Специализация как основа промышленного прогресса
Для сознания современного человека специализация как следствие общественного разделения труда - естественнейшая вещь на свете. Очевидны и ее преимущества: унификация технологических процессов, повышение квалификации рабочих, сокращение продолжительности строительного цикла, повышение эффективности управления и в результате повышение качества. У руководителей строительного производства еще не изгладились из памяти постулаты, вынесенные со студенческой скамьи стройфака: "специализация наряду с концентрацией, кооперированием и комбинированием является эффективной формой общественного разделения труда".
В связи с особенностями и многообразием строительной продукции и видов строительно-монтажных работ специализация имеет особое значение для отрасли. Развитие специализации строительства позволяет реализовать так называемый эффект многократности, величина которого зависит от видов и числа изготовленных деталей и конструкций или типовых зданий. Многократное повторение в одинаковых условиях подобных операций приводит к рациональному использованию рабочей силы, сокращению простоев и потерь рабочего времени (общую эффективность использования рабочего времени в условиях индустриальной специализации можно увеличить в 1,5 раза).
Между тем осознание не только важности, но и самой возможности специализации как эффективной организации производственного процесса явилось настоящей революцией в науке управлять. Наше образование пальму первенства понимания роли общественного разделения труда отдает классикам марксизма-ленинизма. Однако это не так. Еще во второй половине XVIII века Адам Смит опубликовал свое знаменитое "Богатство народов", первые три главы которого были посвящены важности общественного разделения труда, при этом приводился пример использования принципа разделения физического труда при изготовлении булавок. Чарльз Бэббидж, профессор математики в Кембриджском университете, в своей книге "Экономика машин и промышленных предприятий" (1832 г.) пошел дальше.
Математический талант Бэббиджа нашел применение при создании знаменитой "аналитической машины" - предшественницы цифровой вычислительной машины. Широта научных интересов побудила его к путешествию по Европе в течение более 10 лет, где он наблюдал и изучал работу промышленных предприятий. Это, бесспорно, оказало влияние на содержание упомянутой книги: в ней содержится множество рассуждений о значении инструментов, размещении предприятий, профсоюзах и применении счетных машин, работающих на перфорированных картах. И все же именно положения Бэббиджа о специализации, или разделении труда, помогают нам понять основное отличие промышленного фабричного производства от традиционного и необходимость появления менеджмента как научной дисциплины.
Бэббидж усовершенствовал и развил оригинальную идею Смита. Одна из отличительных особенностей концепции Бэббиджа - разделение физического и умственного труда. Именно поэтому он разработал аналитическую машину, позволяющую освободить талантливого человека от множества рутинных расчетов. Если специализация хороша для заводских рабочих, то, спрашивал он, почему она не столь же полезна для математиков?
В нашем обществе специализация легко находит оценку и понимание. Мы привыкли к врачам, имеющим дело только с ушами или скелетом, к юристам, которые специализируются исключительно на недвижимости, и к бухгалтерам, занимающимся только налогами. Такого не было на родине промышленного производства - Англии XVII века. Специализация казалась не столь очевидной для фермера или работника надомного производства. Прежде чем появились заводы и сборочные линии, люди были универсалами, они одновременно пахали землю, сеяли, вносили удобрения, собирали плоды своего труда и обрабатывали их в своем хозяйстве. Семейная ферма была приятным местом для работы. Во-первых, человек работал на себя. Во-вторых, как представлялось, все имело свой смысл. Никого не беспокоили регламент производства, специальность и квалификация. Надо было просто работать, и люди работали. Не имело значения, доил ли человек корову или выпалывал сорняки.
Работа на заводе, фабрике, любом "производстве" не имеет такого высокого патриархального смысла. Нередко рабочие не видят результатов своего труда. Рабочий знает (и чаще всего хочет знать) только то, что он пробивает шесть отверстий в металлической пластине, когда она подается на его рабочее место. В то же время рабочий фактически не является собственником предприятия. Рабочие - это "мы", а собственники или управляющие - "они".
Массовое производство, массовые рынки и избыток относительно малоквалифицированной рабочей силы вызвали потребность в человеке или группе людей, которые координировали разнообразные виды деятельности в рамках некой единой организационной структуры. Потребовались квалифицированные менеджеры.
Чарльз Бэббидж распознал потенциальные возможности специализации. Фактически он утверждал, что разделение труда представляет собой наиболее важный принцип для всех тех, кто выполняет какую-либо работу. Подобно А.Смиту, он составил перечень положительных характеристик специализации, из которых наиболее важными являются следующие:
1. Она позволяет сокращать время, необходимое для овладения профессией. Время, которое требуется для того, чтобы освоить профессию, зависит от ее сложности и числа отдельных операций, необходимых для ее выполнения. Чем сложнее задание и чем больше операций оно содержит, тем больше потенциальная выгода от специализации.
2. Она уменьшает отходы материалов во время курса обучения. Когда человек обучается новому делу, он неизбежно допускает ошибки при изготовлении. Это приводит к потерям. Эти потери можно уменьшить, если человек ограничивает свое внимание только одной задачей, которую он быстрее учится выполнять.
3. Она исключает время, которое тратится на переход от одного вида задания или работы к другому. Человек, который специализируется на плотницких работах, не теряет времени на то, чтобы сделать перерыв для выполнения водопроводных или электрических работ.
4. Она дает возможность достичь высокого уровня квалификации. Теоретически качество повышается в результате разделения труда по той причине, что повторяемость операций ведет к повышению скорости и качества работы.
5. Она стимулирует трудосберегающие инновации. Как и Смит, Бэббидж считал, что специалист, который становится экспертом в выполнении одной-единственной задачи, с большей вероятностью может изобрести, внедрить инструмент или способ, позволяющий усовершенствовать его труд.
6. Она обеспечивает большую сочетаемость человека и задания. Если человек нанят для того, чтобы выполнять все виды работ, то он должен уметь выполнять самый тяжелый и самый сложный вид задания в рамках всего комплекса работ. По мере специализации мастерство и физические способности легче приспособить к конкретному заданию.
Бэббидж был мечтателем, но его мечты не были далеки от реальности. Он предвидел возникновение массовых рынков для "продуктов труда" специалистов, а также потребность в больших суммах капиталовложений, если специализация станет практиковаться в широком масштабе. Причем последняя тенденция в марксизме называлась "замещением труда капиталом".
Считается, что первым, кто обратил внимание на такое закономерное следствие разделения труда как механизация (а это не что иное, как проявление пресловутого замещения труда капиталом), был шотландец Эндрю Юр. Обладая медицинской научной степенью, он почему-то заинтересовался британской текстильной промышленностью (этот факт лишний раз иллюстрирует, что менеджмент - это не образование, а, скорее, призвание). Юр детально обследовал фабричные регионы страны и фактически старался "есть, спать, думать и чувствовать" так же, как заводские рабочие. Он беседовал с рабочими, наблюдал их и наконец написал о них в книге под названием "Философия производства".
Книга начиналась с изложения огромного множества данных о демографии и общественном здравоохранении, что, несомненно, наряду с исследовательским интересом Юра, объясняется его профессией врача. Серьезность и весомость проведенного исследования помогли отстоять Юру его позицию в противовес докладу некого господина Сэдлера, который обвинял промышленников в том, что они слишком грубо обращаются с рабочими и в целом равнодушно относятся к плохим условиям труда. Юр утверждал, что корень проблем надо искать в другом - в недостаточной механизации. Данные его исследования свидетельствовали, что лучше всего работа выполняется машинами, замещающими человека и освобождающими его от тяжелого труда. Сэдлер обвинял машины в злоупотреблении детским трудом и нищете, Юр порицал условия организации труда на фабриках.
Фундаментальный принцип, как его видел Юр, заключался в том, "чтобы заменить ручное мастерство механической наукой", или, другими словами, ручной труд машинным. Идея специализации Бэббиджа была развита и продвинута дальше: ведь машины позволяли сократить рутинный труд, позволяли повысить уровень производства, помогали человеку сосредоточиться на более квалифицированных операциях.
Вскоре увлечение машинами начало распространяться в направлении Нового Света. Предприниматели Америки всерьез восприняли совет Юра и предпочли иметь машины. Малоквалифицированные рабочие могли обслуживать машины, хотя и не могли ими управлять. Одновременно военные в Европе открыли для себя преимущества взаимозаменяемых деталей для мушкетов и винтовок. Когда идеи взаимозаменяемых деталей и механизированных фабрик были объединены, возникло новое явление, известное как американская система производства.
Появление американской системы производства имело далеко идущие последствия. В то же время изобретатели разрабатывали планы использования взаимозаменяемых деталей для самых разнообразных и необходимых для рынка изделий - от швейных машин до велосипедов. Со временем в результате развития этой концепции стало возможным производство в больших количествах автомобилей. А по мере увеличения транспортных мощностей можно стало наконец производить промышленные товары в количествах, отвечающих требованиям рынка. Наступило время массового производства и массового потребления.
Эпоха массового производства и экономии от масштаба началась с американской автомобильной промышленности. Новым "шедевром" специализации стала недвижущаяся сборочная линия компании "Oldsmobile". После пожара, уничтожившего завод компании в Детройте в 1900 г., "Oldsmobile" заключила договор с местными машиностроительными предприятиями на изготовление и поставку деталей и узлов на вновь построенный завод, где они транспортировались от одного рабочего к другому с целью окончательной сборки. Благодаря этой технологии выпуск автомобилей был увеличен с 400 в 1901 году до 5000 в 1903-м, а автомобиль фирмы стал первым доступным автомобилем Америки.
Однако массовым автомобиль в Америке стал только благодаря гению Форда. Свою цель - создать автомобиль, который мог бы купить любой человек, независимо от рода занятий - Форд начал осуществлять в 1913 году, когда установил первую движущуюся линию сборки. Ровно за пять лет до этого Генри Лиленд из компании "Кадиллак" поразил мир производством практически безупречных взаимозаменяемых частей, продемонстрировав простой эксперимент. До того как Лиленда осенило, детали обычно производились для конкретных автомобилей и подгонялись с особой точностью, на это уходило много времени В 1908 году Лиленд отправил три "кадиллака" в Англию, где они были разобраны и их детали были перемешаны с другими компонентами, взятыми с торговых складов. Затем из деталей были собраны три функционирующих "кадиллака". То, что раньше открыли для себя военные, теперь обнаружили автомобилестроители. Так вот, Форд объединил концепцию компании "Oldsmobile" и идею Лиленда в своей знаменитой сборочной линии: автомобильная рама двигалась по цеху на конвейерной ленте, в то время как рабочие по обеим сторонам линии устанавливали детали на раму. После того как была внедрена линия, модель Т можно было собрать менее чем за 2 часа и стоила она в 2 раза дешевле.
Концепция сборочной линии как бы подвела итог одного этапа экономического развития и стала исходной ступенью для другого. Во-первых, она объединила стремление к специализации, за которую выступал Бэббидж, и замену ручного труда машинами, как это представлял Юр. Результатом стал производственный процесс, состоящий из последовательных, относительно простых рабочих заданий, организованных в непрерывный, взаимозависимый поток. И что особенно важно для устойчивости модели производства, опирающейся на специализацию, - все оборудование и материалы поступали в назначенное время и в точно установленный срок.
Была получена невероятная экономия. Массовое производство и эффект масштаба были ответом на проблему снабжения массовых рынков, состоящих из относительно богатых покупателей. Сборочная линия настолько революционизировала жизнь, что в конце 70-х она была включена в список изобретений (наряду с телефоном, компьютером, телевидением, пластмассой, самолетами, управляемыми ракетами и атомной бомбой), которые "могут оказать самое значительное влияние на устройство нашего будущего и ускорение темпов преобразований, к которым придется адаптироваться". К слову сказать, мы, люди из ближайшего будущего, можем констатировать: сборочная линия не потеряла своей актуальности. Но изменения, вызванные ей, приняли неузнаваемый характер. Наиболее значительным из них стало появление промышленных роботов.
Чем более предсказуемой и программируемой становилась работа на сборочной линии и чем больше взаимозаменяемых деталей использовалось в производстве, тем легче такую работу могли исполнять машины. Перспектива автоматизации позволила надеяться на решение некоторых важнейших проблем, с которыми столкнулись предприниматели в середине двадцатого века. Например, автоматизированные заводы можно было бы разместить в регионах с низкими издержками и значительными невостребованными людскими ресурсами. Однако промышленники наблюдали интересный феномен: зачастую рабочие предпочитали приступить к работе на новом полностью автоматизированном предприятии и выпускать новую продукцию, а не участвовать в конверсии старого оборудования и выпускать старую продукцию на предприятии, которое перед этим автоматизировали и на котором из-за этого были уволены люди.
Развитие промышленного общества по-прежнему зависело от капитала как важнейшего ресурса. Самыми конкурентоспособными предприятиями оставались опиравшиеся на капитал, необходимый для того, чтобы находиться на острие промышленной технологии. Но сегодня информация вытесняет капитал в рейтинге наиболее дефицитных ресурсов нашего времени. Скоростная обработка информации зависит прежде всего от компьютеров. Когда возможности компьютера в обработке информации были использованы для точного и предсказуемого контроля механических рабочих органов, тогда и появился промышленный робот
Серьезный интерес к использованию промышленных роботов проявился в конце 60-х годов, но их практическое применение началось в основном в последние два десятилетия. Промышленные роботы являются продолжением автоматических линий - это, в сущности, автоматы, но обладающие большей гибкостью. Например, различие между роботом и автоматическим прессом состоит в том, что робот совершает относительно свободные движения, напоминающие движения человеческой руки. Поэтому роботов иногда называют программируемыми автоматами. Большая часть промышленных роботов находится в Японии. Рост признания промышленных роботов продиктован прежде всего экономическими соображениями - замещение дорогостоящего труда людей (в США более 20 долл. в час) роботами, не нуждающимися в заработной плате, эксплуатационные расходы на которых с развитием технологии сокращаются, делают подобное оснащение производства все более привлекательным.
Несмотря на то что временные границы между паросиловыми установками и манипуляторами компании "Хитачи" велики, связь их очевидна. То, что сначала использовалось как средство повышения производительности путем совершенствования мастерства в выполнении определенного задания, привело к почти полному исчезновению неквалифицированного рабочего труда в ключевых отраслях промышленности развитых стран. Впрочем, в природе нет явлений, приносящих только положительный эффект. Это нанесло ущерб даже высококвалифицированным рабочим кадрам. Другой проблемой, которую породила специализация, стало явление психологической отстраненности рабочего от своего труда, а также монотонность, скука и стресс высокомеханизированного труда. И сегодня она не решена экспертами по мотивации для нелидирующих отраслей промышленности.
Специализация, хотя и является "крестной матерью" современного промышленного производства, не ограничивается только им. Более того, она меняет свое направление. Сегодня стратегическое поле для прибыльности идеи специализации - сфера услуг и информационного обеспечения. Такое положение вещей объясняется современным кризисом массового производства в развитых странах Дело в том, что основные потребности потребителей этих стран (в жилье, продуктах питания, одежде и т.п.) удовлетворены. По данным американской статистики, более 90 % американских домохозяйств в настоящее время полностью обеспечены товарами массового спроса, включая холодильники, телевизоры, тостеры и т.д. Увеличивающаяся специализация производства, индивидуализация потребительского спроса, растущая нестабильность отраслевой структуры, интенсивное внедрение НТП делают особенно актуальным применение маркетинга "ниши" рынка. "Ниша" находится на стыке сегментов рынка, как правило, связана с небольшой по емкости, мобильной и узкоспециализированной областью хозяйственной деятельности. Предприятия, как правило, небольшие, в силу своей направленной специализации выполняют в современной экономике очень важную и незаменимую роль - они являются проводниками инноваций, своеобразными лоцманами нового продукта на рынке. Подверженные большой степени риска "детской смертности", такие предприятия, однако, иногда становятся родоначальниками совершенно новых отраслей.
Глазкова СВЕТЛАНА, маркетолог
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 1998 год в рубрике менеджмент