Москва — незнакомый мегаполис




Общее ощущение - дыхание, движение. Архитекторы чувствуют себя явно свободнее, изыски формы, похоже, разрешены и оплачены. Последние десять лет, по мнению экспертов, востребованы проектировщики, реализованы многие идеи, инженерные и дизайнерские разработки. Конечно, в большей степени это касается центра, но уже и округа "подтягиваются". Город вполне можно не узнать, так много в нем новых, реконструированных и реставрированных проектов. Одно осталось прежним - стилистический перекресток, открытость всем краскам, веяниям, пестрота нового и декоративность хорошо знакомого старого. И в этой широте - своя гармония.

В Москве нельзя не попасть под обаяние идей Ю. М. Лужкова. Одна из "любимых": остановка строительного комплекса - это гибель для государства. Только в строительство привлечены практически все отрасли народного хозяйства. Именно здесь реальны преимущества рыночной экономики. Именно здесь должен грамотно работать частный капитал, существование и перспективы которого игнорировать глупо. Выгодность и гарантии инвестиций, расширение возможностей для рядовых граждан заработать средства для достойной жизни и жилья - объективная необходимость. Снижение размеров кредитных ставок на строительство и создание ипотеки стали острейшими проблемами, от скорейшего решения которых зависит будущее российской столицы. Понятно, что при всей политической неоднозначности и неординарности московского мэра, столь конструктивная идеология вызывает безусловную симпатию горожан и активно пропагандируется СМИ.

И строители царят повсюду безраздельно: нет тихих мест, уютных двориков, везде идет работа. Подъемные краны со всевозможным оборудованием, отбойные молотки, дизель-молоты, бетоноломы, подмости и груды строительного мусора (такое впечатление, что он выносится отовсюду) - все это, порождая невероятный шум и вибрацию, создает атмосферу стройплощадки, которую нельзя ни с чем перепутать.

Инвестиции-строительство-недвижимость - неразрывная стратегическая связь задач, выполнение которых прослеживается невооруженным взглядом. (Так, кстати, называется международная специализированная выставка-конференция, уже во второй раз прошедшая в Москве.) Задействованы многие рыночные способы ведения хозяйственной политики: кредитно-финансовая система, внебюджетные источники, займы, вексельные кредиты, товарный лизинг, т.е. тот инвестиционно-информационный механизм, который качественно изменил саму экономическую структуру комплекса. К основным параметрам инвестиционной стабильности, а значит экономической устойчивости отрасли, можно отнести благоприятные "климатические" условия. Это льготы по налогообложению прибыли предприятий с иностранным участием, проведение конкурсов на размещение инвестиций, механизм привлечения сбережений населения, страхование инвестиций, использование структур фондового рынка и имущественно-земельного комплекса. Все, что снижает инвестиционные риски, поставлено на службу строительной индустрии. В рамках генерального плана Москвы (до 2020 года) разрабатываются концепции развития каждого округа с учетом конкретных условий и коммерческих возможностей, причем только в Западном округе, согласно бизнес-плану, ожидается почти двукратная отдача вложенных средств. Иностранные партнеры привлекаются к прокладке инженерных коммуникаций, дорожно-мостовому, транспортному, гаражному строительству.

Приоритетное направление градостроительства, и как результат "фаворит" рынка недвижимости - жилой фонд. Одна из основных общегородских программ - "Жилище". В прошлом году введено более 3 млн м2 жилья, включая 1 млн бесплатного. В первом полугодии 1998 г. - 1 млн 566 000 м2, причем годовой план по муниципальному жилью выполнен на 64 %. Как один из путей решения проблемы вводится рассрочка платежей от 5 до 20 лет, что позволит очередникам префектур приобрести квартиру в относительно доступном режиме. Так называемое "коммерческое" жилье, т.е. то, которое городские власти продают гражданам по рыночным ценам, финансируется и сдается не столь быстро. Но и здесь предпринимается многое: передача в этот сектор домов, построенных для Всемирных юношеских игр, создание льготной ипотеки (13% годовых в валюте на 10-0 лет вместо 25% на 10 лет в коммерческом банке). Вообще же прогнозируется высокая эффективность различных схем ипотечного кредитования, когда под залог жилья, уже имеющегося или строящегося, банки начнут выделять москвичам кредиты. В районах с развитой инфраструктурой, с ансамблевой застройкой магистралей, в непосредственной близости к станциям метро все это имеет особое значение. Дополнительные удобства: детские площадки и зона отдыха, открытая автостоянка на разумном расстоянии от дома и подземный гараж. Инвестированием в строительство и реализацией жилья с 1997 г. занимается специально созданное Управление внебюджетного планирования развития города.

Неотъемлемая часть жизни теперешних горожан - рынок. Оптовые и вещевые, сельскохозяйственные и стройматериалов, мелкооптовые, радиорынок и рынок автозапчастей - это особый мир. Возможность выбирать с пристрастием, пробовать и торговаться, просто получить удовольствие от эстетики изобилия, пообщаться и получить приглашения, добрые пожелания, - все это стало реальностью, если и не европейской, то вполне пристойной. Да, ничего общего с супермаркетом и бутиком, которых тоже множество, но сегодняшние рынки - уже современные, крытые торговые комплексы с транспортными развязками и автостоянками. К ценообразованию владелец рынка отношения не имеет. Ветеринарный контроль, контроль за качеством, торговые места и оборудование, модернизация павильонов и холодильных камер, благоустройство и безопасность - вот проблемы администрации. И даже бесплатный транспорт к ближайшей станции метро. Интересно, что в Южном округе только 14 из 34 рынков сельскохозяйственные, крупнейший рынок стройматериалов - "Каширский двор".

Очень серьезное внимание уделялось спортивным сооружениям в связи с проведением Всемирных юношеских игр. Много написано о строительстве новой Олимпийской деревни, о дворцах спорта "Лужники", "Сокольники", спорткомплексе "Олимпийский". Уникальный спорткомплекс даже сравнивают с Колизеем: размеры по осям 224 м и 186 м, вместимость

45 000 человек; у Колизея - 188 м и 156 м, от 50 000 до 90 000 зрителей; на 1900 лет Колизей старше. Не только крупные площадки, где состоялись праздничные мероприятия, все эти шоу, но и "неглавные", например стадион "Торпедо" им. Стрельцова (отборочные игры по футболу), комплекс "Чертаново" (турнир по фехтованию), обновили кровлю, подтрибунные помещения, спортивные арены, зрительские галереи и пластиковые кресла, пресс-центры, телефонные кабели и пожарную сигнализацию, фасады, подсветку и звуковую аппаратуру. А еще зал "Дружба" (греко-римская борьба и дзюдо), стадион ЦСК на Песчаной улице (футбол) и более десятка кортов, бассейнов, малых и больших арен. Теперь понятно, почему школьники, никогда особенно спортом не занимавшиеся, с зелеными волосами, увешанные флагами и еще чем-то экзотическим, толпами разгуливают по городу, за несколько часов до начала соревнований собираясь на стадионы. Масштаб обновления созвучен темпераменту спорта, куражу и азарту юности. (Не зря в спорте сейчас ищут национальную идею.) Вот вам и энергетика городской застройки.

Не хочется выделять ни один новый или обновленный объект специально: так их много, и так неожиданно они иногда возникают, а иногда разрастаются в целые кварталы. Но на редкость удачен решенный в московском стиле ансамбль Манежной площади. Безошибочно выбрано место для туристов: и отдых, и shopping. Чисто психологически удачно, ведь рядом Тверская и Охотный ряд, где не отдыхают, и Красная площадь, где тоже не принято задерживаться дольше, чем на время фотовспышки или боя курантов. А на Манежной площади нет ни торжественности Кремля, ни атрибутов успешной деловой жизни центральных улиц. Здесь, у фонтанов, можно сидеть часами, наблюдая праздную толпу и чувствуя абсолютную собственную отдельность. Юные туристы лежат, воображая себя, наверное, в Париже. Странная все же вещь - организация пространства. Строго говоря, чем уж так располагает к relax здание 1831 г. в стиле классицизма? Безопорная конструкция, выполненная под руководством прославленного архитектора О. Бове, имеет 166 м в длину и 46 м в ширину. И до революции и после использовалась как выставочный зал.

Правительством уже одобрены новые грандиозные проекты: генеральная схема водоснабжения и канализации Москвы, линия мини-метро до международного центра Москва-Сити, застройка жилого района Куркино, Третье кольцо московской дороги с транспортными развязками на трех уровнях и без светофоров (таким же образом обеспечивается бесконфликтное движение в четырех направлениях на четырех уровнях на развязках Ярославского и Ленинградского шоссе). Реконструкция Московской кольцевой автодороги заканчивается. Это 109 км с 60 автозаправочными станциями, техцентрами, автомойками, 70 "точками" питания и торговли. Строительство сложных инженерных сооружений стало необходимостью после трехкратного превышения прироста частного транспорта по сравнению с прогнозируемым объемом. Таким образом, дорожно-транспортное строительство вышло на второе место после жилищного.

Экология городской среды - еще, видимо, узкое место. Ландшафтное проектирование, хотя само по себе очень перспективно, пока только на старте. И старт этот уже заметен. Но из всех видов ангажированности экологическая явно проигрывает. Совершенно ясно, что как только ее проблемы займут свое место в московской градостроительной политике, город опять изменится неузнаваемо. По минским меркам московские бульвары и скверы (знаменитые Чистые пруды, например) выглядят очень скромно, - все-таки зелени "тяжело" среди всех этих строек и реконструкций, в их ритме и грохоте, в окружении автотранспорта. Напряженная среда, ощущение перманентности перемен не дают чувства покоя и людям. Но для экологии человека все-таки решающим остается фактор импульсивного движения вперед, упорной работы, строительной не только в прямом смысле слова.

Любовь ГАВРИЛЮК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 1998 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость