Курс на совершенствование


Дальнейшая политика нашего государства относительно развития жилищного сектора экономики определена в итоговом документе совещания у Президента РБ, которое состоялось 2 сентября этого года. Судя по содержанию этого документа, увеличение объемов жилищного строительства будет происходить одновременно с доведением коммунальных платежей до стопроцентной окупаемости и переходом на новую систему налогообложения жилой недвижимости.

Планируемые нововведения касаются в основном финансирования жилищного строительства (в том числе реконструкции и ремонта жилого фонда), налогообложения жилой недвижимости, оплаты коммунальных услуг, а также работы самого жилищно-коммунального комплекса Беларуси.

Совету министров, в частности, поручено учесть при разработке прогноза социально-экономического развития на следующий год необходимость наращивания объемов жилищного строительства, с тем чтобы выйти по этим показателям на уровень 1990 года. При этом количество квадратных метров, сдаваемых в сельской местности, должно быть не менее 30% всего вводимого жилья. И если в этом году требовалось построить в среднем по три-четыре дома усадебного типа в каждом хозяйстве, то в следующем предусмотрено не менее пяти.

Для реализации этих планов принято решение о кредитовании совхозов, колхозов и других предприятий, осуществляющих строительство жилья для сельских жителей, в размере 95% от стоимости этого строительства (было 90%). Остальные же пять процентов должны быть изысканы заказчиками самостоятельно: за счет своих средств либо привлеченных - граждан. И по соответствующим изменениям уже подготовлен указ Президента.

Нововведения коснутся конечно же не только кредитования строительства жилья в сельской местности. Уже подготовлен проект указа об упорядочении кредитования в жилищном строительстве. Сейчас проект находится на доработке в Совете Министров и, возможно, уже в октябре будет направлен в Администрацию Президента РБ для утверждения. В этом указе, в частности, предусматривается введение общих, единых правил кредитования в жилищном строительстве, безусловно, с сохранением уже наработанных особенностей. Одновременно будут учтены те моменты, которые были в свое время упущены при разработке предыдущих указов и постановлений. Речь, в частности, идет о предоставлении кредитов на дополнительную площадь, которая полагается в связи с болезнью, и погашении кредитов молодым семьям, независимо от того, по какому указу они строят жилье.

В решении Президента большое внимание уделено и принципам социальной справедливости. Дело в том, что Комитетом государственного контроля выявлен целый ряд нарушений, допущенных исполкомами при предоставлении кредитов гражданам, строящим жилье. Речь идет не только о несоблюдении очередности кредитуемых, но и о предоставлении кредитов вовсе не состоявшим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Дабы впредь исключить такую пагубную практику, Президент потребовал до 1 января проверить все списки граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий в этом году, и установить их очередность. Списки очередников должны быть опубликованы в местных газетах и вывешены в административных зданиях городов и районов.

Кроме того, дано прямое поручение Беларусбанку установить жесткий контроль за своевременным и эффективным использованием кредитных ресурсов, выделяемых на жилищное строительство, путем проведения контрольных обмеров. Т.е. возвращается система контрольных обмеров, как было раньше. Одновременно банку предоставлено право в случае выявления нарушений законодательства при включении исполкомами граждан в списки кредитуемых отказывать в заключении кредитных договоров с последующим обжалованием решения исполкома в соответствующий облисполком или Мингорисполком для принятия окончательного решения. В случае же возникновения сомнений относительно кандидатов на получение льготного кредита банковские работники вправе требовать предоставления дополнительных документов, подтверждающих законность решений исполкомов.

Следует также отметить, что в решении Президента большое место отведено модернизации и реконструкции морально устаревшего жилого фонда. Определено, в частности, что при разработке проектов инвестиционных программ, начиная с 1999 года, на реконструкцию и модернизацию существующего жилого фонда должны предусматриваться не менее 20% от общего объема инвестиций, предусмотренных на жилищное строительство. Это и понятно, поскольку можно много строить нового жилья, но при этом столько же выводить ежегодно из жилого фонда, если не заниматься ремонтом и реконструкцией.

Важно то, что в бюджете на следующий год запланировано предусмотреть по заявке Минжилкомхоза деньги для проведения локальной тепловой реабилитации жилых домов. Сюда попадают все жилые дома, где имеются жалобы на промерзание и разгерметезацию стен, стыков панелей и прочих ограждающих конструкций. При этом Совету Министров поручено до 1 декабря рассмотреть вопросы о введении льготного кредитования капитального ремонта и реконструкции жилых помещений. И речь здесь идет о государственной поддержке не юридических лиц, а физических. К тому же в отличие строительства льготные кредиты на модернизацию планируется предусмотреть и для граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во всяком случае, такой вопрос должен быть рассмотрен правительством.

Кроме того, в 1999-2000 годах при рассмотрении бюджетов должны быть предусмотрены средства на проведение капитального ремонта существующего жилого фонда в объемах 1990 года. В целях же обеспечения качества жилищно-коммунального обслуживания до 1 января 1999 года должен быть осуществлен перевод жилищно-эксплуатационных организаций местных Советов на самостоятельную деятельность. И такая работа в Минжилкомхозе уже начата. При этом планируется активизировать привлечение на конкурсной основе организаций различных форм собственности для обслуживания жилья.

Много сложностей на пути совершенствования нормативной базы является непринятие до сих пор новых Гражданского и Жилищного кодексов. Проект первого уже подготовлен и в ближайшее время будет передан депутатам для ознакомления. Что же касается второго, то он был принят в первом чтении на прошлой сессии парламента. Причем по просьбе Совета Министров Президент принял решение объявить рассмотрение этого законопроекта срочным. Это значит, что после поступления специального документа Совета Министров в парламент последний должен будет в течение десяти дней рассмотреть этот законопроект.

Кстати, при обсуждении нового Жилищного кодекса в первом чтении в мае этого года основной вопрос, вокруг которого шли дебаты, заключался в том, как правильно учесть наличие у гражданина двух и более квартир. Ведь наличие недвижимости в собственности подразумевает получение дохода, если она приобретается не для личных нужд. Как бы там ни было, решением Президента Минжилкомхозу из республиканского бюджета выделяется 2 млрд рублей на создание системы учета и банка данных помещений, принадлежащих гражданам на праве частной собственности в РБ.

Одновременно Совету Министров поручено рассмотреть вопросы о прогрессивном налогообложении граждан, имеющих в собственности более одной квартиры и индивидуального жилого дома. При этом до 1 декабря этого года должен быть рассмотрен вопрос по поэтапному переходу на оплату населением жилья и коммунальных услуг в полном объеме. Речь идет о новой системе оплаты коммунальных услуг, которая будет полностью возмещать эксплуатационные затраты с учетом расходов на капитальный ремонт и которая бы исключала предоставление дотаций из бюджета (на республиканском и местном уровне). Для определенной же категории населения должна быть предусмотрена адресная дифференцированная поддержка государства.

При подготовке решения Президента не были оставлены без внимания и владельцы долгостроев в новых до сих пор не благоустроенных коттеджных поселках. Так, в районах массовой индивидуальной застройки в следующем году запланировано с участием предприятий и организаций в первоочередном порядке возвести объекты инженерной инфраструктуры.

Хочется обрадовать одиноких незамужних женщин и холостяков, которые не подпадают под действие указа о молодежном строительстве. В отношении их Совету Министров дано специальное поручение. Тем из них, кому исполнился 31 год и которые проживают в общежитиях и на частных квартирах, возможно, начиная со следующего года, будет предоставляться первоочередное право вступления в жилищно-строительные кооперативы.

Не забытыми оказались и сами строители. Так, в ближайшее время будет разработан примерный типовой договор подряда строительства жилых домов, а также проведен анализ эффективности использования налоговых льгот, предусмотренных при строительстве жилья.

Кроме того, Минстройархитектуры дано указание в последующее три-четыре года обеспечить снижение стоимости строящегося жилья еще на 20-25%. Следует заметить, что в целом планы белорусского Президента в отношении дальнейшего развития жилищного сектора экономики выглядят многообещающе. Остается лишь надеяться, что все намеченное будет осуществлено на должном уровне.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 1998 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость