Балчик дышит солнцем




Слово "уникальный" теперь редко используется в прямом своем смысле. А вот болгарский Балчик действительно уникален: есть ли еще где-нибудь рыбацкие поселки с дворцом румынской королевы? А с ботаническим садом? Но Балчик не поселок, а городок, у которого, как и положено настоящему городу, есть свой Старый город - центр. Плюс два километра побережья с портом, яхт-клубом и дворцово-парковым ансамблем.

Дворец

Летом 1921 г. румынская королева Мария путешествовала по болгарским территориям к югу от Добруджа (теперь Добрич), присоединенным к Румынии по Ньойскому договору. Морской пейзаж на юго-западе Балчика ей так понравился, что здесь решено было построить летнюю резиденцию. Под руководством талантливых итальянских архитекторов Августини и Америко в 1922 г. работы начались и в 1936 г. были закончены. Проект выполнен в стилистическом единстве мавританских и болгарских традиций.

Архитектурно-пространственная композиция лирична и изысканна. Она сформирована спокойным членением простых геометрических форм, проемов, декоративной пластикой стен. Этих элементов немного, но благодаря выступающим объемам они читаются по очереди, постепенно, как кадры немого кино. Эмоциональное и эстетическое восприятие от этого только выигрывает, архитектор как бы оставляет дворцу какую-то романтичную тайну. Регулярный ритм оконных проемов, решеток, балюстрад и балясин создают ощущение покоя и уверенности расположения строительной конструкции в окружающем мире вообще и пейзаже в частности.

Внутренняя планировка дворца неожиданно компактна. Парадные покои, столовая и кабинет, спальня и ванная комната - вот, пожалуй, и все. В здании три этажа, каждый имеет свой выход. В подвальном помещении размещены хозяйственные службы.

Стильный интерьер дворца так лаконичен, что его легко недооценить. Общая идея -- благородный контраст белых стен и сводчатых потолков с темно-коричневыми балками, перекрытиями и мебелью. Виды из окон и с террасы, выходы с каждого этажа в парк и к морю внезапно дают ощущение изящества жизни его обитателей, редкое ощущение. Были ли при королеве стены просто побелены? В любом случае, теперь они - прекрасный фон для выставки современной болгарской живописи.

Парк

Было бы странно, если бы вокруг резиденции не было парка. Им стал не простой парк, а Ботанический сад. Его основал в 1955 г. академик Баки Иорданов. Основываясь на анализе особенностей географического положения и возможностей мягкого балканского климата, он начал активно собирать флору разных стран. 400 ботанических садов всего мира приняли участие в формировании базовой коллекции. В итоге только видовое разнообразие растений достигло 200.

Гордость Ботанического сада - аллея кактусов-великанов. Некоторые из них достигают пятиметровой высоты. О кактусах заботятся флористы и садовники, высаживая их в грунт только в летний сезон, а зимой оберегая в оранжереях. Гиганты вносят некий диссонанс в прямолинейную каменную гармонию сада, они уже больше, чем просто растения, но и не рукотворные образы. В Европе столь экзотичное место есть еще только в Монако.

Рукой хорошего колориста "вписаны" в уступы гор плантации багровой celosia cristata, заросли фиолетовой eucommia ulmoides, низкая лилово-коричневая eriobotrija gaponica. Длинные листья агавы, сухие и жесткие, на редкость удачно подчеркивают разную высоту растений, вертикальное построение пейзажей относительно гор и моря.

Общее количество видов растений доведено уже до тысячи, из них 350 исключительно редких.

Ансамбль, но не land-art

Теперь в дворцово-парковый ансамбль входят дворец, сад и несколько вилл: Магнолия, Тиха, Луна, Боряна, Ивка, Принц Николай, Кладенец, Параканс.

Главные архитекторы здесь, несомненно, время и природа. Именно они ежедневно насыщают замысел дизайнеров по ландшафту жизнью. И они же несколько нивелируют проект, т.е. лишают его искусственности и нарочитости. Собственно ландшафт - горы, море и солнце - создает эмоционально насыщенную для художника систему координат. В результате получаются и не стихийные природные формы, и не четкие утилитарные, скорее, это естественность целостной композиции.

Основной строительный материал - местный ракушечник, пластические свойства которого в полной мере и использованы. Маленькая церковь начала XIX в. перенесена в парк с острова Крит в подарок королеве Марии от зятя. Она разобрана и собрана заново на месте, включая иконостас. Классическая архитектура ансамбля вырастает из горы: мощные каменные стены и монументальные колонны удерживают целые пласты земли. К счастью, сад лишен чистой академической красоты, аллегорий и поэзии ботанических рисунков, популярных в Европе в XIX в. Они бы унесли нас подальше от будничных забот, как и все ботанические сады мира, если бы не демократичность и импровизации самой природы. Ансамбль построен как пирамида из террас с множеством лестниц и подъемов, вымощенных каменными плитами. К восприятию подключается древнейшее наше чувство - чувство пространства, и сразу видишь, что принцип пирамидального построения сродни самим горам. Эстетическое переживание строится на контрасте изменчивого моря и неизменности гор, пестрого пейзажа и сдержанных фасадов вилл. Их скромные интерьеры (а ведь за окнами яркое солнце) - безусловная удача дизайнеров. Горная речка и несколько источников развиты как многоуровневая система водоемов, каналов, бассейнов и даже водопадов. Излюбленные архитектурные формы -- мостики над ними, наподобие венецианских, каменные чаши и фонтаны в форме сфинксов, мраморные трон и стол прямо над морем, привезенные из Флоренции, площадки и переходы превращены в клише. Такое впечатление, что металлические конструкции и бетон, благополучно победившие в индустриальном XX в., не придут никогда. И никаких развитых свободных пространств, никаких трансформаций. Конечно, современный человек, для которого категории абсурда и абстракция - это нормально, инертность массивных плит, громоздкие арочные конструкции и колоннады воспринимает как архаику. Только южное солнце и незримое присутствие моря, его волнение, шум и запах объединяют стилизацию и реальность. В нашем случае это и есть настоящая организованная среда архитектурного пространства. И хотя land-art остается в стороне, традиция ландшафтных образов выполняет свою задачу: человек находит собственное место в этом пространстве, как нашла его ящерица на горячем камне.

Город

Он живет собственной жизнью. Оказалось, что он очень древний - 2600 лет. В городском историческом музее собраны многочисленные находки археологов: план древнего поселения, монеты периода римской империи с профилями Тиберия II Константина, Агрипина, Юстиниана. Сохранились керамика эпохи эллинизма, орудия труда и женские украшения времен I болгарского царства. В XIX-XX вв. граждане Балчика сражались на фронтах Крымской войны 1853-1856 гг., сербско-болгарской войны 1885 гг., добруджском фронте 1918-1919 гг. Рост национально-освободительного движения и тенденций просветительства привели к строительству в 1845 г. церкви св. Николая и училища, где занятия велись на староболгарском языке. Турецкие власти разрушили эти здания и сожгли книги, но позже все было восстановлено. В начале XX в. в провинциальном Балчике строятся мельница и макаронная фабрика, оснащенные самыми передовыми по тем временам технологиями. Этнографический музей представляет интерьеры и образцы мебели, декоративно-прикладного искусства, хозяйственной утвари балканского дома. Город славится и ремесленными мастерскими: кожевенной, ткацкой, по деревообработке. Его строительство идет как освоение ландшафта, улицы, виноградники, двух- и трехэтажные частные виллы, иногда совсем маленькие, забираются все выше по уступам гор. Старая Гора, покрытая лесом, с разветвленными отрогами защищает маленький Балчик от непогоды и подталкивает к морю.

Недвижимость в райских местах стоит относительно недорого: от $ 200-300 за 1 м2 жилых помещений. Это и дома, и квартиры, и частные виллы, и бунгало, отели и пансионаты, земля для строительства. Минимальная общая стоимость недвижимости - от $ 7000. Агентство в Балчике предлагает около 200 объектов на Черноморском побережье Болгарии.

Строят здесь в основном из кирпича. В Балчике я видела современный совершенно роскошный руст - облицовку (поверх кирпича) из камня с грубо отесанной поверхностью в сочетании с декоративной гладкой окантовкой. В частных домах оставшиеся от прежних построек старые каменные плиты берегут, что идет на пользу и плитам и новым домам, которые время только украшает. Естественный рельеф рыжеватых и выбеленных возрастом плит цокольного этажа придает зданию величественность. Зимой на две недели город замирает - гололед. Ни люди, ни транспорт в горной местности не рискуют передвигаться по ненадежным склонам. Но снег быстро тает. Начинается ожидание следующего лета.

Любовь ГАВРИЛЮК, фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 1998 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость