Психологический тест — новое слово или требование прогресса


"Тест", "тестирование" - эти термины основательно вошли в нашу жизнь. Сегодня, наверное, нет человека, который никогда их не слышал. Но откуда пришли к нам эти понятия, зачем были придуманы психологические тесты и как они используются сегодня? Ответы на эти вопросы должен знать каждый менеджер, да и просто грамотный человек.

Но прежде чем подойти к понятию "психологический тест", рассмотрим малоизвестное для многих слово - психодиагностика.

Психодиагностика - одно из самых молодых направлений в психологии. Оно разрабатывает методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Сам термин "психодиагностика" произошел от двух греческих слов psyche - душа и diagnostikos - способность распознавать. Как самостоятельное направление психодиагностика оформилась только в 20-е годы нашего столетия.

Одним из методов психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), является тестирование. Сегодня выделяют три основных сферы тестирования. Во-первых, тестирование применяется в образовании для контроля психологического развития личности и оптимизации процесса обучения. Во-вторых, в связи с увеличением темпов роста и усложнением производства, тестирование все чаще применяется в профессиональном отборе и расстановке кадров.

Данное направление работы психологов все ближе соприкасается с работой менеджеров во всем мире. Не может обойтись без тестирования и психологическое консультирование. Но где бы ни применялось тестирование, в его использовании всегда можно выделить три основных этапа: выбор теста, его проведение и интерпретация результатов. Следует отметить, что на всех трех этапах необходимо участие квалифицированного психолога.

Итак, мы подошли к понятию "тест". Рассмотрим более подробно историю возникновения метода тестирования.

Первые тесты для определения индивидуальных различий были известны более четырех тысяч лет назад. История древних цивилизаций имеет большое множество тому подтверждений. Примером использования своего рода тестов того времени может служить система гражданских испытаний, упоминания о которой относят к расцвету Китайской империи. В Древней Греции испытания проводились для оценки физического мастерства, умения рассуждать и мыслить. История рассказывает нам также о предложенной Платоном серии испытаний военных способностей, проводимых при отборе воинов в описанном им идейном государстве. Предложенный им перечень испытаний относят к одним из первых систематических описаний тестов способностей.

Можно прочесть описание, в некотором роде тест, и в Библии, в книге Судей. В ней повествуется, как войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, готовящимся к тяжелой битве с мадианитянами, было велено пить воду из источника. Все воины ощущали сильную жажду. Однако часть уставших воинов пили воду, став на четвереньки. Другие же, не теряя своего достоинства, черпали воду ладонями. Именно вторые впоследствии и составили отборный отряд высококлассных воинов.

Хотя тест как средство проверки определенных свойств личности существует уже очень давно, но как научно обоснованный метод измерения начал применяться в конце XIX века. Впервые предложил тестовый метод и ввел понятие "тест" американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860-1944). В переводе с английского слово test обозначает проверку, опыт или пробу. В современной психологии под тестом понимается система знаний, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества. Тест, предназначенный для измерения одного свойства, называется гомогенным. Совокупность гомогенных тестов, объединенных общей концепцией или теорией измерения различных свойств личности, образуют гетерогенный тест. Существует и другое разделение, классификация тестов. Так, по количеству участников в процессе тестирования тесты разделяются на индивидуальные и групповые, по форме ответов - устные и письменные, по характеру ответов - предписанные и свободные, по характеру умственных действий - вербальные и невербальные.

Термин "тест" используется не только в психологии. Если заглянуть в "Советский энциклопедический словарь", то можно узнать, что в физиологии и медицине под тестом понимают пробные воздействия на организм с целью изучения различных физиологических процессов в нем и определения функционального состояния отдельных органов, тканей и организма в целом. В вычислительной технике под тестом понимают конкретную задачу для проверки правильности работы ЭВМ. Широко понятие "тест" применяется и в педагогике.

Если обратиться к истории, то одной из предпосылок бурного развития метода тестов явилась образовательная школа. Потребность оценки знаний, умений, навыков, способностей актуальна как для начала нашего столетия, так и сейчас. Бытует мнение, что период с 1900 по 1915 год является периодом исканий. Свет увидели первые психологические тесты Бинэ во Франции. 1905 год ознаменовался построением Бинэ и Симоном первой, так называемой, "измерительной шкалы ума." Следует отметить, что тесты Бинэ-Симона предназначались для диагностики умстенно отсталых детей и являлись индивидуальными. Однако уже в 1911-1912 годах Льюис Термен совместно с Чайлдсом подвергли тщательному пересмотру тесты Бинэ и создали 90 отдельных тестов для детей 3-10 лет. Исследования в области психодиагностики набирали ход. И в 1915 году свет увидела новая серия тестов, создателем которой явился Йеркес. Она отличалась новой системой подсчета и обработки данных. Разработка и использование тестов быстрыми темпами расширяли поле своей деятельности за рубежом.

Обратим теперь свое внимание к нашему бывшему Советскому Союзу и использованию тестовых методик.

Начало составления и применения тестов в СССР относят к 1926 году. Однако еще весной 1925 года при педагогическом отделе института методов школьной работы была создана специальная комиссия по выработке стандартизированного теста советской школы. Результатом действия данного органа явилась вышедшая весной 1926 года серия тестов группового исследования. Она охватила такие темы, как природоведение, обществоведение, решение различного рода задач, правописание, чтение, знание географической карты. Выпущен был индивидуальный тест по правильности чтения. Эта, как и последующие две серии тестов, разрабатываемые данной комиссией, были направлены на диагностику знаний и навыков учащихся.

Применение же тестов на определение интеллектуального уровня развития подвергалось большой критике. Разделение людей по уровню интеллекта сводилось к классовому разделению. Вот строки из книги И. А, Цатуровой "Из истории развития тестов в СССР и за рубежом", выпущенной в 1969 году: "Интеллектуальные тесты создают лишь видимость научного обоснования отбора детей, а на самом деле приводят к тому, что лучше подготовленные и выросшие в благоприятных условиях дети высших слоев общества направляются в средние школы, а затем в университеты, в то время как дети, не имеющие нужных условий развития (и обычно принадлежащие к наименее обеспеченным слоям буржуазного общества), получают лишь низшее образование и превращаются в кадры низкооплачиваемых, малоквалифицированных рабочих... Советская общественность внимательно изучает и учитывает те достижения, которые, несомненно, имеются в прогрессивной психологической и педагогической науке капиталистических стран. Однако она отвергла систему "интеллектуальных" тестов, имеющих в своей основе чисто классовый характер".

Черным пятном в использовании тестовых методик явилось постановление ЦК ВКП(б) "О педагогических извращениях в системе Наркомпросов", принятое 14 июля 1936 года. Официально были отвергнуты не только тесты по определению уровня интеллектуального развития, но и тесты школьной успешности. Только через три десятилетия тесты успешности начали постепенно внедряться в образовательный процесс и не вызывали возражений в их использовании.

Профотбор - одна из областей применения тестов. Широкое использование тестирования обусловлено множеством различных профилей, связанных с необходимостью соответствия уровня подготовки, психологических и физических характеристик с требованиями профессии. Именно профессиональный отбор способствует решению огромного ряда социально-экономических проблем, таких, как повышение качества и производительности труда, снижение числа аварий и травм, экономии финансовых и материально-технических средств и других.

История говорит, что одной из первых о необходимости профессиональной дифференциации и профессионального отбора заявила армия. Для отбора надежных квалифицированных военных специалистов был проведен грандиозный по-своему масштабу эксперимент в Америке. Целый год специальный Психологический Комитет и Американская психологическая ассоциация занимались тестированием одного миллиона семисот тысяч солдат и сорока девяти тысяч офицеров. Считается, что это был первый шаг в составлении и применении групповых тестов. В эксперименте были применены специально разработанные две серии групповых тестов, получивших названия альфа- и бета-тестов. Первые предназначались для испытуемых, владеющих английским языком, и явились прототипом групповых словесных тестов. Вторые предлагались испытуемым, не владеющим английским языком, и послужили прототипом бессловесных тестов. В состав американских новобранцев и военнослужащих в то время входили люди как неграмотные, так и плохо знающие язык.

В разработке и составлении этих тестов приняли участие крупнейшие психологи Америки. Степень одаренности, определенная с помощью тестового метода, подтвердила его надежность. Из числа испытуемых те, кто получили высокие показатели по тестам, хорошо учились и в колледжах.

После окончания первой мировой войны тесты стали широко применяться в профотборе и профориентации.

Сегодня у нас и за рубежом разработано немало опросников, которые помогают специалистам разобраться в проблемах, не осознаваемых даже самими испытуемыми. Каждому менеджеру, предпринимателю при подборе кадров рекомендуется консультация психолога. Психодиагностика перестала сегодня быть экзотикой. Она помогает сэкономить большие капиталы, усовершенствовать проекты. При этом она применима для подбора медицинских работников, экономистов, строителей, военнослужащих...

Так, например, менеджеру строительной фирмы нужен коллектив для возведения объекта в трудных северных условиях. Срок командировки - один год, но через три-четыре месяца добровольцы предпочитают вернуться. Потрачены большие средства, а работа не сделана. Смена коллектива - новые затраты. Психодиагностика дает возможность создать коллектив, способный довести дело до конца.

Однако мы знаем, что бизнесмены, предприниматели, умеющие считать деньги, предпочитают пользоваться не только фактами, но и цифрами. А. Клименко, анализируя опыт зарубежных психологов, приводит следующие цифры (1991 г.): "При подготовке высококвалифицированного кассира для работы в магазине компания тратила $700. Использование только одного теста способствовало более эффективному отбору и снизило стоимость подготовки до $427".

Итак, идея взаимного соответствия личных качеств человека, с одной стороны, и требований, предъявляемых к нему выполняемой работой, с другой, как бы очевидны. Каждый менеджер осознает, что чем ярче выражены необходимые для данной деятельности качества у человека, тем меньше денежных средств потребуется на его обучение и тем продуктивнее будет его деятельность. Факт соответствия личностных качеств и требований профессии, должности на разные лады отображен даже в нашем фольклоре. Так многие слышали пословицы: "Руби сук по плечу", "И умен, и пригож, да на дело не гож", "Какова Устинья, такова у нее и ботвинья".

Но любая деятельность, овладение какой-либо профессией требует от человека развития определенных качеств. И для того, чтобы определить, подходит человек или нет к продуктивному выполнению той или иной деятельности, необходимо выделить ряд качеств личности, которые в большей степени используются при овладении и исполнении данного вида работ.

По каким же параметрам следует диагностировать при подборе рабочих в строительную отрасль?

Качества, необходимые для овладения строительными профессиями, обширны. Ю. А. Гагин и А. А. Савкин в своей брошюре "Тестирование познавательной деятельности абитуриентов строительных вузов", предназначенной для выявления склонностей учащихся в области познавательной деятельности при овладении ими инженерными строительными специальностями, выделяют следующие параметры: диагностика умственной работоспособности; распределение; переключение и колебание внимания; преднамеренное и непреднамеренное запоминание; логическое и образное мышление; вербальное и невербальное мышление, нешаблонность мышления; представление испытуемых о сущности творческого мышления; мотив поведения при выполнении любимой работы; целостность и избирательность зрительного восприятия.

Следует также учитывать, что различные направления работы в строительной отрасли требуют делать акцент на различные качества. Так инженеры-строители, работающие в проектных организациях, должны в первую очередь проявлять конструкторские способности, позволяющие им быстро производить расчеты инженерных сооружений, строительных машин, технологических процессов, и разрабатывать соответствующие проекты. В то же время творческие способности - необходимый элемент для любой инженерной деятельности: и организаторской, и конструкторской, и педагогической. Эти качества личности включают нешаблонность мышления, умение решать задачи при дефиците информации, оригинальные способы деятельности и эвристическое мышление.

Среди строительных специальностей существует одна, для которой творческая деятельность имеет особое первостепенное значение. Эта специальность - архитектура. Творческая деятельность архитектора преобладает над конструкторской, организаторской, познавательной. Она базируется на художественных способностях.

Выявив склонности, способности человека к той или иной деятельности, можно прогнозировать его перспективность в выполнении работы. Тесты позволяют определить уровень сформированности тех или иных способностей. Однако надо помнить, что диагностика является не результатом, а началом, точкой отсчета. Опираясь на результаты теста, психолог дает рекомендации по развитию тех или иных способностей. Способности диагностируются с целью их дальнейшего более продуктивного развития.

Как видим, тесты применяются сегодня очень широко, и любая фирма, предприятие при подборе и расстановке кадров должна опираться на результаты психологического тестирования. Сегодня мы вступили на новый этап экономического развития. И каждый рабочий, служащий, менеджер должен соответствовать требованиям занимаемой должности. Познавая свои слабые и сильные стороны,человек определяет для себя максимально прогрессивный путь саморазвития и самосовершенства.

Елена СУТОВИЧ, аспирантка РИПО


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 1999 год в рубрике менеджмент

©1995-2024 Строительство и недвижимость