Жилищные субсидии: порядок изменен
На семинаре также было рассказано о некоторых изменениях в порядке субсидирования граждан, улучшающих жилищные условия. Эти изменения предусмотрены новым Положением о предоставлении гражданам РБ одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений, утвержденным постановлением Совета Министров 5 августа этого года.
Первое и главное в новом документе то, что в нем дано более четкое регулирование порядка предоставления государственной финансовой помощи по субъектам субсидирования, объектам использования и размерам субсидий. В частности, установлено, что право на получение субсидий имеют только граждане Республики Беларусь. Реализовать его они могут совместно с членами своей семьи по письменному согласию всех совершеннолетних. Конкретизировано и право граждан, имеющих льготы на первоочередное или внеочередное получение жилых помещений, на получение в порядке соответствующей очередности и субсидий на строительство или приобретение жилья. При этом расширен перечень лиц, которым субсидии могут предоставляться вне очереди. В него, в частности, включены граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке не пригодными для жилья, специалисты, направленные государственными органами на работу в сельскую местность, а также граждане, выполнившие условия накопительного периода в системах целевого накопления средств на жилищное строительство. К таким системам сегодня относится программа инвестиционно-строительной ассоциации "Рациональный дом", осуществляющей по решению правительства в 1997-1998 годах экспериментальное внедрение системы стройсбережений в г. Минске.
Принято конкретное решение и по вопросу, который ранее решался неоднозначно. Речь идет о совместном использовании субсидий и льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или покупку жилья. В положении установлено, что и субсидию и льготный кредит на указанные цели могут получить (разумеется, в порядке очередности) только граждане, подпадающие под действие соответствующих указов Президента Республики Беларусь, дающих им это право (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, семьи погибших или пропавших без вести воинов, партизан, воины-интернационалисты, молодые граждане и граждане, постоянно проживающие и работающие в сельской местности и некоторые другие). Для остальных же предусмотрены либо субсидии, либо льготные кредиты - на выбор.
Определенным новшеством является и то, что теперь в качестве субсидий будут засчитываться не только денежные средства, специально направляемые на эти цели, и проиндексированные жилищные квоты (чеки "Жилье"), но и стоимость безвозмездно передаваемых либо продаваемых по льготным ценам недостроенных жилых помещений или неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилье, стоимость древесины на корню, продаваемой по льготным ценам. Сюда же следует относить и деньги предприятий, выделяемые своим работникам на улучшение жилищных условий в соответствии с Законом Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь".
В новом положении конкретизированы и расширены возможности использования субсидий. Раньше последние могли направляться только на новое строительство жилых помещений (собственными силами, по договору с застройщиками, по долевому участию в жилищном строительстве, в составе ЖСК), реконструкцию жилья, имеющегося в собственности, и покупку жилья.
Сейчас же субсидии могут использоваться также для финансирования в рамках программы целевого накопления средств на жилищное строительство (основанного на проектах, прошедших экспертизу в Минстройархитектуры), реконструкции и переоборудования зданий и сооружений под жилье, для покупки недостроенных квартир (домов) или неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих переоборудованию под жилые помещения. При этом граждане РБ имеют право осуществлять указанные сделки с использованием субсидий в любом населенном пункте республики (независимо от места постоянного проживания) в порядке, предусмотренном законодательством.
Существенно изменен и дополнен порядок определения размера предоставляемых гражданам денежных субсидий. Например, если величина полученной материальной поддержки в виде безвозмездной передачи (с зачетом жилищных квот) либо продажи по льготным ценам недостроенных жилых помещений или неэффективно используемых зданий и сооружений, продажи по льготным ценам древесины на корню превышает размер начисленной в установленном порядке денежной субсидии, то начисленная субсидия не предоставляется. В других же случаях денежная субсидия предоставляется в размере разницы между величиной начисленной субсидии и величиной оказанной гражданам безвозмездной материальной поддержки в стоимостном выражении.
Для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, установлены повышенные нормативы (на 34-44% по сравнению с городской местностью) общей площади жилых помещений в зависимости от количества членов семьи при определении размера базовой доли субсидии.
Если в составе семьи, получающей субсидию, имеются лица, пользующиеся правом на дополнительную жилую площадь (в частности, лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний), то норматив общей площади увеличивается на 10 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего такую льготу. Для семей свыше пяти человек, как и прежде, норматив общей площади увеличивается на каждого члена семьи на 14 м 2.
Некоторые новшества предусмотрены для военнослужащих, в том числе уволенных в запас и отставку, воинов-интернационалистов и некоторых других категорий граждан, которые на момент введения в действие Закона о приватизации (1 июля 1992 г.) по роду службы находились за пределами республики, не являлись гражданами РБ и поэтому не имеют права на получение жилищных квот. При начислении им субсидий размер базовой доли увеличивается на сумму, эквивалентную проиндексированным жилищным квотам, которые могли бы быть им начислены, если бы они на момент введения в действие указанного закона являлись гражданами РБ. Предельный размер этого увеличения не должен превышать 20% стоимости строительства нормируемой общей площади жилья типовых потребительских качеств.
Определен также порядок начисления субсидий гражданам, приобретающим жилье за пределами населенного пункта, в котором они состоят на квартирном учете. Детализированы и условия предоставления субсидий на реконструкцию и покупку жилых помещений, а также на строительство жилья, вводимого в эксплуатацию без отделочных работ и встроенной мебели.
Также более четко оговорены вопросы, касающиеся порядка и сроков перечисления субсидий гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на получение кроме субсидии льготных кредитов. В этом случае должна вначале использоваться в полном объеме начисленная субсидия, и только после этого предоставляется льготный кредит из расчета оставшейся части нормируемой общей площади.
Подробная регламентация порядка предоставления субсидий для работников специальных служб по субсидированию с конкретными примерами расчета размеров субсидий будет дана в методических указаниях, которые в ближайшее время должны быть утверждены Министерством архитектуры и строительства. Кроме того, ожидается усиление государственного и ведомственного надзора за строгим соблюдением нормативных документов, а также принятие мер по повышению ответственности должностных лиц за соблюдение порядка начисления и предоставления субсидий. Весьма важным в этом плане представляется предложение, которое в настоящее время рассматривается в республиканских органах управления, - о введении нормы по обязательному опубликованию в средствах массовой информации списков граждан, которым предоставляются субсидии.
Подготовила Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 1998 год в рубрике недвижимость