подвижных конструктивных элементов, а также электрическим устройством безопасности с жестким неконтактным включением. Мягкая установка сменного контейнера на раму самосвала обеспечивается путем автоматического снижения давления в подъемном гидроцилиндре при опускании опрокидывающейся рамы мультилифта. Автоматическое снижение давления в гидросистеме происходит также при выдвижении наклонного гидроцилиндра, вследствие чего осуществляется защита сменного контейнера от повреждений при его блокировке, а кроме того, до минимума снижается нагрузка на подъемный гидроцилиндр, грузовую раму и гидромотор.
Фирма "NCH" выпускает самосвал, оборудованный крюковой гидравлической опрокидывающейся конструкцией кузова, Машина оснащена специальной электромагнитной системой управления, которая обеспечивает высокую скорость погрузочно-разгрузочных ра-бот, а также возможность выполнения двух рабочих функций одновременно, например, совмещать подъем грузового крюка и выдвижение стрелы. Фирма выпускает также самосвал, оборудованный быстродействующим тросовым мультилифтом, который по сравнению с крюковыми грузоподъемными системами позволяет транспортировать более длинные сменные контейнеры, так как конструкция машины позволяет устанавливать их вплотную к кабине водителя.
Обе легкие модели опрокидывающейся конструкции кузова, тросовая и крюковая, совместно с рамой мультилифта имеют высотный габарит, что позволяет транспортировать крупногабаритные сменные контейнеры. Выпускают также грузоподъемные конструкции без рам.
Фирма "Georg" (ФРГ) изготавливает на базе четырехосного автомобиля крюковое гидравлическое опрокидывающее устройство кузова модели Hakenlift HL 32т, отличающееся небольшой массой и значительной грузоподъемностью. Для фиксации груза подъемный крюк машины оснащен специальным блокировочным приспособлением. Обе части опрокидывающейся рамы фиксируются в наклонном положении посредством специальных блокировочных собачек, входящих в зацепление автоматически. Эта фирма разработала также тросовую опрокидывающуюся конструкцию кузова, оснащенную муфтой свободного хода и специальным тормозом для фиксации сменных контейнеров.
Крюковые опрокидывающиеся конструкции кузова фирмы "Georg" оснащаются жесткими либо шарнирными грузовыми стрелами. Тросовые и крюковые грузоподъемные системы позволяют транспортировать крупногабаритные сменные контейнеры, они имеют небольшой высотный габарит, что обеспечивает их высокую устойчивость. Все модели опрокидывающихся конструкций кузова фирмы "Georg" отличаются легкостью и повышенными грузоподъемностью и жесткостью. Специальные конструкции опрокидывающих устройств, разработанные этой фирмой, имеют грузоподъемность до 50 тонн. Гидравлические цилиндры грузоподъемных систем оснащают твердохромированными штоками с регулируемой посадкой шевронных манжет, благодаря чему исключается возможность утечки из гидросистемы рабочей жидкости.
Фирма "Meiler" (ФРГ) разработала и производит самосвал с опрокидывающейся конструкцией кузова, оснащенной телескопической поворотной стрелой, которая отличается безопасностью и простотой в эксплуатации. Трехосная модель машины RK 16070 грузоподъемностью 18 тонн способна транспортировать сменные контейнеры длиной до 7 м. Контейнер при этом свешивается консольно с грузовой рамы автомобиля на расстояние 0,98 м. Машина может также транспортировать более короткие сменные контейнеры, длина которых, однако, не должна быть меньше 5,5 м. Трехосная модель машины RK 18065 грузоподъемностью 20 тонн предназначена для перевозки сменных контейнеров длиной от 5,5 до 6,5 м. Для фиксации контейнеров нестандартных размеров обе модели самосвалов оснащают специальной гидравлической системой блокировки, а также расположенными сзади автомобиля выносными опорами с гидравлической системой управления. Выносные опоры значительно повышают устойчивость машины при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Фирма "Atlas-Weyhausen" (ФРГ) разработала и изготавливает самосвалы (см. рис. 2), которые оборудованы тросовыми и крюковыми опрокидывающимися конструкциями кузова, а также машины специального исполнения, так называемые туннельные контейнеры. Все перечисленные модели отвальных самосвалов оснащают автоматическими блокировочными устройствами механического действия, спусковыми тормозами и клапанами свободного хода. Тросовые и крюковые опрокидывающиеся конструкции кузова обеспечивают подъем сменных контейнеров по относительно пологой траектории. Самосвалы могут оснащаться так называемыми вращающимися или осевыми выносными опорами. Гидроцилиндры грузоподъемных систем имеют штоки с твердым хромированием.
Фирма "Feka" выпускает самосвалы со сменными контейнерами, оборудованные лебедочным блоком с неизнашивающимися конструктивными элементами, ускоренной передачей и автоматической блокировкой. Обеспечивается трехкратная блокировка сменных контейнеров: они фиксируются на опрокидывающейся раме мультилифта в горизонтальном и вертикальном направлениях, а кроме того, специальное механическое блокировочное устройство лебедочного привода предотвращает ослабление подъемных тросов во время движения автомобиля.
Фирма "Feka" выпускает также самосвалы со сменными кузовами, оборудованные трехсекционной грузовой стрелой либо перемещающейся горизонтально крюковой стрелой. Трехсекционная грузовая стрела системы Guima позволяет осуществлять подъем сменного контейнера практически по любой заданной траектории. Благодаря этому возможна очень точная установка контейнера на пусковые ролики автомобиля, что гарантирует высокую устойчивость машины как при подъеме очень тяжелых сменных контейнеров, так и при использовании автомобилей с короткой базой шасси. Крюковая стрела позволяет применять более короткие подъемные гидроцилиндры небольшого диаметра, что позволяет отказаться от траверсы, обычно располагаемой в передней части самосвала. Машины, оснащенные горизонтально перемещающейся крюковой стрелой, предназначены для транспортировки сменных контейнеров различной длины. Обе модели самосвалов оборудованы общей гидравлической системой управления и ускоренной передачей, предназначенной для перемещения порожних контейнеров. При необходимости машины могут быть оснащены специальным быстроходным опускающим устройством, с помощью которого выполняется дозированная разгрузка сменных контейнеров. Гидравлическая система управления самосвалов позволяет опрокидывать кабину водителя при выполнении необходимых работ без разъединения ее конструктивных элементов. Эта же фирма "Feka" выпускает также машины, оборудованные высокой опрокидывающейся конструкцией кузова, для перевалки грузов.
Фирма "Gerger" (ФРГ) производит одну тросовую и три крюковые модели опрокидывающихся конструкций кузова. Тросовая грузоподъемная установка оборудована муфтой свободного хода и специальным тормозом. Крюковые модели опрокидывающейся конструкции кузова могут также выпускаться с жесткой либо с телескопической грузовой стрелой, которые, кроме того, могут иметь изломанную или телескопическую конструкцию. Крюковые грузоподъемные системы с двойным изломом грузовой стрелы обеспечивают небольшой угол наклона при погрузке сменных контейнеров.
Фирма "Marrel" (Франция) изготавливает модель самосвала, оборудованную крюковой опрокидывающейся конструкцией кузова с жесткой телескопической стрелой. Машина оснащена основным и дополнительным блокировочными устройствами, которые обеспечивают надежную фиксацию сменных контейнеров во время наклона рамы мультилифта. Гидроцилиндры грузоподъемной системы, рабочее давление в которых достигает 28-36 МПа, имеют азотированные и твердохромированные штоки.
Фирма "Normann Bock" (ФРГ) производит крюковую опрокидывающуюся конструкцию кузова, оборудованную грузовой стрелой с круговым вращением. Грузоподъемная установка такой конструкции предназначена для применения на автомобилях, общая масса которых не превышает 9 тонн. Для автомашин общей массой до 32 тонн фирма выпускает также опрокидывающуюся конструкцию кузова модели Combilift, которая обеспечивает безопасные подъем и транспортировку сменных контейнеров длиною от 3,5 до 7 м. Конструкция Combilift представляет собой крюковую грузоподъемную систему, состоящую из телескопических рам и жесткой грузовой стрелы. Такая машина позволяет транспортировать как крюковые, так и тросовые сменные контейнеры, для подъема которых применяется специальное тросовое приспособление. Кузов модели Combilift оборудован двумя гидроцилиндрами двойного действия.
Евгений МАРГАЙЛИК, инженер и патентовед ВОИР
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 1999 год в рубрике дороги